Татьяна Александровна Заневская, учитель русского языка и литературы
МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Биробиджана

Конспект урока по литературе для учащихся 11 класса «Увидеть красоту»
по рассказу В.М. Шукшина «Солнце, старик девушка»

Цель урока – помочь определить шукшинское понятие «красота человека».

Задачи урока:

— сформировать представление о типах рассказов В.М. Шукшина;

— определить роль антитезы и пейзажа в описании портрета героя;

— учить характеризовать героя рассказа;

— повторить критерии характеристики литературного героя;

— выявить символический смысл названия рассказа;

— научить оценивать свои и чужие поступки на основе нравственного выбора.

Продолжительность урока: 35 минут.

Методы и приемы: проблемного диалога, исследовательский, объяснительно-иллюстративный. Работа с кьюар-кодом, «Яркое пятно», «Пересказ с заменой лица», «Собери пословицу», инсценирование отрывка.

Средства: конверты с заданиями для 5 групп, круг с нарисованным колесом и разметкой с делениями, три иллюстрации к рассказу в рамках, одна рамка с белым пустым листом, нарисованная корзина, брошюра 7х8 см, на её 7 страницах кьюар-коды.

Оборудование урока: «Словарь русского языка» С. Ожегова, текст рассказа «Солнце, старик и девушка», презентация к уроку, электронная доска, видеофрагмент чтения «Олеся Кривенко читает отрывок из рассказа В.М. Шукшина».

Планируемые результаты

Предметные:

— имеют сформированное представление о типах рассказов В.М. Шукшина;

— знают критерии характеристики литературного героя;

— умеют характеризовать героя, используя критерии;

— понимают авторскую характеристику и позицию автора в произведении;

— знают роль антитезы и пейзажа в раскрытии характера героя;

— умеют выступать с аргументированным рассуждением;

— способны определить нравственные уроки рассказа.

Личностные:

— способны принять решение на основе личностного нравственного выбора;

— способны оценить чужие поступки с позиций нравственного выбора.

Метапредметные

Регулятивные :

— способны принимать и понимать учебную задачу урока;

— могут корректировать свою деятельность на уроке;

— могут анализировать в обсуждении с учителем условия, способы достижения цели;

— способны работать в группе.

Познавательные общеучебные :

— способны излагать содержание прочитанного фрагмента с заменой лица героя;

— могут пользоваться словарями, справочниками;

— способны осуществлять анализ и синтез материала и установить причинно-следственные связи;

— участвуют в учебном диалоге;

— способны работать с художественным текстом.

Логические:

— умеют выразительно читать текст по ролям,

— способны аргументированно доказывать свою точку зрения.

Коммуникативные:

— умеют осознанно использовать речевые средства в конкретной ситуации;

— способны принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Ход урока:

Этап «Мотивационный».

Учитель: Добрый день, коллеги! Ведь вы сегодня мои коллеги в совместном разрешении задач урока «Увидеть красоту» по рассказу В.М. Шукшина «Солнце, старик девушка». (на слайде «Урок литературы «Увидеть красоту» по рассказу В.М. Шукшина «Солнце, старик девушка»)

Этап «Целеполагание» . Приемы: «Определи задачи на урок», «Колесо баланса».

— Сегодня работают пять групп, они получают задание. Исследователи Справочной службы и группы «Артисты» могут уже начать работу. (Учитель выдает конверты с заданиями ). Ребята, моя цель – научить вас определить шукшинское понятие красоты человека. А чему вы хотите научиться? Назовите две задачи, которые вы поставили на урок.

— Почему эти задачи важны для тебя?

— Что будет лучшим результатом нашего урока? К вашим задачам мной добавлены такие: научить характеризовать героя произведения, анализируя текст, определить нравственные уроки рассказа. На «Колесе баланса» отметьте точкой по критериям, на каком уровне от 1 до 10 вы находитесь в знании темы урока. (на слайде «Колесо баланса» с критериями положений темы урока)

1 – определение понятия «рассказ»

2 – роль пейзажа в произведении

3 – особенности рассказов В.М. Шукшина

4 – значение выражения «нравственные уроки»

5 – критерии характеристики литературного героя

6 – значение понятия «внутренняя красота» человека.

Соедините точки. Покажите мне свое «Колесо». Сможет ли оно двигаться ровно? Пожалуй, нет. Отложите его, но в конце урока мы вернемся к нему.

— Тема урока, его задачи нами определены, что далее нам предстоит сделать, друзья, чтобы начать знакомство с новой темой? (Обсуждение версий).

Этап актуализации знаний. Приёмы: «Яркое пятно», «Соотнеси рассказ его типу» (на слайде памятник выпускникам ВГИКа в г. Москве)

— Это памятник выпускникам ВГИКа – режиссеру Андрею Тарковскому, сценаристу Геннадию Шпаликову и писателю, актеру и режиссеру Василию Шукшину. Что вы заметили необычного? Предположите, почему он в сапогах?

— Расскажите, что вы уже знаете о Василии Макаровиче Шукшине?

— Обратившись к каким источникам, мы расширим свои знания? Отройте 1 страницу брошюры с кьюар-кодами, наведите камеру своего мобильного телефона, ознакомьтесь с материалом о творчестве писателя.

— Что вас поразило в творчестве Василия Макаровича Шукшина? (На слайде карта Алтая с нанесенным селением Сростки) Три линии – актёра, режиссёра, писателя – переплелись в его судьбе. Всем сердцем любил свой край: герои его рассказов – односельчане. Шукшин – автор сборников «Сельские жители», «Беседы при яркой луне». Считался писателем-деревенщиком: наряду с В. Астафьевым, В. Распутиным, В. Беловым, Б. Можаевым писал в рассказах о проблемах деревни, о деревенском человеке, вырванном из привычной среды и не нашедшем новой опоры в жизни.

— Что называется рассказом? Нам помогут ребята Справочной службы. (На слайде «Типы рассказов Шукшина»)

— Шукшин так определял типы своих рассказов: рассказ – судьба, рассказ – характер, рассказ – исповедь, рассказ – анекдот. Произнесите название рассказа и соотнесите по сюжету произведения и герою, к какому типу рассказов он относится.

1. О киномеханике Князеве, поехавшем в гости к брату. Человек добрый, попадающий в ситуации: разрисовал красками детскую коляску, чтобы сделать доброе, но его не поняли.

2. Сашка Ермолаев в ответ на грубость продавщицы готов защищать себя и пойти даже на убийство. Обиду смогли залечить маленькая дочка и жена.

3. Профессия шорника Архипа Калачикова никому не нужна, дети выросли и разъехались. Ему и его жене Марфе молодость возвращает балалайка.

4. Паромщик Филипп Тюрин вспоминает свою несостоявшуюся любовь, всю жизнь от юности до старости, «осени» жизни: «Душа заныла прямо, затревожилась». (На слайде «Таблица с названиями рассказов и их типом»)

Рассказ – судьба Рассказ – характер Рассказ – исповедь Рассказ–анекдот

«Одни»

«Чудик»

«Осенью»

«Обида»

— Какие рассказы прочитали вы и кто их герои?

— Аргументируйте, что сближает всех героев Шукшина?

Шукшинские «чудики», ищущие смысл жизни. «При всей простоте и непритязательности их жизни на поверку они оказываются душевнее, чище и скромнее, чем те, кто любит посмеяться над их «странностями» и «чудачествами», – говорил писатель. Но есть повествование, отличающееся от рассказов про «чудиков» особой широтой философских размышлений. Это ранний рассказ 1963 года с красивым названием «Солнце, старик и девушка».

Изучение нового материала. Приёмы «Корзина идей», «Продолжи фразу», «Работа с текстом рассказа».

— Продолжите фразу: «Красивый человек – это человек, который…»

— А может ли некрасивый человек быть красив?

— Как же можно увидеть эту внутреннюю красоту человека как в жизни, так в рассказе?

— Вы знаете, чтобы охарактеризовать героя, мы используем критерии. Назовите их. (На слайде «Корзина идей») Давайте, соратники , соберем материал в «Корзину идей».

— Прочитаем первые четыре предложения рассказа. Что вы увидели и услышали? Какие приемы помогают это увидеть?

Дни г о р е л и бе л ым огнем. Зем л я бы л а г о р ячая, де р евья тоже были г о р ячие. С у х ая т рава ш ур ш ала под ногами. Только вечерами наступала прохлада.

— Это редкий для Шукшина прием – пейзаж: предложения короткие, как дыхание старика. Метафора «дни горели белым огнем» и повторяющийся эпитет «горячий» усиливают ощущение зноя и духоты. Аллитерация помогает услышать шуршание травы.

— Кто герои рассказа? (На слайде «Изображение старика»)

— Каков сюжет рассказа ? (Учитель и учащиеся демонстрируют три рисунка, где не в хронологическом порядке представлена сюжетная линия рассказа) Как нужно правильно расположить эти изображения?

— Прочитайте первый абзац и расскажите о старике по его портрету. Красив ли он внешне? Почему у него тусклые глаза и морщинистые руки?

— Вся жизнь прошла в тяжелом труде, поэтому руки «коричневые, сухие», как земля: Лицо и руки в «ужасных» морщинах, которые словно карта жизни старика. Жизнь уходит от него, потому и глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Перед нами портрет труженика. Какие черты внешности вы бы отметили? Некрасив внешне, глаза тусклые, морщинистые руки.

— Объясните, опираясь на мнение автора, почему он приходил каждый вечер на берег реки на одно и то же место ?

— Определите, для чего использован прием сопоставления «стремительной реки Катуни» и неподвижно сидящего старика?

Река – олицетворение жизни человека, так стремительно проходящей. Антитеза подчеркивает степенность старика: для него приход на берег – традиция, а ее ритуалы не терпят суеты. Пейзаж – это часть описания внешности старика, часть портрета. Допишем этот критерий в «Корзину идей». Какую черту отметили вы в характере старика? (неторопливость)

Шукшинское слово емко: за одним словом речи героя может скрываться предложение, фраза, обобщение.

Послушайте аудиоотрывок «Первая встреча художницы и старика» и следите по тексту.

— Удалось ли читающей передать интонации героев?

— Подтвердите примерами из текста, что старик говорит о солнце и воде в реке?

— Как это его характеризует? Да, он видит красоту природы.

— Как ведет с городской девушкой разговор, назовите еще одну его черту (собеседник, интересно общаться с людьми).

— Сравните, чем является солнце для старика и девушки ? Почему вздохнул старик? А что сделала девушка?

(Глагол «вздохнул» подразумевает: для старика заход солнца означает день жизни закончился. А для девушки – это лишь причина, по которой нельзя продолжить работу – она «сложила листы в ящик»). (На слайде «Портрет девушки – художницы»)

— Почему девушка решила рисовать старика? (она увидела за его морщинами мудрость)

— О чем она думает, рисуя портрет? Прочитаем абзац от слов «А девушка думала…». Что передает ее внутренний монолог? (Неуверенность)

— Она считает себя хорошей художницей? (Рисуя, часто стирает, значит, у нее не получается, еще только учится)

Этап «Решение учебных задач». Приёмы «Инсценирование эпизода», «Пересказ с заменой лица», «Рассказ по воображению».

— А теперь вам предстоит поработать в группах. (Учитель раздает задание в конвертах). (На слайдах иллюстрации «Старик», «Девушка рисует», «Солнце над рекой»)

Группа 6. Особое задание – «Что могла нарисовать девушка?», группа 5 «Артисты» готовит чтение по ролям, 1, 2, 3 – пересказы по рассказу, группа 4 собирает из разноцветных пазлов пословицу.

Задание для группы 1: Представьте себя героиней этого рассказа. Расскажите о художнице от 1 лица, ответив на вопросы

Задание для группы 2: Расскажите о жизни дедушки от 1 лица, ответив на вопросы.

Задание для группы 3: Расскажите о Солнце от 1 лица, ответив на вопросы.

  • Сколько вам лет, откуда вы приехали и зачем?
  • Кого вы встретили на берегу Катуни и что вас поразило в его внешности ?
  • Сколько дней рисовали вы дедушку, и что вы запомнили из его рассказа ?
  • Почему вы заплакали, узнав о смерти дедушки?
1. Какую жизнь вы прожили?

2. Кем вы работали в деревне ?

3. Кто ваши дети и как сложилась их судьба?

4. Что вас радует в жизни?

1. Что вам предстоит делать каждый день? Трудна ли ваша работа?

2. Чем ваша судьба схожа с судьбой старика?

3. Почему вы скрываетесь вечером в «далекий синий мир»?

4. Кого вы надеетесь увидеть на берегу Катуни?

— В.М. Шукшин говорил: «Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники».

Вопросы для группы 1:

— Что вам хотелось добавить к рассказу девушки?

— Почему же девушка стала художницей?

Вопросы для группы 2:

— Как вы понимаете фразу «более глубокий смысл и тайну человеческой жизни»? А когда человек взрослеет?

— Назовите все качества характера старика.

Вопрос для группы 3:

Почему же в рассказе нет имен героев?

Вопрос для группы 5:

— Почему, на ваш взгляд, закончив рассказ о себе, он сказал: «Ломает меня всего»?

Вопрос для группы 6:

— Что могло быть на картине, нарисованной девушкой?

Этап «Контроль знаний, обратная связь». Приём «Проблемный вопрос».

— Как же смогла, исследователи, увидеть девушка внутреннюю, незаметную сразу, красоту старика?

— Что составляет красоту его души? (На слайдах «Черты характера старика», записанные в окружности желтого цвета)

— Смысл жизни, по Шукшину, – прожить честную, трудовую достойную жизнь на своей земле. Шукшинское понимание красоты человека – это красота души, наполненность души, ее богатство.

— Какой же нравственный урок, мои пытливые умы, каждый извлек? Над какими проблемами заставляет задуматься рассказ?

Мир прекрасен. Прекрасен человек, чувствующий красоту земного мира.

Этап «Рефлексия». Приёмы«Колесо баланса», «Собери пословицу»

— На «Колесе баланса» отметьте, на каком сейчас уровне в знании темы урока. Покажите мне. Да, продвижение в теме урока есть. Вспомните задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока. Все ли они реализованы? У кого есть задача, на которую вы не получили ответа?

— Перед вами совет всем нам индийского религиозного деятеля Ча́ндры Дже́ин (псевдоним Ошо) всем, кто желает быть красивым не внешне, а внутренне, красив душой: Группа 4 зачитывает пословицу и ее объясняет:

— «Живи так, чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись, а, общаясь с тобой, стали чуточку счастливей».

Будьте красивы душой, и мир станет прекрасней!