Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем
(Просянок Роман Васильевич)

Уважаемые участники Иннокентьевских образовательных чтений
в Еврейской автономной области!

Тема нынешних Иннокентьевских образовательных чтений предполагает глубокое и вдумчивое осмысление значения человеческого выбора. Духовный, нравственный выбор подразумевает свободу, реализованную во имя блага человека и общества в целом. Делать правильный духовный выбор понуждают нас глобальные вызовы современного мира. При этом Библия, словно предостерегая говорит, что «мир во зле лежит». Как свидетельство этих слов Священного Писания мы наблюдаем разрушение нравственных норм, пропаганду нравственного безразличия. Выбор, не опирающийся на духовные ориентиры, лишает человека правильного мировосприятия. Утрата духовности обесценивает всю жизнь человека и общества. В последние годы мы видим, как весь англосаксонский Запад буквально ополчился против суверенности нашей самобытной цивилизации, нашей православной духовной культуры и ее носителя – русского народа.

Более 1030 лет назад Русь и наши народы сделали свой духовный выбор в пользу христианского образа жизни. Этот выбор оказал влияние на ход всей истории нашей страны, сформировав особый пласт нашей российской цивилизации. Святой князь Владимир, Креститель Руси, – особо значимая фигура нашей российской истории, определившая вектор ее развития на все последующие века. Если мы обратимся к истории, то увидим, что это был сильный правитель, умелый воин и политик, стремившийся к объединению славянских племен. Сделанный князем Владимиром выбор веры означал появление в его стране объединяющей народы духовной вертикали. Барьеры между разными племенами начали сглаживаться и исчезать. Именно православная культура, эта живописная и живоносная культура православной веры и жизни, в рамках единой княжеской властной вертикали интегрировала множество родов и племен в единую общность – русский народ.

Особым образом это отразилось и на процессе освоения Сибири и Дальнего Востока. В 1581 году отряд казаков под предводительством Ермака покорил Сибирское ханство, и уже спустя 60 лет русские первопроходцы вышли на берег Охотского моря, пройдя всю Сибирь от Урала до Тихого океана. Этому успеху способствовало распространение Православия на восточных окраинах Евразийского континента. Был избран путь духовного просвещения местных народов и приобщения их к христианским нравственным ценностям. Ни один народ, проживавший на территории Сибири и Дальнего Востока, не исчез и не был изгнан или загнан в резервации, не было и насильственной колонизации в западном понимании освоения земель. Для сравнения: европейцам понадобилось 350 лет, чтобы пройти Северную Америку от Атлантического до Тихого океана и сформировать свою государственность (с открытия Америки в 1492 году).

И сегодня нравственные ценности, проповедуемые Церковью, являются надежным вектором духовного развития человека. Человеку, тем более молодому, трудно реализовать правильный духовный выбор, и здесь православная традиция наших благочестивых предков помогает не оступиться и не поддаваться сиюминутным соблазнам.

Важно задуматься о том, с какими ценностями и ориентирами молодежь вступает в жизнь? Этот вопрос является одним из главных, потому что молодежь в российском обществе уже давно столкнулась с глобальными вызовами современного мира. Это проявляется в подмене ценностей подлинной духовной культуры усредненными образцами потребительской культуры, в переориентации молодежи от творческого созидания к потреблению. Часто у современной молодежи нет четких целей, ориентиров, как устроить свою жизнь. Молодежь получает картину мира из СМИ и продуктов массовой культуры. В связи с этим важно с юных лет прививать человеку правильное мировосприятие, основанное на христианских ценностях.

Отрадно сознавать, что сейчас государство и общество все более сознают, что Русская Православная Церковь является их духовной скрепой, что только соработничество церковных и государственных органов, общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания нашего народа, особенно подрастающего поколения, способно взрастить гармоничную личность человека-патриота, гражданина, верного сына матери Церкви и своего земного Отечества. Как раз в этом заключается долгосрочная стратегия цивилизационного развития России в духовном плане, начало которой было положено еще святым равноапостольным князем Владимиром.

На протяжении ХХ века Российское Государство дважды кардинально меняет вектор своего развития. Дважды менялась его политико-экономическая формация, идеологические и духовно-нравственные ориентиры, ценностные установки. Дважды общество было расколото на своих и чужих, причем даже внутри одной семьи. Особенно тяжело сказались коренные изменения, произошедшие на исходе ХХ столетия, когда поколений победителей в Великой Отечественной войне, поколение покорителей космоса, поколение людей, не понимающих природу рынка и финансовых махинаций, оказалось у разбитого корыта и вынуждено было фактически начинать новую жизнь по непонятным ему правилам. В этой новой реальности было всё: разгул криминала, две войны на территории Чечни, активизация террористической деятельности в разных регионах страны. С большим трудом ситуацию удалось взять под контроль, преодолеть деструктивные процессы, встать на путь созидательного развития государства. Однако бесследно этот период не прошел. Выросло новое поколение, которое живет настоящим и немного будущим, зачастую без оглядки на прошлое, без знания того, что сформировало менталитет нашего народа, его традиции и жизненные устои. Такая ситуация породила непонимание во взаимоотношениях людей разных поколений, что не могло не отразиться на их оценке процессов и событий, происходящих в жизни государства и общества.

В Послании Федеральному Собранию в декабре 2012 года Президент Российской Федерации В. В. Путин обратил внимание на волнующе его состояние гражданского общества: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп». В последующем Президент неоднократно обращал внимание на необходимость возрождения лучших традиций, накопленных за многовековую историю российского государства, аргументированно противостоять попыткам фальсификации истории, объединения общества для эффективного решения текущих и перспективных задач во всех сферах государственного строительства, развития добровольчества и наставничества. Мы видим, что для решения этих задач ведется систематическая и кропотливая работа государственных структур, педагогов и наставников, ветеранских и молодежных организаций. На основе анализа практической работы создаются методические разработки, которые являются действенным подспорьем педагогам и наставникам в школах, кадетских корпусах, высших учебных заведениях, воинских частях.

Огромное количество различной информации, большей частью абсолютно ненужной, зачастую просто вредной, негативно влияющей на формирование человеческой личности, разрушающей морально-нравственные устои общества – это один из серьезных вызовов нашего времени. Далеко не просто молодому человеку противостоять этому мутному потоку и выбирать свой путь в жизни, путь, который раскроет его таланты, наполнит жизнь смыслом.

Желаю всем нам плодотворной работы в рамках Иннокентьевских образовательных чтений, посвященных анализу глобальных вызовов современности и должному ответу на них человека. Пусть доклады участников Чтений, дискуссии и решения нашего форума в дальнейшем послужат приобщению формированию в душах обучающихся на разных ступенях образования твердости и стойкости при столкновении с вызовами современности. Прочность государства всегда будет зависеть от качества фундамента, на котором оно стоит, а таковым фундаментом являются все граждане России.