Татьяна Александровна Заневская, учитель русского языка и литературы
МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Биробиджана

Разработка мастер-класса «Увидеть необычное в обычном»

Цель мастер-класса – показать приемы коучинга, проблемного диалога, работы с кьюар-кодом для формирования функциональной читательской грамотности при изучении притчи.

Задачи мастер-класса:

— показать роль приемов «Яркое пятно», «Кроссенс», «Кьюар-код» при работе с притчей для развития функциональной читательской грамотности;

— научить объяснять кроссенс по теме «Притча»;

— научить анализировать поступки героя в притче с помощью проблемных вопросов;

— учить понимать нравственные уроки притчи.

Продолжительность: 20 минут.

Методы: проблемного диалога, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, работа с Интернет-ресурсами. Приемы: «Поставь задачу», «Яркое пятно», «Открой кьюар-код», «Кроссенс», «Логические приемы (знание, понимание, использование, анализ, синтез, оценка) для формирования читательской грамотности. «Проблемный диалог».

Оборудование и средства: электронная доска, презентация «Увидеть необычное в обычном», текст притч «Ренан, вор и Луна», «Паук в замочной скважине», мультфильм «Паук в замочной скважине», разрезанные в форме круга листы белой бумаги, музыкальное сопровождение, конверты с заданиями для 3 групп, карточки 15×15 см для группы № 3, выполненный из папье-маше макет жемчужины.

Ход мастер-класса:

Этап «Мотивационный»

— Здравствуйте, рада видеть таких креативных, творческих коллег на мастер-классе «Увидеть необычное в обычном»!

Увидеть необычное в обычном

Познать причину и секреты бытия,

Поднявшись над банальностью привычной,

Дано не каждому…

Этап «Целеполагание»

— Сегодня 2 группы получают задания по тексту притч и одна «Составить кроссенс». Вы слышали о коучинге? Сначала он использовался как форма тренировки спортсменов, затем появился в политике, бизнесе. Цель – раскрытие потенциала личности с целью повышения максимальной эффективности. Он отвечает на четыре вопроса:

— ЧЕГО ты хочешь?

— ПОЧЕМУ это важно для тебя?

— КАК ты можешь достичь цели?

— КАК ты узнаешь, что достиг результата?

Я использую особые приемы этой технологии (на слайд-презентации).

Прием «Яркое пятно» – нечто интригующее: фрагменты из художественной литературы, мультфильма, фильма, случаи из истории культуры для пробуждения интереса и возможности высказать мысли. (На слайде картина И. Репина) Все знают картину Ильи Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану», художнику ярко удалось показать всех персонажей, отразить детали быта.

— Что делают герои? Как смеются герои ? (по-разному) Но полотно можно использовать для изучения темы «Синонимы». Репин показал грани смеха. Записав слова, можно заметить возрастание признака, это прием – градация.

— Кьюар-код с английского переводится как быстрый отклик. Это прием изображения в символьной форме (матричных штриховых кодов) информации. Придуман японской фирмой «Денсо» для автомобильной промышленности в 1994 году. Позволяет получить доступ к информации при помощи камеры сотового телефона. Развивает мотивацию, способствует ситуации успеха на уроке.

Следующий прием называется «Кроссенс» – головоломка и означает «пересечение смыслов». Ассоциативная цепочка в замкнутом поле. Каждое изображение связано с предыдущим. 1 и 2, 3 и 4 и все с центральным образом. Используется прием как рефлексия в конце урока или на этапе целеполагания, развивает ассоциативное мышление, логику, умение рассуждать. Авторы Сергей Федин, математик, и Владимир Бусленко, художник. Посмотрите на иллюстрации (слайды).

Какая связь между ними? Как можно использовать на уроке?

1. Перловка – название от слова старослав. перл – горошина.

2. «Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит». Перлы – жемчужины.

3. Жемчуг – пылинка, превратившаяся в перламутр.

4. Жемчужины мысли – так метафорично называют афоризмы, пословицы, басни, притчи. Перлы красноречия – все слышали это выражение.

Эти иллюстрации – подготовительный этап при составлении кроссенса «Притча».

Этап «Актуализация знаний». Приемы «Поставь задачу», «Открой кьюар-код».

Приемы коучинга «Поставь задачу», «Почему это важно», «Как мы узнаем, что достигли результата»

— Что вы хотите узнать о притче?

— Определите себе задачу на занятие.

— Почему для вас это важно?

— Из каких источников мы можем расширить наши знания о притче?

— Как мы узнаем, что достигли результата?

— Что же называется притчей? Прошу использовать телефон и кьюаркод.

Этап «Изучение нового материала». Приемы «Проблемный диалог», «Логические приемы (знание, понимание, использование, анализ, синтез, оценка) для формирования читательской грамотности».

— У вас есть мечта? Что такое мечта? Подберите ассоциации к этому слову

— Какой должна быть мечта?

Прием «Яркое пятно». Демонстрация мультфильма без слов «Паук и замочная скважина»

(Чтение учителем во время демонстрации мультфильма со звуковым сопровождением)

«Паук облюбовал себе местечко в замочной скважине. Какое удобное и надежное убежище! Никто не сможет обнаружить здесь паука. А он из укрытия будет наблюдать, не подвергая себя никакому риску.

— У каменного порога натяну паутину для мух, принялся мечтать паук. На лестнице для жирных гусениц, а между дверями хитрая ловушка для комаров…

Паук был вне себя от счастья и радужных надежд. Замочная скважина казалась ему неприступной крепостью.Пока паук предавался мечтам и строил заманчивые планы, он услышал шаги.Осторожный, он тут же уполз вглубь своего убежища. Человек вставил ключ и раздавил мечтателя.»

— Расскажите, почему паук спрятался именно в замочной скважине?

Подтвердите текстом, каким себя читает в жизни паук?

Объясните, как он относится к другим героям?

— Проанализируйте, какие поступки совершает герой?

— Цель его в жизни?

— Сравните черты героя. Какие вам нравятся или не нравятся в пауке? Эта притча только о пауке, кто скрывается в образе паука?

— Придумайте своё название к притче.

— Над чем заставляет задуматься притча? (на слайде «Китайский мастер», китайская музыка)

Послушайте еще одну притчу.

«Жил-был дзенский мастер Рёнан. Жил самой простой, самой скромной жизнью в маленькой хижине, далеко от всех остальных людей, у подножия горы. Однажды вечером в его маленькую хижину забрался вор и обнаружил, что там нечего украсть. В это время Рёнан вернулся домой и застал там вора.

— Ты прошёл такой долгий и тяжелый путь, чтобы добраться сюда,сказал он бродяге.Ты не должен уходить с пустыми руками. Возьми в подарок хотя бы мою одежду. Вор был удивлен. Он взял одежду и тихонько ушел. А Рёнан подошел к окну своей хижины, взглянул на ночное небо и радостно прошептал:

— Странный вор, он не взял самую большую драгоценность, что у меня есть,эту прекрасную Луну! И словно в ответ Луна наполнила его дом мягким серебристым светом.»

— Есть черты, которые вызывают восхищение в герое?

— Цель жизни Рёнана, какая она?

— Какое название бы выбрали и почему?

Аргументируйте: Кто в этой притче оказался богаче?

Над чем заставляет задуматься притча? Запишите свои выводы на жемчужинах.

А теперь соотнесите черты характера героев. Хитрый – кто? Отзывчивый? Пустой мечтатель?

— Что можно сказать о героях, анализируя черты их характеров?

— А теперь кроссенс группы №3. Объясните свой кроссенс. (демонстрируют выполненный на бумаге кроссенс, состоящий из девяти квадратов-рисунков)

На 1 притча пришла с Востока. На 2 у многих народов мира есть притчи. На 3 она небольшая по объему. На 4 но содержит несколько смыслов. На 5 и ребенок поймет, чему учит притча. На 6 притча содержит урок детям воспитывает. На 7 она зеркало, где каждый увидит себя. 8 достигает сердца через милосердие. 9 – слово-притча.

Этап «Рефлексия»

— Зачитайте, мои пытливые умы, какие уроки из притч вы извлекли.

Простой язык понятен и сейчас детям и взрослым (группы выходят, показывают круг из белой бумаги с записанным выводом, моралью притчи и называют вслух).

Почему же притчи живы до сих пор?

— В аллегории читатель может узнать себя.

— Притча позволяет увидеть хорошее, учит размышлять.

— Она указывает собеседнику на его пороки.

— Является учителем, воспитывающим любовь, порядочность, миролюбие духовную красоту.

В притчах заложена вековая мудрость поколений – жемчужины знаний. В каждом ученике и учителе тоже скрыты жемчужины таланта. Тем они ценнее, что добываются в совместном труде. По крупинке, по бусинке складываются знания. Открыв створки души ребенка (учитель открывает макет и достает жемчужину), вынув жемчуг, еще не обработанный, учитель превращает его в жемчужины. Увидеть необычное в обычном научить удивлять и творить.