Татьяна Александровна Заневская, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Биробиджана
Конспект урока по литературе для учащихся 11 класса «Увидеть красоту»
по рассказу В.М. Шукшина «Солнце, старик девушка»
Цель урока – помочь определить шукшинское понятие «красота человека».
Задачи урока:
— сформировать представление о типах рассказов В.М. Шукшина;
— определить роль антитезы и пейзажа в описании портрета героя;
— учить характеризовать героя рассказа;
— повторить критерии характеристики литературного героя;
— выявить символический смысл названия рассказа;
— научить оценивать свои и чужие поступки на основе нравственного выбора.
Продолжительность урока: 35 минут.
Методы и приемы: проблемного диалога, исследовательский, объяснительно-иллюстративный. Работа с кьюар-кодом, «Яркое пятно», «Пересказ с заменой лица», «Собери пословицу», инсценирование отрывка.
Средства: конверты с заданиями для 5 групп, круг с нарисованным колесом и разметкой с делениями, три иллюстрации к рассказу в рамках, одна рамка с белым пустым листом, нарисованная корзина, брошюра 7х8 см, на её 7 страницах кьюар-коды.
Оборудование урока: «Словарь русского языка» С. Ожегова, текст рассказа «Солнце, старик и девушка», презентация к уроку, электронная доска, видеофрагмент чтения «Олеся Кривенко читает отрывок из рассказа В.М. Шукшина».
Планируемые результаты
Предметные:
— имеют сформированное представление о типах рассказов В.М. Шукшина;
— знают критерии характеристики литературного героя;
— умеют характеризовать героя, используя критерии;
— понимают авторскую характеристику и позицию автора в произведении;
— знают роль антитезы и пейзажа в раскрытии характера героя;
— умеют выступать с аргументированным рассуждением;
— способны определить нравственные уроки рассказа.
Личностные:
— способны принять решение на основе личностного нравственного выбора;
— способны оценить чужие поступки с позиций нравственного выбора.
Метапредметные
Регулятивные :
— способны принимать и понимать учебную задачу урока;
— могут корректировать свою деятельность на уроке;
— могут анализировать в обсуждении с учителем условия, способы достижения цели;
— способны работать в группе.
Познавательные общеучебные :
— способны излагать содержание прочитанного фрагмента с заменой лица героя;
— могут пользоваться словарями, справочниками;
— способны осуществлять анализ и синтез материала и установить причинно-следственные связи;
— участвуют в учебном диалоге;
— способны работать с художественным текстом.
Логические:
— умеют выразительно читать текст по ролям,
— способны аргументированно доказывать свою точку зрения.
Коммуникативные:
— умеют осознанно использовать речевые средства в конкретной ситуации;
— способны принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Ход урока:
Этап «Мотивационный».
Учитель: Добрый день, коллеги! Ведь вы сегодня мои коллеги в совместном разрешении задач урока «Увидеть красоту» по рассказу В.М. Шукшина «Солнце, старик девушка». (на слайде «Урок литературы «Увидеть красоту» по рассказу В.М. Шукшина «Солнце, старик девушка»)
Этап «Целеполагание» . Приемы: «Определи задачи на урок», «Колесо баланса».
— Сегодня работают пять групп, они получают задание. Исследователи Справочной службы и группы «Артисты» могут уже начать работу. (Учитель выдает конверты с заданиями ). Ребята, моя цель – научить вас определить шукшинское понятие красоты человека. А чему вы хотите научиться? Назовите две задачи, которые вы поставили на урок.
— Почему эти задачи важны для тебя?
— Что будет лучшим результатом нашего урока? К вашим задачам мной добавлены такие: научить характеризовать героя произведения, анализируя текст, определить нравственные уроки рассказа. На «Колесе баланса» отметьте точкой по критериям, на каком уровне от 1 до 10 вы находитесь в знании темы урока. (на слайде «Колесо баланса» с критериями положений темы урока)
1 – определение понятия «рассказ»
2 – роль пейзажа в произведении
3 – особенности рассказов В.М. Шукшина
4 – значение выражения «нравственные уроки»
5 – критерии характеристики литературного героя
6 – значение понятия «внутренняя красота» человека.
Соедините точки. Покажите мне свое «Колесо». Сможет ли оно двигаться ровно? Пожалуй, нет. Отложите его, но в конце урока мы вернемся к нему.
— Тема урока, его задачи нами определены, что далее нам предстоит сделать, друзья, чтобы начать знакомство с новой темой? (Обсуждение версий).
Этап актуализации знаний. Приёмы: «Яркое пятно», «Соотнеси рассказ его типу» (на слайде памятник выпускникам ВГИКа в г. Москве)
— Это памятник выпускникам ВГИКа – режиссеру Андрею Тарковскому, сценаристу Геннадию Шпаликову и писателю, актеру и режиссеру Василию Шукшину. Что вы заметили необычного? Предположите, почему он в сапогах?
— Расскажите, что вы уже знаете о Василии Макаровиче Шукшине?
— Обратившись к каким источникам, мы расширим свои знания? Отройте 1 страницу брошюры с кьюар-кодами, наведите камеру своего мобильного телефона, ознакомьтесь с материалом о творчестве писателя.
— Что вас поразило в творчестве Василия Макаровича Шукшина? (На слайде карта Алтая с нанесенным селением Сростки) Три линии – актёра, режиссёра, писателя – переплелись в его судьбе. Всем сердцем любил свой край: герои его рассказов – односельчане. Шукшин – автор сборников «Сельские жители», «Беседы при яркой луне». Считался писателем-деревенщиком: наряду с В. Астафьевым, В. Распутиным, В. Беловым, Б. Можаевым писал в рассказах о проблемах деревни, о деревенском человеке, вырванном из привычной среды и не нашедшем новой опоры в жизни.
— Что называется рассказом? Нам помогут ребята Справочной службы. (На слайде «Типы рассказов Шукшина»)
— Шукшин так определял типы своих рассказов: рассказ – судьба, рассказ – характер, рассказ – исповедь, рассказ – анекдот. Произнесите название рассказа и соотнесите по сюжету произведения и герою, к какому типу рассказов он относится.
1. О киномеханике Князеве, поехавшем в гости к брату. Человек добрый, попадающий в ситуации: разрисовал красками детскую коляску, чтобы сделать доброе, но его не поняли.
2. Сашка Ермолаев в ответ на грубость продавщицы готов защищать себя и пойти даже на убийство. Обиду смогли залечить маленькая дочка и жена.
3. Профессия шорника Архипа Калачикова никому не нужна, дети выросли и разъехались. Ему и его жене Марфе молодость возвращает балалайка.
4. Паромщик Филипп Тюрин вспоминает свою несостоявшуюся любовь, всю жизнь от юности до старости, «осени» жизни: «Душа заныла прямо, затревожилась». (На слайде «Таблица с названиями рассказов и их типом»)
Рассказ – судьба | Рассказ – характер | Рассказ – исповедь | Рассказ–анекдот |
«Одни» |
«Чудик» |
«Осенью» |
«Обида» |
— Какие рассказы прочитали вы и кто их герои?
— Аргументируйте, что сближает всех героев Шукшина?
Шукшинские «чудики», ищущие смысл жизни. «При всей простоте и непритязательности их жизни на поверку они оказываются душевнее, чище и скромнее, чем те, кто любит посмеяться над их «странностями» и «чудачествами», – говорил писатель. Но есть повествование, отличающееся от рассказов про «чудиков» особой широтой философских размышлений. Это ранний рассказ 1963 года с красивым названием «Солнце, старик и девушка».
Изучение нового материала. Приёмы «Корзина идей», «Продолжи фразу», «Работа с текстом рассказа».
— Продолжите фразу: «Красивый человек – это человек, который…»
— А может ли некрасивый человек быть красив?
— Как же можно увидеть эту внутреннюю красоту человека как в жизни, так в рассказе?
— Вы знаете, чтобы охарактеризовать героя, мы используем критерии. Назовите их. (На слайде «Корзина идей») Давайте, соратники , соберем материал в «Корзину идей».
— Прочитаем первые четыре предложения рассказа. Что вы увидели и услышали? Какие приемы помогают это увидеть?
Дни г о р е л и бе л ым огнем. Зем л я бы л а г о р ячая, де р евья тоже были г о р ячие. С у х ая т рава ш ур ш ала под ногами. Только вечерами наступала прохлада.
— Это редкий для Шукшина прием – пейзаж: предложения короткие, как дыхание старика. Метафора «дни горели белым огнем» и повторяющийся эпитет «горячий» усиливают ощущение зноя и духоты. Аллитерация помогает услышать шуршание травы.
— Кто герои рассказа? (На слайде «Изображение старика»)
— Каков сюжет рассказа ? (Учитель и учащиеся демонстрируют три рисунка, где не в хронологическом порядке представлена сюжетная линия рассказа) Как нужно правильно расположить эти изображения?
— Прочитайте первый абзац и расскажите о старике по его портрету. Красив ли он внешне? Почему у него тусклые глаза и морщинистые руки?
— Вся жизнь прошла в тяжелом труде, поэтому руки «коричневые, сухие», как земля: Лицо и руки в «ужасных» морщинах, которые словно карта жизни старика. Жизнь уходит от него, потому и глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Перед нами портрет труженика. Какие черты внешности вы бы отметили? Некрасив внешне, глаза тусклые, морщинистые руки.
— Объясните, опираясь на мнение автора, почему он приходил каждый вечер на берег реки на одно и то же место ?
— Определите, для чего использован прием сопоставления «стремительной реки Катуни» и неподвижно сидящего старика?
Река – олицетворение жизни человека, так стремительно проходящей. Антитеза подчеркивает степенность старика: для него приход на берег – традиция, а ее ритуалы не терпят суеты. Пейзаж – это часть описания внешности старика, часть портрета. Допишем этот критерий в «Корзину идей». Какую черту отметили вы в характере старика? (неторопливость)
Шукшинское слово емко: за одним словом речи героя может скрываться предложение, фраза, обобщение.
Послушайте аудиоотрывок «Первая встреча художницы и старика» и следите по тексту.
— Удалось ли читающей передать интонации героев?
— Подтвердите примерами из текста, что старик говорит о солнце и воде в реке?
— Как это его характеризует? Да, он видит красоту природы.
— Как ведет с городской девушкой разговор, назовите еще одну его черту (собеседник, интересно общаться с людьми).
— Сравните, чем является солнце для старика и девушки ? Почему вздохнул старик? А что сделала девушка?
(Глагол «вздохнул» подразумевает: для старика заход солнца означает день жизни закончился. А для девушки – это лишь причина, по которой нельзя продолжить работу – она «сложила листы в ящик»). (На слайде «Портрет девушки – художницы»)
— Почему девушка решила рисовать старика? (она увидела за его морщинами мудрость)
— О чем она думает, рисуя портрет? Прочитаем абзац от слов «А девушка думала…». Что передает ее внутренний монолог? (Неуверенность)
— Она считает себя хорошей художницей? (Рисуя, часто стирает, значит, у нее не получается, еще только учится)
Этап «Решение учебных задач». Приёмы «Инсценирование эпизода», «Пересказ с заменой лица», «Рассказ по воображению».
— А теперь вам предстоит поработать в группах. (Учитель раздает задание в конвертах). (На слайдах иллюстрации «Старик», «Девушка рисует», «Солнце над рекой»)
Группа 6. Особое задание – «Что могла нарисовать девушка?», группа 5 «Артисты» готовит чтение по ролям, 1, 2, 3 – пересказы по рассказу, группа 4 собирает из разноцветных пазлов пословицу.
Задание для группы 1: Представьте себя героиней этого рассказа. Расскажите о художнице от 1 лица, ответив на вопросы |
Задание для группы 2: Расскажите о жизни дедушки от 1 лица, ответив на вопросы. |
Задание для группы 3: Расскажите о Солнце от 1 лица, ответив на вопросы. |
|
1. Какую жизнь вы прожили?
2. Кем вы работали в деревне ? 3. Кто ваши дети и как сложилась их судьба? 4. Что вас радует в жизни? |
1. Что вам предстоит делать каждый день? Трудна ли ваша работа?
2. Чем ваша судьба схожа с судьбой старика? 3. Почему вы скрываетесь вечером в «далекий синий мир»? 4. Кого вы надеетесь увидеть на берегу Катуни? |
— В.М. Шукшин говорил: «Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники».
Вопросы для группы 1:
— Что вам хотелось добавить к рассказу девушки?
— Почему же девушка стала художницей?
Вопросы для группы 2:
— Как вы понимаете фразу «более глубокий смысл и тайну человеческой жизни»? А когда человек взрослеет?
— Назовите все качества характера старика.
Вопрос для группы 3:
— Почему же в рассказе нет имен героев?
Вопрос для группы 5:
— Почему, на ваш взгляд, закончив рассказ о себе, он сказал: «Ломает меня всего»?
Вопрос для группы 6:
— Что могло быть на картине, нарисованной девушкой?
Этап «Контроль знаний, обратная связь». Приём «Проблемный вопрос».
— Как же смогла, исследователи, увидеть девушка внутреннюю, незаметную сразу, красоту старика?
— Что составляет красоту его души? (На слайдах «Черты характера старика», записанные в окружности желтого цвета)
— Смысл жизни, по Шукшину, – прожить честную, трудовую достойную жизнь на своей земле. Шукшинское понимание красоты человека – это красота души, наполненность души, ее богатство.
— Какой же нравственный урок, мои пытливые умы, каждый извлек? Над какими проблемами заставляет задуматься рассказ?
Мир прекрасен. Прекрасен человек, чувствующий красоту земного мира.
Этап «Рефлексия». Приёмы«Колесо баланса», «Собери пословицу»
— На «Колесе баланса» отметьте, на каком сейчас уровне в знании темы урока. Покажите мне. Да, продвижение в теме урока есть. Вспомните задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока. Все ли они реализованы? У кого есть задача, на которую вы не получили ответа?
— Перед вами совет всем нам индийского религиозного деятеля Ча́ндры Дже́ин (псевдоним Ошо) всем, кто желает быть красивым не внешне, а внутренне, красив душой: Группа 4 зачитывает пословицу и ее объясняет:
— «Живи так, чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись, а, общаясь с тобой, стали чуточку счастливей».
Будьте красивы душой, и мир станет прекрасней!