Рыжикова Евгения Николаевна,
учитель английского языка,
классный руководитель
МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Пояснительная записка

1.1 Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность): «Люблю тебя, моя Россия!». 2022 год стал годом больших испытаний и вызовов для нашей страны. Дети являются одной из самых уязвимых категорий граждан, кому необходимо рассказывать об истории нашей страны, о людях, которые преумножали ее силу и мощь, о русских истоках.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 6-7 классов (12-13 лет).

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): классный час являлся одним из воспитательных мероприятий по патриотическому воспитанию. Наряду с эти классным часом в течение учебного года были проведены классные часы, приуроченные ко Дню народного единства, Дню неизвестного солдата, Дню снятия блокады Ленинграда, Дню Победы, а также акции «Армейский чемоданчик», «Книги детям Донбасса».

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры

Задачи:

— расширить представления об истории русской культуры

— развивать эмоциональную сферу

— учить рассуждать, анализировать

Планируемые результаты :

— расширение культурологического кругозора

— повышение интереса к историческому прошлому

— проявление желания и стремления высказать свою точку зрения

1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: воспитательный час общения. Час общения является оптимальной формой данного воспитательного мероприятия, потому что он позволяет вовлечь в ход классного часа всех учащихся, привлечь некоторых из них в роли докладчиков. Также он дает возможность в ненавязчивой, не лекционной форме рассказать о простых, знакомых понятиях неизвестную информацию, побуждающую задуматься о серьезных вопросах.

1.7 Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

  1. Информационно-коммуникационные технологии
  2. Технология критического мышления
  3. Метод «З-Х-У» (знаю – хочу знать – узнал)
  4. Прием «распределение ролей» (определение учеников, ответственных за подготовку сообщений к классному часу, оформления)

1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

— компьютер с выходом в Интернет (видео можно скачать заранее),

— колонки,

— проектор,

— пустые бланки для каждого учащегося (Приложение 1)

— шаблон обложки книги (Приложение 2)

1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

— настроить ребят высказывать их мнение в ходе классного часа

— материал мини-сообщений учеников в сценарии можно расширить дополнительной информацией

— заранее объяснить учащимся заполнение бланка (Приложение 1).

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

— Определить учащихся, выступающих с мини-сообщениями и заслушать их доклады

— Подготовить оформление класса:

Плакаты на доске:

1. «Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить,

И нам порой так нужно оглянуться.»

2. Васнецов: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.»

3. Русская пословица: «Одна у человека мать, одна у него и Родина.»

Сценарий классного часа

Начинается занятие со стихотворение под кадры и музыку видео «Русская природа» https://disk.yandex.ru/i/jiQCu05bny_Hxg :

Ученик 1:

…Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин .

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою.

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю

Одним широким словом «Русь»!

Васильев Сергей

Учитель: Ребята, что вы знаете о происхождении слов «Русь», «Россия»?

(ответы учащихся)

Ученик 2: Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

Имя Россия у русского государства появилось в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях, созданных при царе Иване III. Тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

Существуют несколько версий происхождения слова «славяне».

1) «Славяне» («словяне») – люди, говорящие «словами» (то есть по-нашему).

2) Этимология восходит к индоевропейскому корню -kleu, основное значение которого «слышать».

Часто встречается в различных употреблениях в значении выражений «слава» и «известность». Таким образом, славяне – это «знаменитые люди», то есть люди, о которых слышно, о которых говорит молва, о которых идет слава.

3) Хлеборобы, доброжелатели, ратники.

Учитель: Россия – многонациональная страна. Сколько национальностей населяет наше государство?

(ответы учащихся)

Ученик 3: Всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп (на слайде).

Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Независимо от национальности все они являются равноправными гражданами России, россиянами. Так об этом и записано в Конституции Российской Федерации.

Учитель: В чем сложность в управлении государством и жизни людей, когда страна – многонациональная? В чем преимущества?

(ответы учащихся)

Ученик 4: басня Л.Н Толстого:

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

— Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец говорит:

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

Учитель: Как эту басню можно отнести к нашей многонациональной стране?

(ответы учащихся)

Учитель: Люди разных национальностей отличаются друг от друга родным языком, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, а также своей внешностью, характером. Но всех нас объединяет русская культура.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре…

Это строчки из песни Марка Бернеса. Культура начинается с языка. А кому мы благодарны за рождение и становление русского языка?

(ответы учащихся)

Ученик 5: Отсчет истории русского литературного языка традиционно начинается от возникновения письменности. Первые достоверные письменные памятники появились после крещения Руси в 988 году. Русь получила богослужебные книги в славянских переводах с греческого из Болгарии. Эти тексты были написаны на старославянском – искусственном письменном языке, созданном Кириллом и Мефодием и их учениками. Когда на Руси появляются старославянские тексты, то их язык под рукой русских переписчиков подвергается воздействию местных восточнославянских диалектов. Так возникла русская редакция старославянского языка, т. е. церковнославянский язык . Параллельно кириллическое письмо используется и в нецерковной сфере: в торговле, ремесле, повседневной практике. С самого начала распространения письменности на Руси возникает особая языковая ситуация, которая лингвистами называется диглоссией. Это соотношение двух языков, функционирующих в одном обществе, когда эти языки по своим функциям не совпадают, а как бы дополняют друг друга. Для Древней Руси культурный язык, язык церкви, официального летописания – церковнославянский . Язык обычного права, бытовой коммуникации – язык древнерусский .

В 1710 г. была проведена реформа азбуки : теперь вместо кириллицы используется т. н. гражданский шрифт. Создание светской азбуки означало резкое размежевание светской литературы с церковно-богословской. Из азбуки были удалены некоторые греческие буквы, а также введена арабская цифровая система.

Ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, знаменитых создателей старославянской азбуки, приурочен День славянской письменности и культуры, который отмечается в России 24 мая.

6 июня был объявлен Днем русского языка. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка.

Учитель: Разговор о русском языке невозможен без упоминания русской литературы, имен и фамилий великих русских поэтов и писателей и их классических произведений.

(Учащиеся называют имена и фамилии русских поэтов и писателей и название их произведений, записывают их на шаблоне обложки книги и размещают это на школьной доске).

Учитель: Мы обсудили с вами тот факт, что Россия – это многонациональная страна. Люди разных национальностей отличаются друг от друга родным языком, национальными одеждами. Что вы знаете о национальных костюмах народов России?

Ученик 6: Русский национальный костюм

История русского народного костюма сохранилась до наших дней практически без изменений, ее знает даже ребенок. В нарядах сочетаются насыщенные цвета и большое количество деталей, которые дополняют образ и делают его полноценным. Красочная одежда с украшениями предназначалась для праздников, а более упрощенные варианты подходят для будней.

Неотъемлемая часть традиционного русского костюма – вышивка. По ней можно было узнать, к какой губернии относится человек. Обычно при помощи вышивки старались украсить рукава и подол. Мужские национальные костюмы у русского народа состояли из штанов, рубахи и пояса. На голове носили грешневик, пошитый из валяной шерсти. На ноги обували лапти, а с приходом зимы переобувались в валенки. Праздничная традиционная обувь у русского народа – сапожки из натуральной кожи.

Женские национальные костюмы у русских совмещали в себе сорочницу, сарафан и передник. В период правления Ивана Грозного девушки надевали три платья сразу, один поверх другого. В противном случае их считали непристойными. Детские традиционные костюмы в большинстве случаев повторяли одежду взрослых, но часто их шили более свободными. (Изображение на слайде).

Ученик 7: Чеченский национальный костюм

Еще в прошлых веках чеченцы активно занимались овцеводством, поэтому их одежда и обувь изготовлены из кожи и шерсти этих животных. Элементы костюмов отображают особенности культуры и традиций жителей Чечни. Женщины носят платья в пол, расклешенные книзу. Национальный костюм мужского населения Чечни состоит из папахи, бешмета (полукафтан) и штанов, которые заправлены в кожаные сапоги. В праздничные дни сверху надевают черкеску. Чеченцы – прирожденные воины, поэтому у них за поясом обычно находится оружие. (Изображение на слайде).

Ученик 8: Татарский национальный костюм

Как и национальные костюмы других народов России, традиционная одежда татар также имеет свою историю. Поскольку большая часть татар придерживаются ислама, они считают, что после смерти душа человека покидает тело через отверстия и дыры, в том числе и на одежде. Стараясь сохранить жизнь магическим оберегом, люди создавали различные орнаменты на краях и вырезах предметов гардероба. (Изображение на слайде).

Учитель: Особую гордость и интерес представляют русские традиции и обычаи. Но, к сожалению, многие из них мы начали забывать или делаем что-то, не понимая, откуда эта традиция появилась. Какие русские традиции и обычаи вы можете назвать? Попробуйте сформулировать причину ее возникновения.

Ученик 9: «На зубок подарить»

В Толковом словаре 1935–1940 годов под редакцией Дмитрия Ушакова выражение трактуется уже как подношение ребенку: «На зубок подарить (разг. устар.) – сделать какой-нибудь подарок новорожденному». Обеспеченные люди старались одарить серебряной вещью, отсюда «посеребрить зубок». А так как ложка на Руси была предметом индивидуального пользования, как сегодня зубная щетка, то и думать долго не надо было: новому члену семьи нужна своя ложечка. Позже ее стали дарить, когда прорезался первый зуб – с этого момента ребенку начинали давать твердую пищу, и прибор оказывался как нельзя кстати. (Изображение на слайде).

Ученик 10: Учение с 7 лет

В семь лет у детей начинался особый возраст. Считалось, что они проходят первый серьезный этап взросления. Если до этого все бегали в рубашонках, а во «взрослую» одежду наряжались только по праздникам, то после семи мальчики начинали носить штаны, а девочки – сарафаны и юбки. С этого времени детей учили грамоте. В былине о богатыре Добрыне Никитиче рассказывалось: «А и будет Добрыня семи годов, / Присадила его матушка грамоте учиться».

Крестьянская семья воспитывала детей в труде. Им поручали посильную работу: пасти лошадей, загонять скотину, собирать с поля картошку. Девочки оставались при матери и учились разогревать и готовить еду, прясть и нянчить младших детей. А мальчики с этого времени находились при отце и учились мужским занятиям. (Изображение на слайде).

Ученик 11: «С легким паром» – раньше это было заклинанием. Оно должно была предохранить моющегося от козней домового, живущего в бане.

«Нельзя дарить четное количество цветов»

Языческие верования трактуют четные числа – как символы смерти и зла. Помните поговорку «беда не приходит одна»? Многими древними культурами, парные числа связывались с законченностью, завершением, в данном случае – жизненного пути. В других странах цветы, как правило, продают дюжинами: полдюжины, дюжина и т. д.

Учитель: Ребята, я уверена, что вы много знаете об истории нашей страны. Я надеюсь, что сегодня мы с вами заглянули на новые страницы нашей великой истории. Я верю, что новой информацией, которую вы сегодня узнали, вы захотите с кем-то поделиться. Но, к сожалению, многое осталось, как говорится, «за кадром». Я прошу сейчас вас вспомнить все, что вы сегодня увидели и узнали, посмотреть на информацию на доске и заполнить графу «хочу узнать» в бланке, который находится перед вами.

(учащиеся заполняют бланки и сдают классному руководителю. Данная информация поможет определить содержание дальнейших классных часов по данной направлению)

Классный час завершается видео: https://disk.yandex.ru/i/rsfk0TjruWlcsw

Приложение 1

В графе «знаю» нужно записать информацию, которая не является новой (записывать ее рекомендуется в ходе классного часа)

В графе «узнал» нужно записать неизвестную ранее информацию.

Графу «хочу знать» необходимо заполнить в конце классного часа.

знаю

хочу узнать

узнал

Приложение 2