Лескова Татьяна Ефимовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

 

«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит впитывать каждое слово»

В. Литвинов

Чтобы успешно пройти государственную итоговую аттестацию, одиннадцатиклассник должен написать два сочинения: сочинение ЕГЭ по русскому языку и итоговое сочинение по литературе. Оба сочинения – это способ проверки умения создавать связный письменный текст, раскрывать заданную тему, рассуждать по предложенной проблеме, доказательно предъявлять свою позицию по отношению к предмету речи, связно и последовательно оформлять свои мысли в соответствии с речевыми и грамматическими нормами современного русского литературного языка.

Эти виды работы представляют сложность для ученика. Но если для допуска к ЕГЭ ученику достаточно получить «зачтено» по итоговому сочинению, то балл за сочинение ЕГЭ играет решающую роль в общей сумме баллов за экзамен. Поэтому подготовке к нему уделяю большое внимание. В чем особенность сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ и чем оно отличается от итогового сочинения? Выпускникам предлагается фрагмент произведения, который нужно проанализировать и интерпретировать. Роль учителя в подготовке к сочинению ЕГЭ, по моему мнению, заключается в подборе для лингвистического анализа лучших образцов художественных текстов, выстраивании четкой, логичной схемы анализа произведения, обучении выражению собственного мнения и аргументации своей позиции. Поэтому урок подготовки к сочинению в формате ЕГЭ построила на материале стихотворений в прозе И.С. Тургенева, так как эти классические произведения позволяют размышлять о любви к родному языку, о сострадании и милосердии, о любви к Родине. Они небольшие по объему и глубокие по содержанию.

Так как произведения И.С. Тургенева школьникам знакомы, им не составляет труда ответить на ряд вопросов, касающихся определения жанровой структуры текста: жанр произведения и его особенности, тема, идея.

Показываю пути определения проблемы: прямой и обратный. Доказываем преимущества обратного способа: логичность, связь с главной мыслью текста. Особое внимание уделяю комментарию. Схематично представляем структуру комментария. Выясняем разницу между примером и пояснением, разбираем виды смысловой связи между примерами.

Тренируемся в написании комментария. Разбираем сильные и слабые стороны получившихся работ.

 

 

Стихотворения подобраны таким образом, чтобы ученики увидели примеры разных видов смысловой связи: сопоставления, противопоставления, причинно-следственной связи.

 

 

Учимся обосновывать свою позицию по проблеме текста.

На протяжении всего урока заполняются рабочие листы, что позволяет структурировать урок, сделать работу осознанной и логичной.

При подготовке к итоговому сочинению на протяжении всего урока учащиеся записывают свои наблюдения в рабочие листы. Эти материалы служат опорой при написании сочинения.

При проведении уроков подготовки к итоговому сочинению практикую групповую работу, что позволяет учащимся опираться не только на свой читательский опыт, но и присваивать опыт и знания товарищей, а также получить моральную поддержку.

Задания группам:

— Дайте определение ключевых понятий: забвение, память. Подберите синонимы, антонимы.

— Запишите аспекты блока.

— Из списка темы выберите те, которые имеют отношение к вашему аспекту.

— Из списка цитат выберите те, которые имеют отношение к вашему аспекту.

— Из списка произведений выберите те, которые имеют отношение к вашему аспекту.

— Подготовьте монологический ответ на одну из тем вашего аспекта по схеме: тезис – аргумент – микровывод.

 

Забвению не подлежит

Определение ключевых понятий

Синонимы

Антонимы

Забвение – угасание памяти о каком-либо явлении, событии или человеке. беспамятность, игнорирование, пренебрежение, позор, бесславие. воспоминание, память, бессмертие, вечность.
Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Историческая память — н абор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа.
Аспекты блока Исторические события, общественные явления Нравственные уроки прошлого Люди, изменившие мир Достижения науки и культуры
Темы Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?

Каковы источники формирования исторической памяти?

Согласны ли вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик»? Какие люди остаются в истории?

Кого можно назвать великим учителем человечества?

Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечеств?

Как произведения искусства становятся бессмертными?

Цитаты Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека. Борис Васильев Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть. С. Цвейг Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. Виссарион Белинский Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста Валентин Распутин
Произведения В. Быков «Обелиск»

В. Кондратьев «Сашка»

М. Шолохов «Судьба человека»

А. Ахматова «Реквием»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В. Быков «Обелиск»

В. Кондратьев «Сашка»

А. Пушкин «Медный всадник»

Л. Толстой «Война и мир»

А. Пушкин «Капитанская дочка»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Майкл Гелприн «Свеча горела»

Рей Бредбери «Улыбка»

Таким образом, представленные приемы работы с текстом позволяют ребятам проникать в авторский замысел, не допускать ошибок при определении проблемы текста, выявлении авторской позиции. Следовательно: чувствовать себя на ГИА спокойно и уверенно.

Литература:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учебное пособие для учреждений начального и среднего профессионального образования. Москва: Академия, 2013.
  2. Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. Москва, 2013.
  3. Сенина Н.А. Русский язык. «Заговори, чтобы я тебя увидел». Нормы речи: пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11 класс. Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
  4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. Москва, 2011.
  5. Черкасова Л.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение и изложение. Москва: Эксмо, 2019.