Заневская Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ«СОШ№ 5» г. Биробиджана

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление: приобщение к культурному наследию.

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность): «Восхищайтесь красотой!»

Ф. Шиллер сказал: «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически». Произведения народных художественных промыслов России – дымковская игрушка, вологодские кружева, дулёвский фарфор – знают во всем мире. Это часть самобытной культуры русского народа. Приобщиться к ее к традициям, узнать много интересного на часе творчества «Восхищайтесь красотой!» о произведениях народного промысла «дулёвский фарфор», самим попробовать себя в роли художника, рассказчика, экскурсовода необходимо для подрастающего поколения как необходимое условие для развития гармоничной, творчески развитой личности, уважающей историю страны, способной жить по законам добра.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 6-го класса (12-13 лет).

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность). Эстетическое воспитание учащихся занимает значительную часть в воспитательной работе и тесно связано с духовно-нравственным: оно развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Человек, способный видеть и понимать красоту, тянется к добру, он не способен совершить безнравственный поступок.

Мной проводится системная работа по эстетическому воспитанию учащихся. На классном часе «Прикоснись к прекрасному» мы рассуждали о картине И. Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану», а на часе общения «История одного шедевра» искали ответы на загадки картины Леонардо да Винчи «Джоконда». Подросток учится анализировать детали, отмечать плавность линий, ищет скрытый смысл полотен, обретает свой идеал красоты и гармонии – растет духовно. А мероприятия о народных промыслах России могут быть проведены так: в 5 классе – о богородской и городецкой игрушке, в 6 классе – о дулёвском фарфоре, в 7 классе – о каслинском литье и финифти (костромской), в 8 классе – об исчезающих народных промыслах – томской бересте, костромской скани, шемогодской резьбе, в 9 классе – о народных промыслах народов Дальнего Востока: шитье из ровдуги (замши), изделия из приамурской бересты, резьба из моржового клыка. Все проводимые мероприятия будут расширять образовательный и культурный уровень учащихся, способствовать выбору будущей профессии.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель – определение ценности дулёвского фарфора для будущих поколений.

Задачи:

— сформировать представление о народных промыслах России;

— выявить особенности дулёвского фарфора;

— определить роль дулёвского фарфора в истории страны;

— продолжать работу с различными видами информации и умению трансформировать информацию;

— воспитывать уважение к культурным традициям и истории России;

— воспитывать эстетический вкус.

Планируемые результаты

Общекультурные:

— имеют сформированное представление о народных промыслах России;

— знают особенности дулёвского фарфора;

— умеют работать с различными видами информации и её трансформировать;

— умеют выступать с сжатым пересказом прочитанного текста;

— способны определить роль дулёвского фарфора в истории России.

Личностные:

— способны воспринимать эстетическую значимость произведений художественных промыслов;

— способны воспроизвести рисунок дулёвских мастеров фарфора на бумаге;

— способны самостоятельно оценить роль дулёвского фарфора.

Метапредметные

Регулятивные :

— способны принимать и понимать задачи мероприятия;

— могут корректировать свою деятельность на занятии;

— могут анализировать в обсуждении с учителем условия, способы достижения цели;

— способны работать в группе.

Познавательные общеучебные :

— способны излагать содержание прочитанного фрагмента с заменой лица героя;

— могут пользоваться словарями, справочниками, ресурсами интернета;

— способны осуществлять анализ и синтез материала и установить причинно-следственные связи;

— участвуют в учебном диалоге;

— способны работать с текстом, осуществляя его компрессию.

Логические:

— умеют выразительно читать текст стихотворений,

— способны аргументированно доказывать свою точку зрения.

Коммуникативные:

— умеют осознанно использовать разнообразные речевые средства в конкретной ситуации;

— способны принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Воспитательное мероприятие в форме часа творчества позволяет не только заинтересовать темой, но каждому и принять участие: развить свои творческие способности, умение видеть красоту, узнать много нового о самобытной культуре народов России.

1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Коучинговый подход позволяет добиться того, что деятельность учащихся и учителя на занятии – это союз единомышленников, постановка задачи занятия исходит о самих учащихся, учитель способен поддержать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать самооценку, убедиться, что каждый учащийся – творческая личность. Моя задача на занятии – помочь учащимся прийти к этому осознанию.

Педагогика сотрудничества помогает развивать индивидуальность и творческие способности, найти интонацию доверительных отношений между учителем и учениками.

Метод проблемного диалога учит аргументированно доказывать свою точку зрения, вести диалог, использовать разнообразные речевые средства в конкретной ситуации; быть готовым корректировать свою точку зрения.

Исследовательский метод развивает умения работать со словарями, справочниками, ресурсами интернета: анализировать и структурировать учебную информацию и осуществлять анализ и синтез материала.

«Групповая работа» развивает стремление работать в команде, волноваться за общий успех, принимать решения в проблемной ситуации, преодолевать конфликты, ориентироваться на собственные успехи.

Приём «Поставь себе задачи на занятие » использован для мотивации к учебной деятельности, развития способности прогнозировать свою работу на уроке и искать пути достижении цели, успеха (результата), умения эффективного управления временем.

Прием активизации ранее изученного – «Заверши строчку стихотворения».

Приём «Найди соответствие» – соотнеси иллюстрацию народного промысла по стихотворению развивает интеллектуальные способности учащихся.

Приём «Яркое пятно» – нечто интригующее: фрагменты из художественной литературы, фильма, случаи из истории культуры – использован для пробуждения интереса и возможности высказать мысли.

Прием «Корзина идей» позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме. На доске вывешивается изображение корзины, в которой условно будет собрано все, что учащиеся вместе знают и в конце мероприятия учитель предлагает дополнить корзину новыми знаниями, сведениями, которые освоили ребята на занятии.

Приём «Сжатый пересказ предложенного текста» предусматривает развитие монологической речи учащихся.

Приём «Собери чайную пару» развивает творческие способности учащихся.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

  • Кадровые ресурсы : классный руководитель, учитель изобразительного искусства, учащиеся 6 класса;
  • Материально-технические: кабинет класса, школьная доска, парты, стулья, подвесной экран , конверты с заданиями для 5 групп, презентация из 10 слайдов «дулёвский фарфор, проектор, экран, музыкальные колонки, сеть Интернет, 2 ноутбука;
  • Информационные: видеофрагмент «Музей дулёвского фарфора», мелодия звона стеклянных колокольчиков, фонограмма песни «Ярмарка» (музыка С. Осиашвили, слова И. Зубкова)

Методические ресурсы: разрезанный на фрагменты нарисованный заварник на листе ватмана, рисунки учащихся, изображающие народные промыслы России, кисточки, гуашь, «Словарь русского языка» С. Ожегова, книга «Сказ о дулёвском фарфоре» А. Спицына.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Для проведения данного занятия классному руководителю необходимо изучить самостоятельно виды народных промыслов России, обладать определённым уровнем культурологических знаний. Заранее провести учителю ИЗО на уроке в данном классе знакомство с иллюстрациями богородской игрушки, хохломской росписи, финифтью и др. и выполнить рисунки этих ремёсел. Работы учащихся, включая и поделки из глины, папье-маше, акварельные рисунки разместить в кабинете. Предложить учащимся принести фарфоровую чайную пару дулёвского завода и составить рассказ о том, как она появилась в их семье, какие семейные истории или предания с ней связаны. Помнить, что на занятии главное не сообщение исторических сведений, а творчество учащихся, умение добывать, интерпретировать, представлять результаты своей работы. Поэтому стараться избегать рутинности, шаблонности. Для достижения результативности занятия необходимо выбрать Совет дела, который соберет материал по теме мероприятия и совместно с учителем составит сценарий, определить ребят в пять групп. Критерии выступления и время для выступления определить заранее и оформить на школьной доске. Для рефлексии использовать вопрос: «Что сегодня вы узнали нового и расскажете родителям?» Важно позволять учащимся делать выводы самостоятельно.

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Подготовка мероприятия состояла из двух этапов. Первый этап: определена тема мероприятия – народные промыслы России, далее учащимся предложено путём голосования выбрать из предложенных народных промыслов страны выбрать тот, о котором они хотели бы узнать. Далее определены цели и задачи мероприятия, время (40 минут) и форма его проведения – час творчества, согласно с возрастом и уровнем развития учащихся. Далее определены участники, условия проведения, выборы совета дела из числа учащихся и результат, к которому необходимо прийти.

Второй этап. Совет дела (4-5 человек) распределяет обязанности внутри группы (артисты, рекламщики, ведущие, реквизиторы, ответственные за музыкальное оформление), создает объявление о мероприятии, подыскивает материал совместно с учителем, готовит реквизит (нарисованные чайные пары, посуду для проведения оценки фарфора, кружки из цветной бумаги, конверты для заданий и т.д). Далее создается сценарий, выбирается название мероприятия, проводится репетиция. Оформляется кабинет класса, подбирается мелодия, которая звучит перед началом и в конце мероприятия.

На следующий день проводится анализ проведенного мероприятия: что получилось и чего не удалось достичь, что можно использовать в дальнейшей работе.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (прилагается разработка мероприятия).

Технология. Методы и приемы. Коучинговый подход, проблемный диалог, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, «Корзина идей», «Работа в группах», «Яркое пятно», «Сжатый пересказ предложенного текста», «Собери чайную пару», инсценирование.

Средства. Разноцветные конверты с заданиями для 5 групп, три иллюстрации изделий дулёвского фарфора, контуры чайной пары для раскрашивания, гуашь, кисточки, фарфоровая чайная пара или сервиз с рисунком «агашки», 2-4 пластиковых стаканчика, нарисованная корзина, фарфоровые статуэтки советского периода.

Оборудование урока. «Словарь русского языка» С. Ожегова, распечатанные тексты о
Т. Кузнецове и истории кузнецовского фарфора, презентация к уроку, проектор, подвесной экран, видеофрагмент «Музей дулевского фарфора».

Ход часа творчества:

Этап «Мотивационный». Прием «Отсроченная отгадка».

Учитель . Добрый день, коллеги! Ведь вы сегодня мои коллеги в совместном разрешении задач часа творчества «Восхищайтесь красотой!». Послушайте стихотворение. (Звучит тихий звон стеклянных колокольчиков)

Дулёвское звонкое чудо
Я даже в Берлине встречал.
Сияя, по стенкам посуды
«Олень золотой» пробежал.
«Красавица», «Синяя птица»,
«Сирени» простой идеал.
Люстровая краска искрится,
Как песня красивых начал.

Этап «Целеполагание». Прием «Определи задачи».

Учитель . Предположите, о чем сегодня мы будем говорить? Красота чего может вызывать восхищение? Что подразумевает выражение «дулёвское звонкое чудо»?

Ребята, моя цель – научить вас определить ценность дулёвского фарфора. А чему вы хотите научиться? Назовите две задачи, которые вы поставили на сегодняшнее занятие?

— Почему эти задачи важны для вас?

— Что же будет лучшим результатом нашего занятия?

Сегодня работают пять групп, они получают задание. Участники Справочной службы группа 4 и группы 5 «Художники» могут уже начать работу. (Учитель выдает конверты синего цвета с заданиями)

Этап «Актуализация знаний». Приёмы: «Яркое пятно», «Соотнеси иллюстрацию народного промысла по стихотворению».

Учитель. У русского народа есть веками созданный свой эстетический идеал, понимание прекрасного, образ красоты. Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Почему эти работы такие яркие?

— Чем, на ваш взгляд, они объединены?

— Да, это работы русских народных промыслов. Ребята справочной службы нам помогут уточнить значение.

Примерный ответ группы №4 Справочной службы . Русские народные промыслы – форма народного творчества, отражающая русские нравы, зародившиеся много веков назад.

Учитель . В произведениях мастеров выражены национальные традиции, особенности русского характера. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской культуры. На уроках изобразительного искусства вы уже познакомились с народными промыслами. Какие вы еще знаете народные промыслы? (Богородская деревянная игрушка, ростовская финифть, павловопосадские платки, гжельская роспись, шемогодская резьба, федоскинская миниатюра, оренбургский пуховый платок.) Вам, мои исследователи, предстоит соотнести название промысла по его описанию. Для этого поднимите кружок с записанным названием народного промысла (на слайде).

1 ученик.

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок.

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

С голосами тонкими.

2 ученик.

А вот чёрный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз

На нем бликами солнце играет,

Каймой, позолотой по краю сверкает.

3 ученик.

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют золотые купола?

Удивительной посудой –

Вот, чем славится она.

Деревянная, резная, расписная (…Хохлома)

4 ученик.

Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,

Маленькими точками, нежными листочками.

На белом фарфоре, как на заснеженном поле,

Из-под белого снега растут синие цветочки.

Неужели, неужели вы не слышали о (…Гжели)?

(1. Хохломская роспись, 2. Дымковская игрушка, 3. Гжель, 4. Жостовский поднос, 5. Дулёвский фарфор)

Учитель. Молодцы, вы верно определили названия народных промыслов. но у вас остался кружок №5, прочитайте, с каким названием. (дулёвский фарфор)

Этап «Открытие нового знания». Приёмы: «Корзина идей», «Работа в группах», «Видеофрагмент».

Учитель. Блестит, как зеркало,
Тонкий, как бумага,
Звонкий, как гонг,
И гладкий, как озеро.
Какой ответ на эту загадку? – (фарфор).

Учитель. (Видеофрагмент о создании фарфора) Фарфоровая посуда появляется так. Сначала изделие попадает в литейную машину, потом в сушильную установку, далее прикрепляются ручки, носики и после обжиг. Рождение фарфора в огне. Лишь дважды пройдя через огонь, изделие из мягкой массы обретет прочность, белизну и звон – песню фарфора. После первого обжига изделие покрывают глазурью, ровным слоем и после этого начинается второй обжиг. Так происходит рождение фарфора. И за дело берутся художники).

Учитель. Что мы знаем о дулёвском фарфоре (обратите внимание на украшающий этот стол сервиз), его особенностях, ценности? Соберем все эти сведения в Корзину идей.

 

Как вы объясните значение слова «люстровые»? (После предположений учащихся) Нам поможет Справочная служба. Примерный ответ группы №4. Люстровые краски содержат органические лаки. В процессе обжина органические вещества сгорают, на поверхности остается тончайшее металлическое покрытие. Оно обладает высоким блеском.

Этап «Рассмотрение вариантов выбора».

Учитель. Ребята, где мы можем пополнить свои знания о происхождении фарфора, его истории? Как решить эту задачу: какими путями можно ее решить?

Этап «Решение учебных задач». Приёмы: «Инсценирование», «Пересказ сжатого текста», «Рисование».

Учитель. А теперь вам предстоит 5-6 минут поработать в группах. (Учитель раздает задание в зеленых конвертах)

Задание для группы 1. Представьте себя героем этого текста. Расскажите кратко о Терентии Кузнецове от 1 лица, ответив на вопросы. Задание для группы 2. Представьте, что вы – экскурсовод в музее. Расскажите кратко об особенности дулёвского фарфора – агашке, ответив на вопросы. Задание для группы 3. Перескажите кратко текст, ответив на вопросы.
  1. Где и когда вы основали свой завод?
  2. Что практиковалось нового на фабрике?
  3. Какие новшества внес Терентий Кузнецов в производство на фабрике?
  4. Как названо качество кузнецовского фарфора?
1. Какой фарфор нужен был крестьянам, аристократам и купцам?

2. Что такое агашка и почему так названа?

3. Какие мотивы и краски используются в росписи дулёвского фарфора?

1. Какие награды в 1937 году на Всемирной выставке в Париже получила работа «Красавица» Петра Леонова?

2. Какую награду получил в 1958 голу на выставке в Брюсселе художник Сотников?

3. Какую продукцию, кроме посуды, создают дулевские мастера?

Учитель (перед выступлением 1 группы). Дулёвский фарфор называют кузнецовским. К концу XIX века Кузнецовы создали фарфоровую империю, и в 1902 году Матвей Кузнецов включен в список поставщиков Двора его Императорского Величества. Из выступления группы 1 узнайте, почему (на слайде).

Представители других групп, вы можете задавать вопросы выступающим.

Учитель (перед выступлением 2 группы). Дулёвские росписи поражают жизнерадостностью: на белом поле яркие цветы: розы, ромашки, сирень. Заметно сходство с гжельской росписью. Дулёвский фарфор – своеобразное продолжение ее традиций. Их роднит благородная простота и народные мотивы (на слайде).

(Во время выступления 2 группы выходит ученица группы №5 «Художники» и на белом листе, прикрепленном к школьной доске показывает узор «агашки», нанося движением кисти мазки розовой краской на белый лист так, чтобы получилась роза). В сервизе «Красавица» скромный узор отражает характер русской женщины тех времен. После выступления 2 группы. Учитель подходит к сервизу и, перевернув кружку, показывает детям фабричное клеймо на дне чашки.

Учитель (перед выступлением 3 группы учащиеся показывают иллюстрации или, по возможности, реальную посуду сервизов: «Олень золотой» и «Красавица»). Знают ли в мире дулёвский фарфор (на слайдах)?

Учитель. Как же проверить качество дулёвского фарфора? (Учитель приглашает к столу ученика и дает ему деревянную тонкую палочку, предлагает стукнуть о стенки трех предметов: китайской кружки, стеклянного стакана и кружки из чайной пары дулёвского сервиза). Обратите внимание: последний звук ровный, равномерный, мелодичный. Он указывает на высочайшее качество фарфора. Звучание отклика по простой керамике или по фаянсу, приглушённо. Никакие уловки фальсификаторов не способны устранить этот признак.

Этап «Контроль знаний, обратная связь». Приёмы: «Проблемный вопрос», «Корзина идей», «Рассказ о семейном сервизе».

Учитель . Вернемся к нашей «Корзине идей». Какие новые сведения вы бы добавили? В чем ценность фарфора из Дулёво?

Учитель. Аргументируйте, почему иностранцы, бывая в России, покупают матрешки, дулёвский фарфор, изделия с хохломской росписью?

Учитель. Могли ли американские, австралийские, норвежские художники создать такие произведения? Почему?

Учитель. Раскрашивая вручную, вкладывая часть своей души в каждую кружечку, молочник, тарелку, русские мастера выразили в своих работах мечту – мечту о счастье, солнце (которого так мало), радости. Дулёвский фарфор – наше национальное достояние.

Ребята справочной службы, что называется национальным достоянием? Приведите примеры национального достояния России, ЕАО? (заповедник «Бастак», Бираканские пещеры, озеро Лотосов, памятник Шолом-Алейхему, работы художника Каца)

Примерный ответ группы №4. Национальное достояние – уникальные объекты природной среды, интеллектуальные, духовные блага, созданные народами России.

Учитель . Дулевский фарфор – история России. После 1918 года появляется изображения советских эмблем, как символ революционного обновления. Какую продукцию выпускал завод во время Великой Отечественной войны?

Примерный ответ группы №4. Во время Великой Отечественной войны – аптекарская и госпитальная посуда. В 1942 году скульптор В.И. Мухина создает скульптурный портрет «Партизанка», посвященный молодым героям войны, в 1944 А.Г. Сотников – вазу «Победа», а И.Г. Коньков увековечивает в вазе «Знамя Победы» салют Москвы.

Учитель . Навсегда остались в памяти работы Леонова с народными русскими мотивами, Владимира Яснецова, который украсил посуду этюдами природы и полевыми цветами. Есть ли в вашем семье посуда Дулёвского фарфора? Расскажите об этом: от кого она вам досталась, (или как появилась в вашей семье) какие события с ней связаны? (Далее рассказ подготовленного ученика о сервизе либо другой посуде)

Этап «Рефлексия». Приём «Собери образ из фрагментов».

Учитель . Сегодня все работали с увлечением. Ребята, полезным ли для вас было наше занятие? Что, мои пытливые умы, вас особенно поразило? Что нового вы узнали?

Завершая наш разговор о дулёвском фарфоре, предлагаю вам побывать в роли «создателей» – перед вами макет посуды, но он представляет собой лишь её осколки. Соберите из фрагментов чайную пару полностью. (Звучит песня «Ярмарка». Учащиеся собирают из разрезанных на фрагменты частей заварник) (образец на слайде).

Дулевский фарфор – это неторопливая беседа в кругу семьи за праздничным столом и чашкой ароматного чая, домашним бабушкиным пирогом. Это то, что сейчас в 21 веке постепенно теряется. Многие наспех, на бегу пьют чай из пластиковых стаканов по дороге в школу или на работу, не ощущая ни радости, ни вдохновения, ни красоты. Поэтому нам нужно сберечь рукотворные работы дулёвских мастеров, сумевших внести поэтичность, красоту в повседневный быт (иллюстрации на слайдах)!

Ученик. Здесь дух кузнецовский витает.
Художнику – мысли простор.
И с чопорной «Пиковой дамой»
Ты можешь начать разговор.
Фарфоровой сказки страницы
Читаю, как песню веков,
Уверен – ещё возродится
Красивая слава отцов.
Париж, Монреаль или Ницца
Не все безвозвратно ушло.
Дулёвская гордая птица
Расправит над миром крыло.

                                       Владимир Манохин

Приложение

Текст для 1 группы «Рассказ о династии Кузнецовых»

В 1832 году купец Терентий Яковлевич Кузнецов решил основать новый фарфоровый завод на пустоши Дулево. Вокруг завода – густые леса и богатые залежи торфа для обжиговых печей. После долгих переговоров удалось выкупить посудный завод Сафронова.

На фабрике практиковалось разделение труда: формовка и обжиг глины, роспись посуды выполнялись разными работниками. Некоторые живописцы получали образование в Строгановском училище.

Развивался завод в период управления Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, внуком Терентия Кузнецова. Цеха были оснащены новым оборудованием, привезенным из Франции. Завод выпускал изысканные сервизы, которые использовались при российском императорском дворе, а также недорогую, доступную посуду.

К концу XIX века кузнецовский фарфор признали лучшим в Европе.

Текст для 2 группы «Особенности Дулёвского фарфора»

Основными покупателями фарфора были крестьяне, им нужен недорогой, скромно расписанный товар. Купечество предпочитало фарфор ярко и богато оформленный. Для аристократов выпускался фарфор, стилизованный под западный.

Характерным элементом росписи на посуде является «агашка» – цветок, напоминающий розу . Она выполняется крупными мазками кисти. Используют тонкую кисточку, но серединку не прорисовывают, только лепестки. Это название произошло от имени автора – художницы завода Агафьи Степановны Кустарёвой. В её в работах розы встречались часто и выглядели выразительными.

Простота и нежность дулёвского фарфора покорили много сердец. Широко используются мотивы русского фольклора и орнамента, ярких красок: синего, зеленого, оранжево-красного (селенового) и золотого цветов.

Текст для 3 группы «Признание Дулёвского фарфора в мире»

Дулевский фарфор признали одним из лучших в мире.

На Всемирной выставке в Париже (1937 г.) заводу был присужден Диплом Гран-при. Рисунок «Красавица» Петра Васильевича Леонова, выполненный в национальных традициях, получил золотую медаль. Этот рисунок – визитная карточка завода.

Триумфом стало участие во Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Жюри наградило Дулевский завод золотой медалью. Медали Гран-при была удостоена работа скульптора Алексея Георгиевича Сотникова «Сокол». Графическое изображение этой скульптуры стало торговой маркой завода.

Особенность дулёвского фарфора – делаются и малые скульптурные формы – статуэтки. Это фигурки людей, сюжеты русских народных сказок.

Спросом они пользуются и в Америке, и в странах Европы.