Когденко Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»

Одна из главных задач, которую должен поставить учитель на первых этапах урока, – сформировать активную позицию учащегося. Поэтому этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для открытия нового знания, – это актуализация знания. Задача актуализации знаний – подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Значение самого слова «актуализация» говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, на данном уроке, т.е. вспомнить прежние знания, извлечь из личного опыта учащегося, сделать знания личностно значимыми для ученика.

Нередко при изучении какой-либо темы на уроках русского языка мы сталкиваемся с трудностями ее усвоения, хотя, на первый взгляд, ничего сложного в ее понимании нет. Например, при изучении правила «Буквы н и нн в наречиях» надо просто запомнить: «В наречиях на —о, -е пишется столько н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых образованы наречия». В учебнике семиклассникам в упражнении 256 [5] предлагается определить, как образованы наречия. Школьники правильно определяют, что данные наречия образованы от прилагательных и что если в прилагательном н , то и в наречии н, а если нн , то в наречии тоже нн . Все ясно. Далее в правиле приводятся примеры: интересный – интересно, мужественный – мужественно. А вот выполнение следующего упражнения учебника вызывает затруднение. Почему? Надо подобрать к прилагательным, в которых на месте н или нн пропуск, однокоренные наречия. Семиклассники забыли, когда в прилагательном пишется одна и две н , а без этого знания применить правило невозможно. Чтобы пользоваться правилом написания н и нн в наречиях, необходимо знать правило правописания н и нн не только в прилагательных, но и в причастиях, а также владеть соответствующими умениями и навыками. Поэтому правило не будет усвоено без данных знаний, умений, навыков. Они обязательно должны быть актуализированы в начале урока.

Итак, для того чтобы помочь учащимся усвоить новый материал занятия, необходимо связать его с предыдущим. Для прочного усвоения материала такую связь лучше всего проводить на начальных этапах урока.

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала прежде всего включает актуализацию их опорных знаний. Необходимо сделать знания и действия по теме нужными в данный момент, они должны способствовать восприятию новых знаний, умений, навыков.

Благодаря актуализации опорных знаний учебный материал становится более доступным, а это позволяет работать на уроке ученикам с удовольствием. Ведь не секрет, что им больше нравятся предметы, которые доставляют ощущение успеха. «Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу» – пишет С.И. Бондаренко («Урок…» – Каков на вкус корень учения?) [2]. Также процесс познания нового, который сопровождается обращением к изученному, ведёт к углубленному повторению изученного ранее. Таким образом, изучение нового материала включается в имеющуюся систему знаний, между усвоенным и новым устанавливаются необходимые логические связи.

Готовясь к уроку, я стараюсь установить, на какие знания, умения ребят необходимо опереться при изучении новой темы. Так, при изучении темы «Причастие» нужно, чтобы школьники хорошо знали прилагательное и глагол. Для усвоения склонения причастий необходимы прочные сведения о склонении прилагательных, так как причастия склоняются, как имена прилагательные. И прежде чем приступить к обучению учащихся склонению причастий, я предлагаю вспомнить, что они знают о склонении имён прилагательных. Ребята выполняют задание: подчеркните в предложении имена прилагательные, укажите их род, число, падеж, выделите падежные окончания.

На уроке учитель рассказывал о знаменитом художнике.

Учащиеся вспоминают, что имена прилагательные согласуются с существительными, ставятся в том же числе, роде и падеже, что и существительное, к которому они относятся. Итак, нужно:1) определить, к какому существительному относится прилагательное; 2) определить род, число, падеж существительного и прилагательного; 3) вспомнить, какое окончание пишется у прилагательного в этой форме; 4) поставить вопрос какой? для проверки. Окончание прилагательного соответствует окончанию вопроса (кроме окончания прилагательного м.р. в И.п.)

О художнике как-ом – знаменит-ом

Обязательно на уроке говорим, что прилагательные в форме мужского рода в именительном падеже имеют окончания –ый, –ий, –ой, хотя отвечают на вопрос какой ? (красный, тихий, дорогой). Далее, работая с таблицей склонения причастий, ученики убеждаются, что причастия имеют такие же окончания, как и имена прилагательные, что гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как и в окончаниях прилагательных. Сравнение ранее усвоенного орфографического правила с вновь изучаемым помогает усвоить новое, помогает привести знания в систему.

Изучая правило правописания не с именами прилагательными , я опираюсь на знания учащихся о правописании не с именами существительными , так как формулировки правил похожи. Ученики уже знают, что не с существительными может писаться и слитно, и раздельно. Слитно, если 1) слово не употребляется без не (неряха, невольник); 2) существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением (неправда – ложь). Раздельно – если есть в предложении противопоставление с союзом, а (не правда, а ложь). Начать урок можно с повторения данного правила: провести объяснительный диктант, комментированное письмо, орфографическую диктовку и т. д.

Орфографическая диктовка. (Ученик работает у доски)

А) Определите по лексическому значению слово и запишите его.

Грубый, невоспитанный человек. (Невежа)

Человек, которому не сидится на месте (непоседа ).

Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка )

Неуклюжий, неловкий человек (недотепа )

— Что объединяет все записанные вами существительные? (Они характеризуют человека, все они общего рода)

— Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля? (Недоучка, недотепа)

— Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Б ) Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.

— Какие правила правописания мы повторили?

Далее работаем с записанными на доске предложениями, в которых даны все случаи написания не с прилагательными. На основе этих примеров учащиеся приходят к формулировке правила правописания не с прилагательными, указывают, что не с прилагательными пишется так же, как и с существительными. Можно попросить ребят придумать и записать свои подобные примеры. И только теперь обращаемся к учебнику, читаем правило и отмечаем новое условие раздельного написания не с прилагательными : раздельно не с полными и краткими прилагательными пишется, если к прилагательным относятся слова совсем не, вовсе не, далеко не, нисколько не, ничуть не –нисколько не интересная книга, книга нисколько не интересна.

Целесообразно начать изучение темы «Виды придаточных предложений» в 9 классе с повторения знаний о второстепенных членах предложения.

Задание: запишите предложение, разберите его по членам: Огромное солнце поднималось над лесом и ярко освещало нашу местность . Учащиеся разбирают предложение по членам предложения, вспоминают вопросы второстепенных членов предложения. Спрашиваю о том, какая может быть связь между однородными членами и темой урока (ребята выдвигают версии). Затем предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает своё сложноподчинённое предложение с определённым видом придаточного предложения. Задание: найдите главное и придаточное предложение; задайте вопрос от главного предложения к придаточному; определите, на вопрос какого второстепенного члена отвечает придаточное предложение 1 группа – Ваня стал разыскивать тот лес, где находилась палатка разведчиков. 2 группа – Мы хотим, чтобы песни звенели повсюду. 3 группа – Горизонт родился молодой там, где небо встретилось с землёй.

Учащиеся соотносят виды придаточных предложений с второстепенными членами:

— Определение – определительные

— Дополнение – дополнительные (изъяснительные)

— Обстоятельство – обстоятельственные

Далее, читая параграф учебника, отмечаем, что среди придаточных предложений нет дополнительного, а есть изъяснительное предложение. Делаем вывод, что на вопросы косвенных падежей отвечает придаточное изъяснительное.

Связь нового материала с изученным ранее, между отдельными грамматическими понятиями, фактами языка, темами, разделами позволяет при переходе от известного к неизвестному, от простого к сложному опираться на личный опыт учащихся, способствует самостоятельному поиску, приобретению прочных знаний.

К.Д. Ушинский писал: «Привязывать к старому, уже твердо укоренившемуся, все изучаемое вновь – это такое педагогическое правило, от которого, главным образом, зависит успех всякого ученья. Хорошая школа, кажется, только и делает, что повторяет, а между тем знания учеников быстро растут: дурная школа только и делает, что все учит вновь или повторяет забытое, а между тем знания мало прибавляются. Хороший педагог, прежде чем сообщить какое-нибудь сведение ученикам, обдумает: какие ассоциации по противоположности или по сходству может оно составить со сведениями, уже укоренившимися в головах учеников, и, обратив внимание учащихся на сходство или различие нового сведения со старым, прочно вплетет новое звено в цепь старых, а потом нарочно подымет старые звенья вместе с новыми и тем самым укрепит прочно новые ассоциации» [6].

Список использованных источников

1. Бондаренко, М.А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – Москва : Просвещение, 2016. – 240 с. – ISBN 978-5-09-042877-4.

2. Бондаренко, С.М. Урок – творчество учителя. – Москва : Знание, 1974. – 64 с.

3. Котова, В.К. Изучение сложноподчинённого предложения на пропедевтической основе. URL: https://urok.1sept.ru/articles/513626 .

4. Помогаева, И.А. Конспект урока «Правописание НЕ с именами прилагательными». URL: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-pravopisaniie-nie-s-imienami-prila.html .

5. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – Москва, 2021.

6. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т. 8. URL: https://imwerden.de/pdf/ushinsky_sobranie_sochineny_tom08_1950_text.pdf .