Когденко Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»

Цель урока : закрепление и углубление знаний о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным.

Задачи урока

Образовательная. Актуализировать опорные знания и умения, сформированные при изучении сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.

Развивающие

Совершенствовать пунктуационные навыки и умения конструировать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, определять средства связи между главным и придаточным предложением, выделять предикативные основы.

— Развивать коммуникативную компетентность (письменная и устная речь).

— Продолжить подготовительную работу по решению тестов ОГЭ.

Воспитательная. Создать условия для осознания необходимости жить в соответствии с нравственными принципами общества.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: сформировать умения распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными определительными в тексте; видеть смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение; находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам; производить их синонимическую замену; правильно употреблять в речи; расставлять знаки препинания.

Метапредметные

Познавательные УУД : находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; групповой работы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; выразительно читать и пересказывать текст; учиться работать в группе; умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД: самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать; владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Личностные: уметь видеть прекрасное в языке, художественном творчестве; осознавать роль сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Тип урока: закрепление.

Вид урока – комбинированный.

Методы обучения : словесные, практические, исследовательские, репродуктивные.

Формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные, аналитическая беседа, самостоятельная работа в группах.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

ІІ. Мотивация к деятельности и целеполагание .

— Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (слайд 1)

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей,

для которых не нашлось бы в нашем

языке точного выражения.

К. Паустовский

— Как вы понимаете данное высказывание? Согласны с ним? (Наш язык богат, он предоставляет практически неограниченные возможности для того, чтобы выразить мысли и чувства, объяснить даже самое необъяснимое).

— Каково строении этого предложения? (Сложное, сложноподчиненное с придаточным определительным)

— Сегодня у нас урок по теме « Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным». А мы изучили эту тему. (слайд 2)

— Какие цели урока мы поставим? (Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков). (слайд 3)

— Да, мы обобщим изученное по этой теме, закрепим наши навыки и умения

III. Актуализация знаний

«Верные/неверные утверждения». (слайд 4)

— Вспомнить, что вы знаете о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. На экране утверждения. Установите, верны ли эти утверждения, обоснуйте свой ответ. Запишите номера только верных высказываний.

1. Придаточное определительное предложение отвечает на вопрос какой?

2. Вопрос задаётся от придаточной части к главной.

3. Придаточная определительная часть может присоединяться к главным союзам и союзными словами.

4. Придаточное определительное предложение может соединяться с главными союзными словами какой, который, каков, чей, кто, что, где.

5. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным состоит не менее чем из двух частей.

6. Между главной и придаточной частью сложноподчинённого предложения с придаточной определительной запятая не ставится.

7. В главной части сложноподчинённого предложения с придаточной определительной могут быть указательные слова.

8. Вопрос к придаточной части сложноподчинённого предложения с придаточным определительным задаётся от всей главной части, а не от одного слова.

9. Придаточное определительное в составе сложноподчинённого предложения не имеет определённого места и может стоять, где угодно.

Самопроверка (слайд 5)

Ответы: 1, 3, 4, 6, 9

IV.Работа в мини-группах по карточкам (группадве парты) Приложение 1

— Выполните задания: (слайд 6)

— среди предложений найти СПП с придаточным определительным и выписать,

— выделите грамматические основы, союзы (союзные слова);

— обозначьте главное и придаточное предложения;

— определите, к чему относится придаточное предложение;

— от каких слов в главном предложении ставится вопрос; какой вопрос;

— как придаточное присоединяется к главному предложению;

— укажите место придаточного предложения, можно ли его переставить;

— какие слова в главном предложении помогают определить вид придаточного?

— составить схему.

Карточка для 1 группы:

1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)

3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)

Карточка для 2 группы:

1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С. Есенин)

2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И.С. Тургенев)

3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н. Толстой)

Карточка для 3 группы:

1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К. Паустовский)

2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т. Аксаков)

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов, горящих осень, ищет взоров…
(А.А. Фет)

Карточка для 4 группы:

1. Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной…
(Ю. Левитанский)

2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю. Лермонтов)

3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара.
(С. Антонов)

V. Введение понятия синтаксической синонимии. (слайд 7)

— Спишите данные примеры, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. (Работа в тетрадях, один учащийся работает у доски.)

Торжестве..ая м..нута

Шум (не) стихающий (н..) на минуту нарушал послеобеде..ый сон.

Самая большая ценность народа язык на котором он пиш..т, говорит, дума..т.

— Выпишите из предложения 1 словосочетание ПОСЛЕОБЕДЕННЫЙ СОН, укажите тип связи. (Согласование)

— Замените данное словосочетание синонимичным словосочетанием со связью управление. (Сон после обеда)

— Какие средства языка могут быть использованы для выражения признаков предметов? (Могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные .)

Запишите предложение, объясните графически постановку знаков препинания:

Я прожил жизнь, насыщенную интересными встречами.

— Замените обособленное определение придаточным предложением, запишите получившийся вариант, составьте схему предложения. (слайд 8)

Вывод: Одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями (синтаксические синонимы), но они отличаются или оттенками значения, или сферой употребления. Так, СПП с придаточным определительным употребляется как в разговорной, так и в книжной речи, причастный оборот – преимущественно в книжной.

— Как вы думаете, для чего необходимо использовать синонимичные конструкции? (Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.)

VI. Закрепление материала

Замените причастный оборот придаточным определительным, запишите полученные предложения: (слайд 9)

1. Кометы образуются из-за испарений, поднимающихся с поверхности Земли.

2. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени.

– Теперь попробуйте заменить придаточное определительное предложение причастным оборотом. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. (задание ЕГЭ): (слайд 10)

1. Сороки, которые состояли с воронами в близком родстве, заметили перекличку воронов и застрекотали.

2. К лосю, который обдирал осинку, ползла и ползла девочка.

3. В глухих местах, в которых живет огромная птица глухарь, встречается костяника.

4. На десерт подали фрукты, которые красиво разложили на блюде.

(В 3 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом.)

VII. Работа в паре (слайд 11)

— Замените придаточную часть причастным оборотом.

1. После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче.

2. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

— Укажите номера сложноподчиненных предложений, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом.

1) Обычаи, которые регулируют общение людей, появились давным-давно.

2) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.

3) Накануне Всемирного форума по экологии группа ученых, в которую входили лауреаты Нобелевской премии, приняла манифест.

4) Доверься врачу, который приготовил бы тебе это лекарство.

Взаимопроверка (слайд 12)

— Ребята, неправильное построение СПП с придаточным определительным является грамматической ошибкой в письменной работе.

VIII. Игра «Корректор». (слайд 13)

— Найдите ошибки в построении предложений и исправьте их.

1. «Евгений Онегин»роман в стихах, в котором Пушкин создал лирический образ Татьяны, которая является его нравственным идеалом.

2. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

IX. Самостоятельная работа. (по материалам ОГЭ) Приложение 2

Прочитайте текст.

(1) Всю дорогу до Царского Села архитектор Василий Стасов был погружен в свои мысли. (2) Изредка бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом равнину, по которой пролегала дорога, соединяющая столицу с Царским Селом, и думал о своем. (3) Ему – молодому зодчему, немало построившему в Москве, – дано поручение составить проект переделки флигеля, в котором решено было открыть новое учебное заведение – Лицей. (4) Стасову припомнились слухи, что ходили в петербургском обществе. (5) Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших братьев – Николая и Михаила – вместе с отпрысками знатнейших фамилий. (6) Другие полагали, что царю, не имеющему своих детей, захотелось видеть вблизи себя молодежь. (Из книги М. Басиной «В садах Лицея»)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 бессоюзное.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.

3) В предложении 3 придаточное определительное соединено с главным с помощью союза котором.

4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.

X. Рефлексия. Итоги урока (слайд 14)

— Что нового мы узнали сегодня на уроке?

— Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

XI. Домашнее задание .(слайд 15)

— Выписать из произведений художественной литературы 5 сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, имеющими различные средства связи.

Приложение к уроку 1

Карточка для 1 группы:

Выполните задания:

— среди предложений найти СПП с придаточным определительным и выписать,

— выделите грамматические основы, союзы (союзные слова);

— обозначьте главное и придаточное предложения;

— определите, к чему относится придаточное предложение;

— от каких слов в главном предложении ставится вопрос; какой вопрос;

— как придаточное присоединяется к главному предложению;

— укажите место придаточного предложения, можно ли его переставить;

— какие слова в главном предложении помогают определить вид придаточного?

— составить схему.

1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)

3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)

Карточка для 2 группы:

Выполните задания:

— среди предложений найти СПП с придаточным определительным и выписать;

— выделите грамматические основы, союзы (союзные слова);

— обозначьте главное и придаточное предложения;

— определите, к чему относится придаточное предложение;

— от каких слов в главном предложении ставится вопрос; какой вопрос;

— как придаточное присоединяется к главному предложению;

— укажите место придаточного предложения, можно ли его переставить;

— какие слова в главном предложении помогают определить вид придаточного?

— составить схему.

1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С. Есенин)

2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И.С. Тургенев)

3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н. Толстой)

Карточка для 3 группы:

Выполните задания:

— среди предложений найти СПП с придаточным определительным и выписать,

— выделите грамматические основы, союзы (союзные слова);

— обозначьте главное и придаточное предложения;

— определите, к чему относится придаточное предложение;

— от каких слов в главном предложении ставится вопрос; какой вопрос;

— как придаточное присоединяется к главному предложению;

— укажите место придаточного предложения, можно ли его переставить;

— какие слова в главном предложении помогают определить вид придаточного?

— составить схему.

1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К. Паустовский)

2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т. Аксаков)

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов, горящих осень, ищет взоров… (А.А. Фет)

Карточка для 4 группы

Выполните задания:

— среди предложений найти СПП с придаточным определительным и выписать,

— выделите грамматические основы, союзы (союзные слова);

— обозначьте главное и придаточное предложения;

— определите, к чему относится придаточное предложение;

— от каких слов в главном предложении ставится вопрос; какой вопрос;

— как придаточное присоединяется к главному предложению;

— укажите место придаточного предложения, можно ли его переставить;

— какие слова в главном предложении помогают определить вид придаточного?

— составить схему.

1. Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)

2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю. Лермонтов)

3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С. Антонов)

Приложение к уроку 2

Самостоятельная работа

Прочитайте текст.

(1) Всю дорогу до Царского Села архитектор Василий Стасов был погружен в свои мысли. (2) Изредка бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом равнину, по которой пролегала дорога, соединяющая столицу с Царским Селом, и думал о своем. (3) Ему – молодому зодчему, немало построившему в Москве, – дано поручение составить проект переделки флигеля, в котором решено было открыть новое учебное заведение – Лицей. (4) Стасову припомнились слухи, что ходили в петербургском обществе. (5) Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших братьев – Николая и Михаила – вместе с отпрысками знатнейших фамилий. (6) Другие полагали, что царю, не имеющему своих детей, захотелось видеть вблизи себя молодежь. (Из книги М. Басиной «В садах Лицея»)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 бессоюзное.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.

3) В предложении 3 придаточное определительное соединено с главным с помощью союза.

4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.

Презентация к уроку