Татьяна Александровна Заневская, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Биробиджана
Разработка часа общения для учащихся 9 класса «На пути к успеху»
Цель – формировать представление об условиях становления успешного человека.
Задачи:
— Формировать представление о чертах успешного человека;
— Научить составлять испытания – шаги на пути к успеху;
— Определить личностные качества, необходимые и недопустимые для достижения цели;
— Помочь осознать необходимость быть успешным в стране;
— Помочь прочувствовать понятие «духовные скрепы» и их роль в жизни успешных людей.
Продолжительность часа общения: 30 минут.
Оборудование: видеоинтервью с Сергеем Карякиным, чемпионом мира по шахматам, видеофрагмент программы «Вести» с репортажем о ралли «Дакар – Париж 2014», интервью с выпускником МБОУ «СОШ № 11» Сизых Михаилом; три карты-макета: «Дорога», «Лестница», «Лабиринт», нарисованный контур человека, разрезанные карточки «Качества человека», «Этапы успеха», презентация «На пути к успеху», пословица, записанная на листе, расчерченном на квадраты, конверты с заданиями для четырех групп, вырезанные из цветной бумаги ключи разного размера.
Технология. Методы, приемы: личностно-ориентированное общение с приемами коучинга, проблемного диалога, системно-деятельностного подхода, работа в группах. «Проблемная беседа», «Работа с цитатами», «Составь пословицу», «Докажи свое мнение», «Мой ключ к успеху», «Создай макет», «Защита минипроекта», игра, «Ассоциация», «Продолжи фразу», «Самооценивание».
Планируемые результаты
Воспитательные:
— имеют сформированное представление о чертах успешного человека;
— знают испытания – шаги на пути к успеху;
— понимают, какие средства недопустимы для достижения цели;
— знают личностные качества, необходимые для успешности;
— осознают, зачем быть успешным в стране;
— знают понятие «духовные скрепы» и их роль в жизни успешных людей;
— умеют выступать с аргументированным рассуждением;
— способны понимать и анализировать информацию СМИ, рассказывающую о пути к победе успешных людей России.
Личностные:
— способны принять решение на основе личностного нравственного выбора;
— способны оценить чужие поступки с позиций нравственного выбора.
Метапредметные
Регулятивные :
— способны принимать и понимать задачу мероприятия;
— могут корректировать свою деятельность на уроке;
— могут анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
— способны контролировать поведение при работе в группе;
— умеют по заданным критериям оценить свою деятельность.
Познавательные общеучебные :
— способны отвечать на вопросы просмотренного фрагмента интервью, репортажа о спортивном событии;
— могут пользоваться словарями, справочниками;
— способны осуществлять анализ и синтез материала и установить причинно-следственные связи при работе с фрагментами дневника Л.Н. Толстого;
— умеют вести диалог на заданную тему;
— способны понять и объяснить метафорический смысл пословиц и цитат.
Логические:
— умеют по заданным критериям из фрагментов составить текст пословицы;
— способны аргументированно доказывать свою точку зрения.
Коммуникативные:
— умеют осознанно использовать речевые средства в конкретной ситуации;
— способны принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
— умеют задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества на мероприятии.
Ход часа общения:
Звучит музыка.
Этап «Мотивационный»
Иди, дитя, иди в цветах до плеч,
Ладошками расталкивая травы,
Иди вперед, в судьбу, в родную речь,
В мир утренний, лазоревый и разный…
Этап «Целеполагание». Приемы: «Поставь себе задачи», «Докажи точку зрения», «Работа с макетом «Шаги к успеху».
— Здравствуйте, рада встрече с вами на часе общения «На пути к успеху». Сегодня четырем группам исследователей предстоит выполнить три задания. Задание отмечены номерами на конвертах. Вы уже задумываетесь о своем будущем, о том, чего вы хотите достичь в этой жизни. Я хочу вас научить составлять шаги к успеху и ознакомить с качествами характера успешного человека, которые необходимы в этом пути. (На слайде название часа общения)
— А ваша задача: чему вы хотите научиться?
— Человеческая жизнь неповторима, и ее образ все представляют по-разному. Давайте представим жизнь в виде символов. Выберите, каким путем вы пойдете к успеху (лабиринт, дорога, лестница). Вам предстоит из конверта брать название шага – испытания, заполнять постепенно этот путь. Обсудите в группе и аргументируйте ответ: почему жизнь для вас – этот символ. (На слайде знак вопроса)
— Исследователи 4-й группы, перед вами человечек, но он пока лишен всех качеств личности. От ценностных ориентаций также зависит направленность жизни человека. Из предложенных ценностей выберите те, которым необходимо следовать на пути к успеху. Вам необходимо наделить (приклеить сбоку) качества, необходимые для успеха в жизни, одно качество подписываете сами и объясните, почему именно это качество вы дописали.(На слайде изображение человека)
Этап «Актуализация знаний». Приемы «Ассоциация», «Продолжи фразу».
— А у меня в руке замок, попробуйте его открыть своим ключом. Предположите, почему у вас не получилось?
— Что же такое успех? Продолжите мысль. Успех – это … (На слайде «Успех – это…»)
— В какой сфере деятельности можно достичь успеха? (Слайд с изображением М. Ломоносова, В. Путина, Л. Толстого, А. Большунова, Ю. Гагарина)
— Подберите ассоциации к слову «успешный».
— Зачем добиваться успеха?
Этапы «Изучение нового материала» и «Решение учебных задач» . Приёмы «Проблемная беседа», «Прочти пословицу», игра, «Анализ ситуаций».
— Какой шаг первым вы в достижении цели вы бы определили?
Посмотрите внимательно видеофрагмент о Сергее Карякине, чемпионе мира по шахматам. Достаньте из конверта 1 задание, следите по печатной версии интервью (видеофрагмент из фильма «Жизнь на шахматной доске»).
Прием «Диалоговая беседа по вопросам»
«Лабиринт» | «Дорога» | «Лестница» |
1. Ответьте, какую цель поставил мальчик в 6 лет?
2. Как относится к сопернику Карлсену и как это его характеризует? 3. Какие качества, на ваш взгляд, характера Сергея Карякина способствовали успеху? |
1. Аргументируйте, почему Карякин специально сыграл вничью в матче с Карлсеном?
2. Чему научила его неудача? Чему учит вас неудача? 3. Какое качество характера Сергея Карякина способствовало успеху? |
1. Расскажите, что дали шахматы Сергею?
2. Что совершал Сергей каждый день, в каждой партии? 3. Что испытал Сергей, держа в руке кубок чемпиона мира? |
— Назовите первый шаг в пути. (Определить цель, понятную, выполнимую) Наделяем человечка качествами, необходимыми в жизненном пути.
— А какие этапы прошел Сергей, начиная играть в шахматы? (Сначала узнал, какие фигуры есть в шахматах, потом как совершает ход пешка, ладья, конь, потом какие существуют тактики) Откройте конверт 2. Ваша цель – прочитать пословицу, спрятанную на листке. (На слайд «Пословица») Почему это не удается?
А теперь уточняю задание и план:
1. Ваша цель прочитать пословицу, от одного слова до другого 4 клетки.
2. Шаги делать буквой Г, ходом шахматного коня.
3. Буква Г может быть расположена горизонтально, вертикально, направлена в любую сторону.
4. Начинать нужно со слова кто.
— Что вам позволило выполнить цель? Зачитайте, что у вас получилось. Объясните смысл пословицы.
Назовите второй шаг. – Продумать план для ее осуществления, определить задачи: на год, месяц, неделю на месяц, на день.
Прочитайте план по самообразованию, составленный Л. Толстым в 18-летнем возрасте. Какие пункты вас удивили?
Чтобы добиться успеха, нужен третий шаг. Назовите его, пытливые умы. (Самообразование)
— Какое качество помогло Сергею Карякину, Ломоносову, Толстому? Они всю жизнь учились, постигали новое, совершенствовались, как и любой профессионал. Но что-то еще позволило Сергею не упасть духом, кто был рядом с ним на пути к победе?
Игра «Поддержка» . Прошу выйти две группы и встать в круг. Одного участника встать в центр, закрыть глаза и падать на спину. Почему вы боялись или не боялись упасть, оступиться?
Значит, в жизни человеку легче добиться успеха, если есть поддержка друзей, команды, если ты умеешь контактировать с людьми, работать в команде. Назовите четвертый шаг. (Навыки коммуникации)
Послушайте факты из биографии успешных людей.
Группа «Лабиринт» . В 2011 Александр Большунов стал тренироваться, в 2013 году Александр занял первое место на гонке 10 км в Тверской области в 2017 году в США стал серебряным призёром в спринте. На чемпионате мира в Финляндии падение лишило его победы и Александр стал 26-м. Проанализировал все свои ошибки, стал тренироваться активнее. В 2018 году во Франции стал 9-м, в Германии в гонке на 15 км был пятым.
Группа «Дорога» . М. Ломоносов провел 4000 лабораторных опытов, пока не определил условия выплавки цветного стекла.
Группа «Человек». Лев Толстой роман «Война и мир» писал в течение 6 лет. Затем целых 8 раз его переписывал. Отдельные главы, фрагменты произведения писатель переписывал до 25 раз (например, сцену бала Наташи Ростовой).
— Обозначаем пятый шаг. Это умение анализировать ошибки.
Группа «Дорога». Чему научила неудача Сергея Карякина? — Годовалый ребенок учится ходить, он падает, встает, опять падает. А если бы он знал, что нужно бояться трудностей, он бы никогда не научился ходить.
— Знайте: не будет мгновенного успеха – нужно долго, упорно работать. Успешные люди никогда не сдаются, они определенно знают, чего хотят. (На слайде символически обозначены шаги к успеху)
— Каким же будет 6-й, последний шаг?
Этап «Контроль знаний, обратная связь». Приёмы «Проблемная беседа», «Работа с цитатами».
— Группа «Человек» . Из предложенных ценностей выберите те, которым необходимо следовать на пути к успеху. И какое качество вы добавили и почему? Остальные группы могут высказать свои предложения. (На слайде качества человека)
От ценностных ориентаций зависит жизнь человека.
— Какие средства, на ваш взгляд, неприемлемы для достижения успеха, победы? Чего никогда нельзя делать?
— Посмотрите фрагмент передачи «Вести» 2014 года о ралли «Дакар – Париж» и ответьте на вопросы.
— Какие два экипажа шли в числе первых к победе?
— Мог ли экипаж голландский остановиться и помочь? Почему он этого не сделал? Оцените поступок голландской команды.
— Почему российская команда знала, что уже не победит? Что же заставило их остановиться и помочь? А если бы они проехали мимо, не откликнулись на чужую беду, какое мнение в мире было бы о россиянах?
— Какие, на ваш взгляд, качества характера помогли победить российским гонщикам в двенадцатый раз за всю историю ралли ? (В характере русского народа помощь, взаимовыручка, отзывчивость)
Вспомните пословицу, которую мы составили («Кто помогает другим, у того и свои желания сбываются»). Подходит ли она к этой ситуации?
Определите еще один ключ к успеху. Помогай при движении к цели тем, кто нуждается в помощи. Этим ты помогаешь себе. Но есть качество, которое непременно присуще успешному человеку России. На слайде цитаты успешных людей:
— Я рад, что моя Отчизна первой в мире совершила полёт в космос. Ю.А. Гагарин
— Я считаю своим долгом сделать все для благополучия и развития России.
— Жить вне России я не смог бы никогда. В.В. Путин
— О чем эти цитаты успешных людей? Ради чего совершена победа команды Каргина?
Этап «Рефлексия». Приемы «Защита минипроекта», «Мой ключ к успеху», «Анализ интервью».
— Успешный человек – патриот России. Ему во многом присущи ценности, объединяющие общество современной России: любовь к своей стране, ценности, воспитываемые русской литературой, трудолюбие, взаимовыручка дружелюбие, милосердие. Духовные скрепы – это то, что во все времена делало нас крепче, сильнее, чем мы гордились. (На слайде карта России)
— Для достижения благородной, доброй цели, подойдут не любые средства, а только благородные.
— Украсьте человека еще одним качеством. Назовите, каким.
— Почему же важно достичь успеха?
— Сдача выпускных экзаменов на высокие баллы – это тоже успех, потому что от этого зависит, будете ли вы получать образование. А это в свою очередь влияет на успешность карьерного роста. Достигнув успеха сегодня в учёбе, завтра вы достигнете успеха в жизни.
— Посмотрите интервью с выпускником вашей школы Сизых Михаилом.
— Чем для вас может стать успех?
— Покажите свои работы. Смотрите, символы жизни у всех были разные, а шаги, испытания оказались одинаковые. Откройте конверт 3. Возьмите себе ключ и выходите к доске. Звучит музыка
Иди, дитя, иди в цветах до плеч,
Ладошками расталкивая травы,
Иди вперед, в судьбу, в родную речь,
В мир утренний, лазоревый и разный.
Там ждут тебя товарищи твои,
Твои победы, праздники, бои,
И ропот сердца и раскаты славы.
Запомни это слово в этот час, в этот час …
Ты у истока, у дверей, у входа…
— Сегодня вы на старте нового этапа жизни. Назовите свои ключи к успеху.
— Оцените свою работу на часе общения: положите жетон в один из файлов «Жизненно, полезно», «Интересно, познавательно», «Скучно, посредственно». (учащиеся подходят и кладут жетон)
— Каждый из нас идет по жизни своей дорогой. И представление об успешности у всех тоже разное. Буду рада, если час общения поможет вам стать немного ближе к заветной цели, стать успешней, чем уже есть. Я желаю вам добиться успеха в жизни, но для этого вам необходимо сохранить те качества и способности, которые вы уже приобрели сегодня.
— Я желаю, чтобы в жизни вы были такими же успешными, как на нашем часе общения.