Лескова Татьяна Ефимовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Цель – отработка структуры сочинения, совершенствование умения анализировать текст, воспитание гражданственности и патриотизма.

Ход урока:

Учитель читает наизусть стихотворение И.С. Тургенева

«Русский язык»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

— Какое произведение прозвучало? Каков жанр произведения? К какому роду литературы относится? Что значит лирика? Чем поэзия отличается от прозы?

— Чтобы углубить наши представления о стихотворениях в прозе, я попросила … подготовить сообщение.

Индивидуально: Рассказать об истории создания стихотворений.

Стихотворения в прозе – этонебольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы.В предчувствии приближающейся смерти, вспоминая о прошлом и размышляя о настоящем, Тургенев задумывается о том, что он оставит здесь, на земле. Долгие годы он записывал на первом попавшемся клочке блеснувшие мысли, чтобы потом использовать это в своих произведениях. Это был своеобразный дневник. С 1877 года писатель обращается к этим записям и работает над ними. В 1882 году Тургенев отправляет в журнал «Вестник Европы» 51 стихотворение. Так появился сборник «Стихотворения в прозе» Еще 32 стихотворения будут опубликованы через 5 лет после его смерти. В этом сборнике собрано все, что волновало, привлекало и отталкивало Тургеневаписателя и Тургеневачеловека. Ничтожность человеческой жизни перед вечностью природы; размышления писателя о русском народе, родине, гуманность человеческих отношений, торжествующая любовь, противопоставление добра и зла, воспоминания о давней любви, о подвиге и трусости, русский язык, его роль, смысл человеческой жизни, любовь и искусство, молодость и старость – вот основные темы стихотворений в прозе.

Вы спросите, зачем на уроке подготовки к сочинению стихотворения в прозе? Дело в том, что на материале этих произведений мы будем писать сочинения.

— Сообщение темы и цели урока

Итак, повторим теорию

Перед вами рабочие листы, просмотрите структуру сочинения

Уточним термины: тема, идея, проблема

Тема (о чем?)

Идея (что хотел сказать автор?)

Проблема — вопрос, которым задается автор.

Итак, перечитайте стихотворение. Определите тему (о русском языке )

Если мы напишем: автор поднимает проблему русского языка – будем правы? (Нет, это тема)

Какие пути формирования проблемы вы знаете? (Прямой и обратный )

Что значит обратный? (Определить авторскую позицию и задать вопрос )

Идея: (В тяжелые времена русский язык может быть поддержкой и опорой человека, потому что это язык великого народа ).

Проблема? (Какова роль русского языка в жизни человека?)

Почему такой путь лучше? (Позволяет логично выстроить высказывание. Проблема – вопрос, авторская позиция – ответ )

Обратимся к комментарию (схема)

Пример Смысловая связь Пример
пояснение пояснение

Что можно использовать в качестве примера?

  • примеры, которые приводит автор в своём тексте;
  • размышления автора, связанные с проблемой;
  • цитаты; описания; истории;
  • точки зрения, которые приводит автор;
  • средства выразительности,
  • слова, выражения, важные для понимания проблемы.

Что значит пояснение? (Объяснение слов автора, раскрытие их смысла ).

Напишите каждый пример – иллюстрацию и прокомментируйте его.

И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Эти эпитеты позволяют автору передать значимость языка и восхищение им.

Значимость русского языка, по мнению писателя, еще и в том, что это язык «великого народа».Писатель верит в душевную силу, нравственную мощь, духовную стойкость своего народа. Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поражает своей глубиной и красотой.

А как понять, что это комментарий, не пересказ? (пересказ – это то, что делают герои, а комментарий – это, что делает автор ).

В чем выражается смысловая связь между примерами – иллюстрациями?

Смысловые отношения Типовые конструкции
Противопоставление Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…
Сравнение Для сравнения автор обращается…
Обобщение Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Причинно-следственные связи Объясняя причину поступка героя, автор приводит…

Следствие, вывод

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка

Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой

(автор) думает иначе.

Где обозначать связь между примерами?

✓Указание на связь примеров как зачин в комментарии:

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>

✓Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:

<…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>

✓Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

Что проверяет эксперт? К2 (см. демо-версию)

Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым

«Книги, открывающие нас»

Проблема

Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.

Первый пример (1)

Автор искренне убеждён в том, что книга – это «важное звено в духовной связи людей».

Пояснение к первому примеру (2)

Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

Второй пример (3)

Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел».

Пояснение ко второму примеру (4)

Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю.

Связь между примерами (5)

Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать важность книги и чтения.

Позиция автора

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.

Типовые конструкции

Противопоставление

Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнение, сопоставление

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причины

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка

Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Устно выскажите свою позицию по этому поводу. Обоснуйте ее. Поможет вам в этом стихотворение А. Ахматовой.

А. Ахматова «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

вободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Стихотворение написано в 1942. Относится к гражданской лирике. Анна Ахматова видит свою главную задачу поэта и гражданина, в том, чтобы передать русский язык будущим поколениям «свободным и чистым».Все лишения русские люди способны вынести ради одногосохранения единства нации, национального самосознания, языка и культуры. Символом нации является речь, язык. «Ве­ликое русское слово»вот величайшая ценность, определя­ющая жизнь и развитие народа. Именно в этом залог будущей победы, свободного развития страны. Русский язык – язык великого народа. Писатель завещал относиться к языку великого народа бережно, с уважением, любовью.

Какого отношения заслуживает русский язык?

Следующий текст, с которым нам предстоит работать: стихотворение «Два богача».

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старыхя хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Возьмем мы Катьку,говорила баба,последние наши гроши на нее пойдут,не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

А мы ее… и не соленую,ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Определите тему:

Что хотел сказать автор?

Сформулируйте проблему: в чем состоит истинное богатство человека?

Проанализируйте образы героев.

Мужик

Ротшильд

Пример-иллюстрация Убогом(эпитет) крестьянском семействе

разоренный домишко(суффикс имеет оценочное значение).

последние наши гроши( оценочное значение) на нее пойдут

из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых
пояснение Превозносят

хвалю и умиляюсь.

хваля и умиляясь

Далеко Ротшильду

Смысловая связь сопоставление

Прочитайте фразу, в которой выражается авторская позиция.

Как вы могли бы обосновать свою позицию?

(Платонов «Юшка», Солженицын «Матренин двор», Шолохов «Судьба человека».)

И еще одно стихотворение. Мы начнем работу в классе, ваша задача: дома закончить.

Это стихотворение «Памяти Ю. Вревской»

— Индивидуально: рассказать о Ю. Вревской

Баронесса Юлия Петровна Вревская была одной из самых красивых и блистательных дам высшего света Петербурга. Неожиданно для всех она сменила бальное платье на простой наряд сестры милосердия и оставила придворную жизнь ради заботы о раненых на войне.

В 18 лет Юлия вышла замуж за 44-летнего генерала Ипполита Вревского и стала баронессой. Этот брак продлился недолго – через год муж скончался после ранения в бою. Вдову генерала приняли в Петербурге со всеми почестями, она стала фрейлиной двора императрицы Марии Александровны. О Вревской многие современники отзывались с неподдельным восхищением. В 1873 г. баронесса Вревская познакомилась с И. Тургеневым, и между ними возникли чувства, которые сложно назвать исключительно дружескими. Тургенев писал Вревской письма, полные нежности. Но Вревская не позволила их отношениям выйти за рамки дружеских. В свете она пользовалась неизменным успехом благодаря своему уму, доброте, очарованию и отзывчивости. Тем не менее, светская жизнь не доставляла ей удовольствия, при дворе она часто скучала и чувствовала себя бесполезной. Она стала сестрой милосердия. «Я утешаю себя мыслью, что делаю дело, а не сижу за рукоделием». Ежедневно к ним приходило от 1 до 5 поездов с ранеными. Баронесса писала сестре: «Мы сильно утомились, дела было гибель: до трех тысяч больных в день, и мы иные дни перевязывали до 5 часов утра не покладая рук». Ей приходилось спать на сене, питаться консервами, присутствовать на операциях, но высокородная сестра милосердия не жаловалась на трудности и не отказывалась от своего решения – «по крайней мере, это дело, которое мне по сердцу». Вместо отпуска баронесса отправилась на передовые позиции в Болгарию. Во время ухода за больными она заразилась сыпным тифом. Болезнь протекала очень тяжело, и 24 января 1878 г. сестры милосердия Юлии Вревской не стало. В Болгарии и России баронессу признали народной героиней.

К 100-летию освобождения Болгарии от османского ига на экраны вышел советско-болгарский фильм «Юлия Вревская». Узнав о ее смерти, Тургенев посвятил ей стихотворение в прозе:

«Памяти Ю. Вревской»

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушкес лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятствеи ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведалаи не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помириласьи вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогдаа теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупухоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

Тема? (О жизни и смерти Ю. Вревской)

Идея: ее жизнь – жертва и подвиг.

Комментарий

Светская красавица Сестра милосердия
Пример-иллюстрация Молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая. Ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды.
пояснение Жизнь ей улыбалась. Сила, такая жажда жертвы. Вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Смысловая связь противопоставление

Как вы могли бы обосновать свою позицию? (Мать Тереза)

Домашнее задание: написание сочинения по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Памяти Ю. Вревской».