Татьяна Александровна Заневская, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Биробиджана
Разработка мастер-класса «Увидеть необычное в обычном»
Цель мастер-класса – показать приемы коучинга, проблемного диалога, работы с кьюар-кодом для формирования функциональной читательской грамотности при изучении притчи.
Задачи мастер-класса:
— показать роль приемов «Яркое пятно», «Кроссенс», «Кьюар-код» при работе с притчей для развития функциональной читательской грамотности;
— научить объяснять кроссенс по теме «Притча»;
— научить анализировать поступки героя в притче с помощью проблемных вопросов;
— учить понимать нравственные уроки притчи.
Продолжительность: 20 минут.
Методы: проблемного диалога, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, работа с Интернет-ресурсами. Приемы: «Поставь задачу», «Яркое пятно», «Открой кьюар-код», «Кроссенс», «Логические приемы (знание, понимание, использование, анализ, синтез, оценка) для формирования читательской грамотности. «Проблемный диалог».
Оборудование и средства: электронная доска, презентация «Увидеть необычное в обычном», текст притч «Ренан, вор и Луна», «Паук в замочной скважине», мультфильм «Паук в замочной скважине», разрезанные в форме круга листы белой бумаги, музыкальное сопровождение, конверты с заданиями для 3 групп, карточки 15×15 см для группы № 3, выполненный из папье-маше макет жемчужины.
Ход мастер-класса:
Этап «Мотивационный»
— Здравствуйте, рада видеть таких креативных, творческих коллег на мастер-классе «Увидеть необычное в обычном»!
Увидеть необычное в обычном
Познать причину и секреты бытия,
Поднявшись над банальностью привычной,
Дано не каждому…
Этап «Целеполагание»
— Сегодня 2 группы получают задания по тексту притч и одна «Составить кроссенс». Вы слышали о коучинге? Сначала он использовался как форма тренировки спортсменов, затем появился в политике, бизнесе. Цель – раскрытие потенциала личности с целью повышения максимальной эффективности. Он отвечает на четыре вопроса:
— ЧЕГО ты хочешь?
— ПОЧЕМУ это важно для тебя?
— КАК ты можешь достичь цели?
— КАК ты узнаешь, что достиг результата?
Я использую особые приемы этой технологии (на слайд-презентации).
Прием «Яркое пятно» – нечто интригующее: фрагменты из художественной литературы, мультфильма, фильма, случаи из истории культуры для пробуждения интереса и возможности высказать мысли. (На слайде картина И. Репина) Все знают картину Ильи Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану», художнику ярко удалось показать всех персонажей, отразить детали быта.
— Что делают герои? Как смеются герои ? (по-разному) Но полотно можно использовать для изучения темы «Синонимы». Репин показал грани смеха. Записав слова, можно заметить возрастание признака, это прием – градация.
— Кьюар-код с английского переводится как быстрый отклик. Это прием изображения в символьной форме (матричных штриховых кодов) информации. Придуман японской фирмой «Денсо» для автомобильной промышленности в 1994 году. Позволяет получить доступ к информации при помощи камеры сотового телефона. Развивает мотивацию, способствует ситуации успеха на уроке.
Следующий прием называется «Кроссенс» – головоломка и означает «пересечение смыслов». Ассоциативная цепочка в замкнутом поле. Каждое изображение связано с предыдущим. 1 и 2, 3 и 4 и все с центральным образом. Используется прием как рефлексия в конце урока или на этапе целеполагания, развивает ассоциативное мышление, логику, умение рассуждать. Авторы Сергей Федин, математик, и Владимир Бусленко, художник. Посмотрите на иллюстрации (слайды).
Какая связь между ними? Как можно использовать на уроке?
1. Перловка – название от слова старослав. перл – горошина.
2. «Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит». Перлы – жемчужины.
3. Жемчуг – пылинка, превратившаяся в перламутр.
4. Жемчужины мысли – так метафорично называют афоризмы, пословицы, басни, притчи. Перлы красноречия – все слышали это выражение.
Эти иллюстрации – подготовительный этап при составлении кроссенса «Притча».
Этап «Актуализация знаний». Приемы «Поставь задачу», «Открой кьюар-код».
Приемы коучинга «Поставь задачу», «Почему это важно», «Как мы узнаем, что достигли результата»
— Что вы хотите узнать о притче?
— Определите себе задачу на занятие.
— Почему для вас это важно?
— Из каких источников мы можем расширить наши знания о притче?
— Как мы узнаем, что достигли результата?
— Что же называется притчей? Прошу использовать телефон и кьюаркод.
Этап «Изучение нового материала». Приемы «Проблемный диалог», «Логические приемы (знание, понимание, использование, анализ, синтез, оценка) для формирования читательской грамотности».
— У вас есть мечта? Что такое мечта? Подберите ассоциации к этому слову
— Какой должна быть мечта?
Прием «Яркое пятно». Демонстрация мультфильма без слов «Паук и замочная скважина»
(Чтение учителем во время демонстрации мультфильма со звуковым сопровождением)
«Паук облюбовал себе местечко в замочной скважине. Какое удобное и надежное убежище! Никто не сможет обнаружить здесь паука. А он из укрытия будет наблюдать, не подвергая себя никакому риску.
— У каменного порога натяну паутину для мух, – принялся мечтать паук. – На лестнице для жирных гусениц, а между дверями хитрая ловушка для комаров…
Паук был вне себя от счастья и радужных надежд. Замочная скважина казалась ему неприступной крепостью.Пока паук предавался мечтам и строил заманчивые планы, он услышал шаги.Осторожный, он тут же уполз вглубь своего убежища. Человек вставил ключ и раздавил мечтателя.»
— Расскажите, почему паук спрятался именно в замочной скважине?
Подтвердите текстом, каким себя читает в жизни паук?
Объясните, как он относится к другим героям?
— Проанализируйте, какие поступки совершает герой?
— Цель его в жизни?
— Сравните черты героя. Какие вам нравятся или не нравятся в пауке? Эта притча только о пауке, кто скрывается в образе паука?
— Придумайте своё название к притче.
— Над чем заставляет задуматься притча? (на слайде «Китайский мастер», китайская музыка)
Послушайте еще одну притчу.
«Жил-был дзенский мастер Рёнан. Жил самой простой, самой скромной жизнью в маленькой хижине, далеко от всех остальных людей, у подножия горы. Однажды вечером в его маленькую хижину забрался вор и обнаружил, что там нечего украсть. В это время Рёнан вернулся домой и застал там вора.
— Ты прошёл такой долгий и тяжелый путь, чтобы добраться сюда,–сказал он бродяге.–Ты не должен уходить с пустыми руками. Возьми в подарок хотя бы мою одежду. Вор был удивлен. Он взял одежду и тихонько ушел. А Рёнан подошел к окну своей хижины, взглянул на ночное небо и радостно прошептал:
— Странный вор, он не взял самую большую драгоценность, что у меня есть,–эту прекрасную Луну! И словно в ответ Луна наполнила его дом мягким серебристым светом.»
— Есть черты, которые вызывают восхищение в герое?
— Цель жизни Рёнана, какая она?
— Какое название бы выбрали и почему?
Аргументируйте: Кто в этой притче оказался богаче?
Над чем заставляет задуматься притча? Запишите свои выводы на жемчужинах.
А теперь соотнесите черты характера героев. Хитрый – кто? Отзывчивый? Пустой мечтатель?
— Что можно сказать о героях, анализируя черты их характеров?
— А теперь кроссенс группы №3. Объясните свой кроссенс. (демонстрируют выполненный на бумаге кроссенс, состоящий из девяти квадратов-рисунков)
На 1 – притча пришла с Востока. На 2 – у многих народов мира есть притчи. На 3 – она небольшая по объему. На 4 – но содержит несколько смыслов. На 5 – и ребенок поймет, чему учит притча. На 6 – притча содержит урок детям – воспитывает. На 7 – она – зеркало, где каждый увидит себя. 8 – достигает сердца через милосердие. 9 – слово-притча.
Этап «Рефлексия»
— Зачитайте, мои пытливые умы, какие уроки из притч вы извлекли.
Простой язык понятен и сейчас детям и взрослым (группы выходят, показывают круг из белой бумаги с записанным выводом, моралью притчи и называют вслух).
Почему же притчи живы до сих пор?
— В аллегории читатель может узнать себя.
— Притча позволяет увидеть хорошее, учит размышлять.
— Она указывает собеседнику на его пороки.
— Является учителем, воспитывающим любовь, порядочность, миролюбие – духовную красоту.
В притчах заложена вековая мудрость поколений – жемчужины знаний. В каждом ученике и учителе тоже скрыты жемчужины таланта. Тем они ценнее, что добываются в совместном труде. По крупинке, по бусинке складываются знания. Открыв створки души ребенка (учитель открывает макет и достает жемчужину), вынув жемчуг, еще не обработанный, учитель превращает его в жемчужины. Увидеть необычное в обычном – научить удивлять и творить.