Светлана Сергеевна Мишенкова, учитель истории
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское»
Конспект урока по теме «ЕАО в годы Великой Отечественной войны»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
— систематизировать и закрепить знания о жизни населения ЕАО в годы войны, о тружениках тыла, о наших героях;
— определить значимость вклада жителей ЕАО в общее дело помощи фронту;
— раскрыть историческое значение некоторых подвигов наших земляков – героев войны.
Развивающие:
— развивать мотивационные качества учащихся;
— развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес;
— развивать эмоциональные качества и чувства учащихся;
— формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли.
Воспитательные: формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.
Личностные: формирование и закрепление нравственных ценностей, патриотизма.
Коррекционно-развивающие:
— развитие познавательных способностей при обобщении исторического материала;
— развитие умений рассуждать, формулировать вопросы, выступать с устными сообщениями;
— развитие умений выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.
Методы:
Словесный – рассказ, беседа.
Наглядный – презентация.
Практический – групповая работа.
Оборудование и материалы:
— ноутбук, проектор, экран, колонки;
— презентация;
— музыкальное сопровождение урока;
— георгиевская лента;
— исторические источники (архивные материалы);
— карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный (обобщение материала, применение умений и навыков, усвоение новых знаний).
Форма урока: урок-беседа (с элементами практической работы).
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада сегодня с вами встретиться на этом уроке. Сегодня вы продолжаете изучение Великой Отечественной войны. Вам уже многое известно о войне. Для начала хотела бы понять, что вы усвоили.
Давайте используем метод ассоциаций. Что вы представляете, когда слышите слово «война»? (ответы детей)
Что вы представляете, когда слышите слово «герой», «труженик тыла»? (ответы детей)
Замечательно, что вы понимаете значение этих понятий. А вы хоть раз задумывались, какой вклад внесли ваши прадеды и прабабушки в общее дело победы? Как думаете, им было сложно в тот период? (ответы детей) Как думаете, жителям нашей области приходилось тяжело в этот период? (ответы детей)
Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать? (дети формулируют тему: ЕАО в годы войны)
Давайте попробуем сформировать задачи на урок. Что мы сможем узнать в ходе изучения темы?
(примерные ответы: мы сможем изучить вклад наших земляков в дело победы, изучим героев ВОВ из нашей области, узнаем, как жила область в военное время).
2. Военное положение в области
На фоне звучит музыка («Вставай, страна огромная»).
Великая Отечественная война шла за многие тысячи километров от берегов Амура, но Еврейская автономная область сразу же стала частью боевого лагеря, в который превратилась вся наша страна.
23 июня 1941 г. в г. Биробиджане и районных центрах области состоялись собрания партийного актива.
Работа с источником 1. (на слайде)
«Состояние войны, в котором мы находимся, – говорилось в резолюции Биробиджанского городского партийного актива, – требует от каждого из нас величайшей организованности, дисциплины, подтянутости, напряжения всех сил. Партийный актив призывает всех трудящихся к боевой, организованной, четкой и самоотверженной работе, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом». К чему призывает актив партии?
3а два дня в Бирский райвоенкомат поступило около 100 заявлений с просьбой послать на фронт, из них 50 – комсомольцы.
Только из города Биробиджана на фронт ушли 8700 лучших представителей рабочего класса и интеллигенции. Многие из них погибли. В сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и Курском в боях на территории Германии, а также в войне против японских милитаристов жители нашей области показывали небывалую смелость и бесстрашие.
3. Групповая работа (во время работы звучат песни военных лет)
Класс поделен на 3 группы. Каждой группе даны задания (рабочий лист и дополнительныематериалы для подготовки). Используется учебник по истории ЕАО.
1 группа. «Вклад местной промышленности в победу над врагом»
1 задание: Промышленность области быстро смогла перестроиться на военный лад.
С. 100 (перечислите предприятия и продукцию, которая производилась для фронта)
Ответы: Авторемонтные мастерские – боеприпасы; обозный завод – гранаты, дегазационные повозки, литейные цехи; швейная фабрика – парашюты, ранцы, военное обмундирование; мебельная фабрика – лыжи; ремонтно-механический завод – спецзаказы фронта.
2 задание: Перечислите тружеников тыла, чем прославились. (Стр. 101)
Ответы: Мария Свиридова (первая женщина-кузнец), Аделина Гайлис (токарь, выполняла норму на 300%), Ева Авдонина (за доблестный труд).
3 задание: Какие соревнования, движения и появились среди жителей ЕАО? (Стр. 101)
Ответы: двухсотники и трехсотники (выработка сверх нормы).
Соревнования комсомольско-молодежных бригад.
2 группа. «Сельское хозяйство фронту»
1 задание: Сельское хозяйство области столкнулось с трудностями. Перечислите их. (Стр. 102)
Ответы: нехватка рабочей силы; резкое сокращение числа тракторов, автомашин, лошадей; нехватка запасных частей, горючего.
2 задание: Найдите тружениц или коллективы тружениц сельского хозяйства, которые внесли вклад в общее дело. (Стр. 103)
Трактористки и комбайнеры Мария Грищук, Таисия Журавлева, Ольга Молчанова;
овощевод Шифра Кочина из Валдгейма; тракторная бригада Лидии Труновой из Смидовичского района; доярка Капитолина Чмутина из Ленинского района.
3 задание: Каких успехов смогли добиться труженики сельского хозяйства области? (Стр. 103)
Колхозы и совхозы добивались высоких урожаев сельскохозяйственных культур, досрочно рассчитывались с государством по всем видам продукции животноводства. За годы войны труженики села сдали государству более 34 тыс. тонн зерна, 4 тыс. тонн сои, около 25 тыс. тонн картофеля, более 8 тыс. тонн овощей.
3 группа. «Помощь жителей ЕАО КраснойАрмии»
1 задание: На какие нужды жители ЕАО вели сбор средств? (Стр. 103-104)
Сбор средств на вооружение:
— на строительство танков 24,4 млн
— построена эскадрилья самолетов
2 задание: Какие посылки отправлялись на фронт из ЕАО? (С. 104)
— теплые вещи (65 тыс. тёплых вещей)
— подарки к новогоднему празднику
— индивидуальные посылки
3 задание: Как фронтовики выражали свою благодарность за подарки?
Присылали благодарственные письма. Например, письмо моряков канонерской лодки «Бира». Способствовали ли эти посылки поднятию боевого духа фронтовиков?
Перед тем, как мы продолжим, давайте сделаем гимнастику глаз. Посмотрите наверх, вниз, налево, направо. Молодцы, мы продолжаем.
4. Герои
Наши земляки – воины сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, проявляя героизм, отвагу и мужество.
В Еврейской автономной области 16 Героев Советского Союза и 4 полных кавалера ордена Славы.
Герои Советского Союза: (на слайде + фото)
- Бондарь Георгий Герасимович
- Бумагин Иосиф Романович
- Вайсер Владимир Зельманович
- Дорошенко Трофим Тихонович
- Егоров Павел Васильевич
- Кагыкин Пётр Петрович
- Каширин Александр Иванович
- Кащеева Вера Сергеевна
- Лопатин Георгий Дорофеевич
- Мильченко Семён Калинович
- Панов Александр Семёнович
- Попков Александр Иванович
- Романов Николай Фёдорович
- Стяжкин Михаил Михайлович
- Тварковский Юрий Владимирович
- Шелест Василий Галактионович
Полные кавалеры ордена Славы:
- Богорад Григорий Абрамович
- Гагаринов Александр Михайлович
- Пеллер Владимир Израйлевич
- Раскопенский Александр Иванович
Все они, безусловно, достойны внимания. Каждый подвиг важен для нас. Сегодня ребята приготовили небольшую историческую справку о некоторых подвигах.
Ребятам было дано опережающее задание. Рассказ о Г.А. Богораде, И.Р. Бумагине, М.М. Стяжкине.
Давайте почтим память павших воинов минутой молчания. (Дети поднимаются, звучит метроном)
Что бы сейчас могли сказать герои войны – наши земляки о нас? ….
Рефлексия
В память о героях я выложила информационный пост в сообщество ВК, посвященное Сталину. Большая просьба к тем, кто может сейчас использовать телефон и Интернет, зайти в сообщество и оставить комментарий под постом. Я горжусь победой потому, что….
Подводим итоги урока
Жители нашей области внесли весомый клад в общее дело победы. Как и жители всей нашей страны, они старались сделать все возможное, чтобы приблизить день победы. Трудовой подвиг народа, совершенный им в годы Великой Отечественной войны, был ярчайшим свидетельством самого высокого патриотизма. Сегодня как никогда мы должны помнить о наших героях.
Приложение
1 группа. «Вклад местной промышленности в победу над врагом»
1. К июлю 1942 года на обозном заводе, авторемонтных мастерских пущены литейные цеха и освоено производство деталей к токарным станкам, что освободило предприятия от завоза литья. Предприятия местной и кооперативной промышленности области освоили и стали производить новые виды изделий: авторемонтные мастерские выпускали боеприпасы, обозный завод – автоприцепы и дегазационные повозки, а затем гранаты, швейная фабрика – парашюты, ранцы и военное обмундирование, мебельная фабрика имени Димитрова изготавливала лыжи и военно-санитарное имущество.
2. Ремонтно-механический завод целиком был переключен на выполнение спецзаказов фронта. Швейники отправляли на фронт обмундирование для пехотных полков. В одном из цехов убрали старые машинки «Зингер» и взамен поставили более мощные швейные машинки. Во всю длину цеха тянулись широкие столы для раскроя крупных кусков ткани. Крайне ограниченный круг людей знал о назначении цеха. Здесь пошивались парашюты. На фабрике широко внедрялась так называемая утилизация отходов. Только за 1942 год из них было изготовлено 1240 шапок-ушанок, 6900 теплых и 2700 осенних пар рукавиц, сотни метров санитарных повязок, реставрировано 200 телогреек. В карманы сшитого на фабрике обмундирования швейницы часто вкладывали письма бойцам с пожеланиями крепче бить ненавистного врага.
3. Высокую доблесть в трудовом соревновании в годы войны показали комсомольцы и молодежь области. В 1943 г. на предприятиях области по почину горьковчан развернулось соревнование между комсомольско-молодежными бригадами за звание фронтовых. К апрелю 1944 г. в области уже было 36 комсомольско-молодежных фронтовых бригад, которые показывали образцы в работе и серьезно влияли на выполнение производственных планов. В 1945 году их стало уже 68. Главной особенностью фронтовых бригад была высокая трудовая дисциплина, самоотверженность, стремление как можно больше и лучше выпустить продукции для фронта. Члены бригад применяли самые передовые методы труда. Так, например, бригада т. Суховой на заводе № 39 Бирского района в 1944 г. полностью перешла на многостаночное обслуживание и выполняла около двух норм. Молодые стахановки Сухова, Чупратова, Дмитриева работали на трех станках каждая и выполняли по две и более нормы. Заводу № 39 присуждено было переходящее Красное знамя. Лучшей фронтовой бригадой была признана комсомольско-молодежная бригада обозного завода И.И. Кириллова. Средняя ее выработка превышала две нормы.
2 группа. «Сельское хозяйство фронту»
1. В июне 1941 г. газета «Биробиджанская звезда» напечатала обращение: «Женщины – домохозяйки! Сейчас не время сидеть дома. Мы призываем вас идти на предприятия, на фабрики, заводы, в артели нашего города и области. Овладевайте специальностями и своей самоотверженной работой способствуйте разгрому врага!»
2. Женщины – трактористки Биробиджанской МТС Вера Циб, Харабецкая и Темцина обратились с призывом к женщинам края овладеть различными профессиями: «Товарищи женщины! – говорилось в обращении, – обстановка военного времени требует того, чтобы каждая колхозница умела управлять трактором, комбайном, автомобилем. Мы должны быть готовыми в любую минуту заменить своих мужей и братьев на трудовом фронте… Призываем всех колхозниц нашего края поддержать наш почин и активно включиться в учебу по овладению профессиями тракториста, комбайнера, шофера».
3. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования за 1943 г. Наркоматом земледелия СССР и ЦК ВЛКСМ 15 лучших трактористов и трактористок области были награждены значком «Отличник социалистического сельского хозяйства», с присвоением звания «Лучший тракторист Советского Союз». Среди них Мария Грищук, колхозница колхоза «Красный Восток», Таисия Журавлева, Ольга Молчанова. С первого дня войны Мария Грищук за рулем трактора. B 1944 году выработала 4 годовых нормы.
3 группа. «Помощь жителей ЕАО КраснойАрмии»
1. В ответ приходили благодарные письма от фронтовиков. В одном из них говорилось: «Разрешите от всей души поблагодарить за ваш труд, за заботу о Красной Армии и пожелать вам, девушки, наилучших успехов в жизни и работе. Надевая обмундирование, сшитое вашими руками, мы вспоминаем о вас, и прибавляется больше сил и мужества для разгрома врага».
2. Жители области постоянно собирали и отправляли на фронт посылки и подарки. Только в 1943 г. было собрано и отправлено 1860 полушубков, 325 меховых жилетов, 3546 пар валенок и унтов, 1900 свитеров, 6068 шапок-ушанок, 127000 пар перчаток, 9200 курток и т.п. В посылках отправляли печенье, варенье, мед, сало, табак и т.п.
3. В области повсеместно проводился сбор средств в Фонд обороны. 4 июля 1941 г. по адресу «Москва. Государственному комитету обороны» домашние хозяйки из Биробиджана, проживающие в доме № 20 по Партизанской улице, отправили 1510 рублей. Почин жителей г. Тамбова по сбору денежных средств на постройку самолетов поддержали жители нашей области. 11 декабря 1941 г. в колхозе Валдгейм за 1 день было собрано свыше 110000 рублей, а всего 250 тыс. рублей. На средства, собранные всеми колхозниками области, была построена эскадрилья ночных бомбардировщиков дальнего действия ИЛ-4, на борту каждого было написано «Еврейский колхозник». 21 бомбардировочный полк, в составе которого была эта эскадрилья, участвовал в боях за Крым, Кировоград, Будапешт, Минск, Берлин. На средства колхозников была построена танковая колонна «Колхозник ЕАО». Известковая школа собрала 120 тыс. руб. на постройку звена бомбардировщиков «Известковый школьник», за что получили благодарность от Верховного главнокомандующего.
В качестве источников использованы архивные данные, указанные в статье «Еврейская автономная область в годы ВеликойОтечественной войны 1941-1946 гг.» Скворцовой С.И. – заведующей отделом истории Областного краеведческого музея.