Людмила Владимировна Андрианова, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» Смидовичского района
Мастер-класс «Технология педагогических мастерских».
Тема «Что нам стоит дом построить…»
Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.
Ш. Амонашвили
Цель– создание условий для продуктивного профессионального общения педагогов в процессе освоения технологии «Педагогическая мастерская».
Задачи:
- Способствовать совершенствованию профессиональных компетенций педагогов по вопросам организации процесса обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями ФГОС.
- Продемонстрировать технологию «Педагогическая мастерская» через трансформацию учебной деятельности в игровую и социально-практическую.
- Показать важность структуры урока для достижения учебных целей.
- Содействовать развитию творческой (познавательной) активности педагогов.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход мастер-класса:
Уважаемые коллеги! Рада приветствовать каждого их вас, желающего познавать, совершенствоваться, удивлять и творить… Пусть время нашей встречи обогатит нас взаимно, станет профессионально и личностно значимым для каждого.
«Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему», – говорил Шалва Амонашвили. Попробуем и мы сегодня что-нибудь построить.
1.«Индукция» (наведение)
Отгадайте загадку:
В нём живет моя родня, Мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый… (ДОМ)
Тема нашего мастер-класса «Что нам стоит дом построить…»
2. «Самоконструкция»
Какие ассоциации связаны у вас с этим словом? (семья, уют, очаг, крыша, тепло и др. )
Зачем человеку дом? (для защиты и др .)
3. «Социоконструкция»
Представьте, что вы семья, и вам нужен новый дом.
Обсудите в парах, какой должен быть дом. И почему важны именно эти характеристики? (прочный, теплый, красивый и др .)
4.«Социализация»
Теперь поработаем в группах, потому что дом в одиночку обычно не строят, а приглашают строителей, помощников.
Задание для 1 группы.
У вас есть детали конструктора. (Раздать участникам комплекты деталей)
Задание для 2 группы.
Распечатанные на отдельных листах бумаги этапы урока технологии «Педагогическая мастерская».
- Что с ними нужно сделать? (построить дом )
- После завершения строительства попрошу вас прокомментировать свою работу.
- «Афиширование»
1 группа
- Как вы собирали дом? (поэтапно )
- Из каких элементов он состоит?
- Почему вы расположили детали именно так?
- Если мы поставим этот дом на полку, как долго он может простоять?
Чтобы построить по-настоящему прочный дом, нужно соблюдать технологию постройки.
А в работе учителя применяются технологии? (Ответы)
Задача современного учителя на уроке – последовательное построение устойчивых умений, прочных знаний, универсальных навыков.
При этом нельзя забывать о базовом принципе построения знаний, уроков, основанном на системно-деятельностном подходе.
Как это сделать? Для этого, конечно, мы используем современные образовательные технологии, в основу которых заложена деятельность.
Наша задача – построить уроки таким образом, чтобы знания, полученные детьми, были прочными и сохранились надолго.
Предоставим слово 2 группе.
(Этапы урока расположены снизу вверх)
- Почему вы расположили элементы своего «дома» именно так? (Объяснение)
1. « Индукция» (наведение)– создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. (Предмет; фраза; звук; мелодия; рисунок; текст; образ; предметная картинка; неожиданное, загадочное задание и др.)
2. «Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы (для решения проблемного вопроса, целеполагание).
3. «Социоконструкция» – работа в парах по подготовке к выступлению–ответу на проблемный вопрос (создание группового интеллектуального продукта: устной защиты гипотезы).
4.«Социализация» – работа в группах с ранее рассмотренными познавательными объектами (создание нового из отдельных элементов, сопоставление, сверка, оценка, коррекция).
5. «Афиширование» – представление результатов работы групп.
6. «Разрыв» – внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Сверка нового знания с литературным или научным источником.
7. «Рефлексия» – отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской.
6. «Разрыв»
Перед вами элементы урока, построенного по технологии «педагогическая мастерская».
Цель её не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.
Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая предоставляет условия для получения каждым участником новых знаний и нового опыта посредством самостоятельного или коллективного открытия.
Важен не столько результат, сколько сам процесс, в котором реализуются законы проблемного обучения.
Создатели авторских мастерских говорят: мастерская – не урок; в мастерской происходит «проживание».
Для достижения цели работы мастерской очень важно соблюдать принципы и правила ее организации и проведения.
Минусами этой технологии является то, что от учителя требуется большая подготовка к таким урокам, и часто 45 минут урока бывает недостаточно для завершения творческого процесса. Но в чередовании и сочетании с другими современными технологиями педагогическая мастерская имеет смысл присутствовать в современной школе.
Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.
Таким образом, технология педагогической мастерской является современной технологией, помогающей сформировать у обучающихся способность к саморазвитию и самосовершенствованию, к творчеству, к взаимодействию и сотрудничеству.
Мой конкурсный урок и этот мастер-класс построены именно по этой технологии.
7. «Рефлексия»
Предлагаю вам выразить свое мнение о мастер-классе, объяснив одну из пословиц в контексте темы.
- В каждой избушке свои игрушки.
- Дом крепок не укладом, а ладом.
- Спасибо вашему дому, а теперь пойдем к другому.
- Моя хата с краю, я ничего не знаю.
- Порядок в доме есть – хозяину честь.
- Дом вести – не рукавом трясти.
- Чужим умом не выстроишь дом.
Спасибо за внимание!