Старова Дарья Александровна,
учитель истории и обществознания
МКОУ «СОШ с. Биджан»

1. Пояснительная записка:

1.1 Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность); «Хлеб да каша – сила наша». Сегодня, в дни мультикультурализма, стремясь охватить все новое, идя в ногу со всем миром, существует угроза потери своей самобытности. Идет активное и целенаправленное замещение традиционных моноэтнических и монокультурных обществ, полиэтническим населением, не имеющим единства культуры, мировоззрения интересов и исторической судьбы, а потому неспособным к самоорганизации, осознанию и защите своих культурных интересов, а потому обречённым на разобщённость.

Казаки – народ исконно русских корней и православной веры, создавший за многие столетия своего существования самобытную культуру. Знакомя детей с традиционной кухней казачества, мы через самое близкое и простое, легкое в понимании, пищу, приобщаем их к истории нашего края, идентифицируем их, как граждан нашей многонациональной страны. Не зря ведь существует выражение «Ты то, что ты ешь…»

1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия обучающиеся 4-5 классов (11-12 лет).

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): воспитательное мероприятие «Хлеб да каша – сила наша» является частью цикла «Приамурские казаки: вчера, сегодня, завтра», включающего следующие части: «Казачья изба на территории Приамурья», «Обычаи, традиции, игры приамурских казаков», «Хлеб да каша – сила наша» и «Казачество сегодня».

1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Цель – знакомство обучающихся с историей казаков Приамурья, их бытом, традициями; изучение культуры питания, знакомство с необычными для сегодняшнего дня блюдами.

Задачи:

— содействовать духовному, культурному развитию подростков, удовлетворению их интересов, формированию гражданского отношения к Родине, уважения к её истории;

— формировать национально-патриотическое сознание;

— развивать у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения к истории приамурского казачества;

— расширить представление обучающихся о приамурском казачестве, их быте, традициях.

Планируемые результаты: приобщение обучающихся и их семей к казачьей кухне, доброжелательность, любознательность, патриотизм.

1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Кулинарный мастер-класс

Всегда легче воспринимается то, что делаешь сам. Попробовав сделать затируху на мероприятии, ребенок сможет в содружестве с родителями повторить это блюдо дома. А если придутся по вкусу тарки с черемухой, которая произрастает в нашем регионе в изобилии, возможно, это блюдо станет хоть и редким, но традиционным для лета, в какой-либо семье.

1.7 Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Для воспитательного мероприятия использована форма ИКТ, КТД, проектная технология. Методы: словесный, наглядный, практический.

1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия(кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

Для проведения мероприятия необходимы:

— Кадровые ресурсы: классный руководитель; хорошо, если будет присутствовать «действующий» казак или казачка;

— Материально-технические: создание аутентичной обстановки (самовар, глиняная посуда, деревянные ложки, элементы традиционной одежды казаков Приамурья), гигиенические условия для проведения мастер-класса (одноразовая посуда, скатерти, салфетки, свежие продукты…), ПК, проектор, экран, музыкальное оборудование;

— Информационные: достаточное количество распечатанных рецептов;

— Методические ресурсы: важен подбор необходимой методической литературы; основной источник информации – Интернет, носители казачьей культуры.

1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данное мероприятие можно проводить в комплексе мероприятий по истории ЕАО.

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Педагог заранее подготавливает информационную презентацию, распечатывает рецепты по количеству присутствующих, проводится подготовительная работа с ведущими мастер-класса (костюмы, посуда, порядок показа рецептов).

Во взаимодействии с родительским комитетом, казачьим активом, готовятся затируха и тарки для дегустации, чай.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

Ход мероприятия:

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы продолжим говорить с вами о традициях наших прадедов, охранявших границы нашего государства на Дальнем Востоке, казаков Приамурья (показ слайдов).

На прошлой нашей встрече мы узнали много интересного о традициях и обычаях, которые соблюдались при строительстве казачьего жилища, а сейчас поговорим о том, что помогало казакам быть сильными, выносливыми, здоровыми. Как выдумаете, что это?

Правильно, это еда. И говорить мы будем о казачьей кухне.

Назовите, пожалуйста, блюда китайской кухни? японской? итальянской?

А какие блюда относятся к казачьей кухне? Есть варианты? Да, так сразу и не назвать, а ведь многие из них частые гости на нашем столе (показ слайдов).

Я хочу вам напомнить о триаде, которая подчеркивает и характеризует казачество «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!». К азаком мог стать любой желающий, в казачество принимали не глядя на национальность, и только по поступкам и делам судили, казак человек или нет. Первые представители современных Амурских казаков появились на брегах Амура в 1854 г., когда проводился первый сплав из Забайкалья в устье Амура силами забайкальских казаков. В 1858 г. в Приамурье было переселено 13879 Забайкальских казаков. В 1889 г. Амурские казаки получили пополнение за счет новых переселенцев: 62 семьи Забайкальских и в 1052 семьи донских, кубанских и оренбургских казаков. Каждый из переселенцев привнес свою культуру, свои традиции в наш край.

Особое место занимают представления о казачьих традициях, среди них выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость … Вступая в ряды казачества, не утрачивали своей национальной самобытности, отражение которой так ярко проявляется в казачьей кухне (показ слайдов).

А так как казаки народ в основном военный, какими качествами должна была обладать их пища?

Правильно, быстро готовиться, быть сытной, долго не портиться.

Но это не говорит, что еда казаков была скучной и пресной (показ слайдов).

Хлеб почти повсеместно готовился из кислого теста на дрожжах или закваске. Выпекался он в русской печи – на поду или в формах. Из кислого теста также пекли шаньги, булки, блины, оладьи, пирожки и пироги с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод, в том числе дикорастущих. Из пресного теста пекли лепешки, бурсаки, колобки, кныши и маканцы. При этом лепешки нередко готовили на сковороде без жира, аналогично традициям хлебопечения у кочевых народов Средней Азии. Блюда из муки, заваренной в кипятке, – затируха, буламык и саламата – готовили во время рыболовного промысла, в дорогу и в пору сенокоса (показ слайдов).

Уха и рыба, во всех видах: варили, жарили, сушили, коптили, томили в печи и вялили. Из рыбного филе готовили тельное. Из икры рыбы делали котлеты. Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Морковник, тыквенник, тушеная капуста и жареный картофель входили в ежедневный рацион казаков (показ слайдов).

Но были у казаков и особенные блюда, о которых мы сегодня, может быть, только слышали и вряд ли пробовали: затируха, саламата, гуранский чай, коршуны, гуранские тарки.

А у нас сегодня с вами есть уникальная возможность приготовить и попробовать несколько блюд кухни приамурских казаков.

Помогут нам в познании настоящей казачьей, гуранской пищи представители нашего местного казачества. Потомки первых переселенцев, тех, кто строил первые избы в нашем селе, сеял хлеб, охранял наши границы

Под музыку в класс входит девушка с корзиной и юноша с самоваром.

Ведущий 2. Меня зовут____________. Мы с вами разберем процесс приготовления затирухи и попробуем её. У вас есть предположение, что такое затируха (показ слайдов)?

Это быстрый, простой, но очень сытный суп. Для его приготовления нам понадобится бульон, любой, но чаще всего бралась просто вода, морковь, лук, 2 яйца, мука, перец, лавровый лист. Итак, ставим котелок на огонь, добавляем мелко порезанную морковь, лук, кипятим. А пока делаем затируху. В одну тарелку положим муку, в другой взобьём 1 яйцо с 3-4 ложками воды. Теперь чистые ладони окунаем в яичную смесь и потом в муку. И трем ладонь о ладонь, полученные крошки собираем в тарелку, просеиваем через сито от лишней муки и бросаем в кипящий бульон. (В процессе приглашаются все желающие попробовать затирать). Снова ждем закипания, добавляем сырое яйцо и быстро перемешиваем. Солим, кладём специи и снова доводим до кипения. Всё. Сытный суп готов.

Помощник вносит котелок с готовой затирухой и большим половником разливает суп по тарелкам.
Дети пробуют суп.

Ведущий 3. Здравия желаю. Меня зовут_____________. Среди казаков большой популярностью пользуется чай. Он проник в повседневный быт казаков довольно рано – во второй половине XIX века. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы казаков. У амурских казаков помимо обычного бытовали три вида чая:

«Затуран» – заваривалось конопляное семя, и добавлялась поджаренная мука.

Чай «Шультун» – заваривались травы и коренья травянистых растений. Такой чай чаще всего употребляли в пищу, казаки старообрядцы т. к. они соблюдали запрет на употребление обычного чая.

Чай «Сливанчик» или другой вариант названия «Сливан». Готовили его следующим образом: «вскипяченную в чугуне или самоваре воду переливали в байдару, небольшую глиняную посуду, в которую перед этим положили измельченный кирпичный чай. Затем небольшой, преимущественно деревянной поварешкой в течение четверти часа взбалтывали воду, пока она не превращалась в густую темно-коричневую жидкость, добавляя туда соль, заранее сбитое молоко, яйцо и масло, иногда сметану, взбивали – и чай готов». До сих пор у нас в селе есть старожилы, которые употребляют такой чай.

Показывается процесс заваривания чая. Даётся попробовать всем желающим.

Вот и мы, ребята, закончим нашу встречу чаепитием. Хоть и с обычным чаем, но необычным угощением. На десерт у нас гуранские тарки.

Вместе с угощением вы получите рецепты затирухи и гуранских тарок. Можете покулинарить дома с родителями.

Мы благодарим наших гостей и их помощников и снова ждем их в гости.

А закончить нашу встречу я хочу одной из заповедей казачества: «Мир, красота, любовь и, правда – вот лозунги на твоем знамени на пути к могучей России». И мы как настоящие патриоты будем стремиться исполнять этот завет.

Итог мероприятия. Рефлексия.

Ребята, чему посвящено было занятие? Узнали ли вы что-то новое, интересное для себя?

Всем желаю добра и до скорой встречи.

Приложение