Кириллова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов,
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление. Популяризация научных знаний.

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность): В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.

Проблема формирования исследовательских умений для обучающихся начальной школы особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления, поэтому основная задача учителя начальной школы умело использовать определенные формы и методы работы, способствующие развитию исследовательских умений учащихся, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, которые будут направлены на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия. Обучающиеся начальных классов (7-10 лет).

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность). Данное мероприятие разработано в соответствии с планом воспитательной работы класса, реализующего одно из приоритетных общешкольных направлений «Общеинтеллектуальная и исследовательская деятельность» в рамках реализации Концепции воспитания, способствующей социализации и развитию личности.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель : раскрыть особенные свойства мыльных пузырей через организацию деятельности обучающихся в процессе проведения различных экспериментов.

Задачи:

расширить кругозор знаний младших школьников о мыльных пузырях;

— развивать интерес к исследовательской деятельности;

— воспитывать умение слушать, работать в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные:

— формирование представлений об образовании, форме, свойствах мыльных пузырей;

— развитие творческого воображения.

Личностные:

— формирование положительного отношения к исследовательской деятельности;

— адекватное понимание причин успешности или неуспешности экспериментальной деятельности;

— представление продуктов творческой деятельности на фотовыставке.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

осуществление анализа, сравнения, построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей на основе полученной информации для выполнения учебного исследования.

Регулятивные УУД:

— планирование своих действий с учетом поставленных учебных задач;

— умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль своих действий в ходе эксперимента;

— умение вносить коррективы в действия на основе оценки и учета сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, оказывать необходимую взаимопомощь.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Данное воспитательное мероприятие проводится в форме групповой работы для того, чтобы обучающиеся овладевали навыками совместной работы в микрогруппе, умели слушать друг друга, договариваться и оказывать необходимую взаимопомощь, что способствует сплочению классного коллектива.

1.7. Педагогическая технология /методы/ приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Для данного воспитательного мероприятия педагогом использована технология исследовательского обучения, которая заключается в организации поисковой деятельности обучающихся, путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В ходе мероприятия также использованы методы активного взаимодействия и творческой мотивации, наблюдение и эксперимент, сравнение и обобщение результатов, направленные на предоставление младшим школьникам возможности реализовать свои исследовательские и творческие способности, проявить организаторские умения, сформировать у обучающихся способность к рефлексии – личной и коллективной.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

Кадровые: классный руководитель, обучающиеся начальных классов, родители.

Методические ресурсы: электронные образовательные ресурсы.

Материально-технические ресурсы: классный кабинет, ПК, проектор, экран, сеть Интернет, «Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова», полиэтиленовые скатерти, индивидуальные: стаканчики, лопатки, чайные и столовые ложки, соломинки, разлинованные картонные заготовки, листы бумаги (половина формата А4), киндер-игрушки, степлер. Средства для приготовления раствора: теплая вода, сахар, жидкость для мытья посуды, глицерин.

Информационные ресурсы: мультимедиа презентация.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия может быть востребована классными руководителями в процессе проведения классного часа, а также в рамках летней школьной площадки.

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Предварительная работа (опережающие задания)

Классному руководителю:

1) найти и изучить подходящий состав мыльного раствора;

2) распределить обучающихся на 3 группы;

3) пригласить представителя от родителей для фотографирования работ из мыльных пузырей с целью последующего оформления фотовыставки.

Обучающимся:

1) изготовить 2 разлинованные картонные заготовки;

2) принести листы бумаги (половина формата А4) и киндер-игрушку.

Родителям: оказать помощь в приобретении средств для изготовления мыльного раствора и набора необходимых предметов (полиэтиленовые скатерти, пластиковые: стаканчики, лопатки, чайные и столовые ложки, соломинки).

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.

Конспект воспитательного мероприятия

1. Мотивация к деятельности.

Цель этапа : развитие познавательного интереса к изучаемой проблеме.

— Ребята, сегодня мы с вами попробуем отгадать некоторые тайны, но, чтобы узнать, о чем пойдет речь нужно отгадать ребус. По первым буквам прочитайте зашифрованное слово (на слайде).

— Какое это слово? (ПУЗЫРЬ)

— А что такое пузырь, какие пузыри вы знаете?

— Значит, о чем мы сегодня будем говорить? (на слайде)

2. Актуализация знаний.

Цель этапа : способствовать осознанию обучающимися внутренней потребности к получению нового знания через определение и постановку задач исследования.

— Как вы думаете, для того чтобы узнать тайны пузырей, что мы должны провести? (исследование, эксперимент).

— Как называют людей, которые проводят исследования? (ученые исследователи)

— А еще в конце каждого исследования нам необходимо будет сделать вывод.

— А теперь давайте определим задачи нашего исследования (на слайде).

1. УЗНАТЬ

2. ПРОВЕСТИ

3. СДЕЛАТЬ

— Итак, сейчас наш кабинет превратится на некоторое время в научную лабораторию, а мы станем настоящими исследователями.

3. Поиск решения проблемы, открытие новых знаний (работа в группах).

Цель этапа : организовать работу по получению обучающимися новых знаний, умения применять полученные знания в соответствии с поставленной учебной задачей.

3.1. Поиск информации по «Толковому словарю С.И. Ожегова» (на слайде).

1 группа определение значения слова «пузырь»;

2 группа – определение значения слова «исследование»;

3 группа – определение значения слова «эксперимент».

Каждая группа озвучивает свою информацию в соответствии с поставленными учебными задачами своей работы.

3.2. Знакомство с историей возникновения мыльных пузырей (просмотр видео «Сказка о мыльных пузырях).

3.3. Интересные факты о мыльных пузырях (на слайде).

4. Выполнение продуктивных заданий по теме. Эксперимент познания в действии.

Цель этапа : организовать работу по постановке целей учебной деятельности и реализовать в процессе практической (экспериментально-исследовательской) деятельности.

4.1. Эксперимент № 1. Можно ли самому изготовить раствор для мыльных пузырей?

— Где можно приобрести раствор для мыльных пузырей?

— Можно ли приготовить раствор в домашних условиях?

— Как вы думаете, из чего можно приготовить раствор для мыльных пузырей? (ответы детей )

— Все верно, но есть один главный компонент, который необходимо добавить, чтобы провести некоторые исследования с целью выявления определенных свойств мыльных пузырей – это аптечное средство глицерин. Именно благодаря ему стенки пузыря становятся более прочными и пузырь долго не лопается.

— Каждый берет свой стаканчик и начинает изготавливать мыльный раствор строго по данному рецепту (на слайде):

4 СТОЛОВЫЕ ЛОЖКИ ТЁПЛОЙ КИПЯЧЁНОЙ ВОДЫ;

1 ЧАЙНАЯ ЛОЖКА САХАРА;

1 СТОЛОВАЯ ЛОЖКА ЖИДКОСТИ ДЛЯ МЫТЬЯ ПОСУДЫ;

1 СТОЛОВАЯ ЛОЖКА ГЛИЦЕРИНА.

— Размешивать раствор нужно аккуратно и неторопливо лопаточкой, чтобы все компоненты равномерно перемешались. Получилась ли мыльная пена? Возьмите соломинку и попробуйте выдуть пузырь.

Вывод 1: раствор можно изготовить самим для надувания мыльных пузырей.

4.2. Эксперимент № 2. От чего зависит размер мыльного пузыря?

а) — Возьмите лопатку с маленькими отверстиями, опустите в раствор, немного размешайте и выдуйте пузырь. Какого размера он получился?

б) — Возьмите соломинку, опустите в раствор, немного размешайте и выдуйте пузырь. Какого размера он получился?

г) — Возьмите лист бумаги (половина формата А4), скрутите в трубочку побольше, как на слайде, опустите в раствор, немного размешайте и выдуйте пузырь. Какого размера он получился?

Вывод 2: чем больше отверстие, тем больше мыльный пузырь.

4.3. Эксперимент № 3. Какой формы может быть мыльный пузырь?

— Может ли мыльный пузырь быть треугольным или квадратным?

— Для ответа на данный вопрос необходимо взять 2 заготовки из картона. Сначала берем и сгибаем по линиям, чтобы получилась треугольная форма, затем сгибаем, чтобы получилась квадратная форма. Концы скрепляем степлером (образец на слайде).

— Возьмем треугольную форму, опускаем в раствор, выдуваем пузырь и определяем форму, будет ли она треугольной?

— Возьмем квадратную форму, опускаем в раствор, выдуваем пузырь и определяем форму, будет ли она квадратной?

Вывод 3: мыльный пузырь всегда принимает круглую форму, потому что частицы воды максимально притягиваются друг к другу, образуя форму шара.

Физминутка.

— Давайте выйдем из-за столов, немного отдохнем и проведем игру «ДАНЕТ» , где «ДА » – хлопаем в ладоши, «НЕТ » – топаем ногами и внимательно слушаем, чтобы не ошибиться.

— мыльный пузырь похож на апельсин?

— он похож на мандарин?

— на яблоки в саду?

— на рыбку в пруду?

— мыльный пузырь похож на шар земной?

— на мячик надувной?

— он похож на телефон?

— на большой магнитофон?

— круглый он, как солнце в небе?

— как колесо на велосипеде?

— похож ли он на дом?

— а на белый снежный ком?

4.4. Эксперимент № 4. Можно ли из мыльных пузырей сделать узоры?

— Сейчас попробуйте сделать из мыльных пузырей различные узоры, например: «цветок», «гусеница», «след кошки» и др. Для их изготовления используем соломинку, а также предварительно скатерть на столе необходимо смочить мыльным раствором. Узоры можно делать совместно друг с другом.

Вывод 4: из мыльных пузырей можно делать интересные узоры.

4.5. Эксперимент № 5. Можно ли надуть пузырь в мыльном пузыре?

— Берем соломинку, макаем в раствор помешивая и на поверхности стола надуваем большой пузырь, затем соломинку еще раз помещаем в раствор и через большой пузырь протыкаем внутрь и выдуваем еще поменьше. Можно внутри одного пузыря разместить несколько маленьких или внутри большого пузыря сделать из маленьких свой узор. Можно смочить мыльным раствором палец или руку и просунуть в пузырь, попробуйте. Получилось? Какой компонент придает пузырю прочность? (глицерин )

Вывод 5: благодаря глицерину, который придает прочность раствору, можно надуть пузырь в пузыре или просунуть в него палец или руку, предварительно смочив их мыльным раствором.

4.6. Эксперимент № 6. Можно ли в мыльный пузырь поместить какой-нибудь предмет?

— Возьмите киндер-игрушку и попробуйте рядом надуть пузырь, чтобы она оказалась внутри, получилось?

— Что нужно сделать, чтобы пузырь не лопался?

— Предварительно окунуть игрушку в мыльный раствор, чтобы пузырь мягко скользил по поверхности. Получилось теперь?

Вывод 6: в мыльный пузырь можно поместить предмет,предварительно смоченный мыльным раствором, так как пленка пузыря достаточно прочная и эластичная.

5. Итог мероприятия. Рефлексия деятельности.

Цель этапа : организовать работу по самооценке обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

— Какие новые знания сегодня открывали, что узнали?

— Как мы достигли этой цели?

— Кто дома попробует сделать раствор для мыльных пузырей?

— А сейчас, если вам понравилось занятиегромко похлопайте в ладоши, а если не понравилосьпотопайте ногами. Все вы молодцы, очень старались, спасибо за работу!