Ирина Александровна Басова,
учитель истории и обществознания
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
В нашей жизни все не так просто… Непросто сделать первый шаг, совершить хороший поступок, помочь ближнему. С самого детства перед каждым человеком встает вопрос: Кем быть? Каким быть? Как научиться самостоятельно принимать решения? Становление личности обучающегося с ОВЗ, их социальная адаптация в обязательном порядке предполагают серьёзное внимание к проблеме их гражданско-патриотического воспитания. Ведь ребенок живет не в каком-то абстрактном мире, а на конкретной территории, регионе. Его отношение к Отечеству, чувство сопричастности к жизни своей страны, народа, восприятие себя как гражданина являются одной из актуальных задач гражданско-патриотического воспитания. В.А. Сухомлинский писал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Воспитательная деятельность в Центре планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в государственной Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Программа воспитания в нашем Центре «Ступени» основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания. Разрабатывается и утверждается наша программа воспитания с участием педагогов Центра, обучающихся и их родителей (законных представителей), реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своего региона, правилам и нормам поведения, принятым в обществе на основе базовых конституционных норм и ценностей.
Как показывают многочисленные исследования, большинство людей идентифицируют себя с семьёй. Поэтому родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма в основе которой лежат чувства родины, родства, сопричастности к миру других, ответственности и любви.
Одним из направлений по формированию патриотических начал у обучающихся с ОВЗ можно считать уроки истории, краеведения. На данных уроках мы рассматриваем не только историю своей страны, но и изучаем историю своей семьи, своего района, области и города. Особый интерес на таких занятиях вызывает тема «Моя родословная», «Историческое древо моей семьи», где ребята получают возможность составить родовое древо своей семьи, собрать старые фотографии, изучить семейный архив. Любимым занятием ребят является составление народного календаря, который дает представление о русском фольклоре, народных праздниках, основных исторических событиях своей области, региона, страны. Именно уроки истории открывают широкие возможности для формирования личности школьников, становления их гражданской позиции. При всем этом, именно учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных исторических событий. Воспитательный потенциал раскрывается практически в каждой теме урока, не говоря уже о рассмотрении таких тем, как Куликовская битва, битва на реке Неве, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война. При изучении данных тем можно опираться не только на материалы учебника, но и на другие источники – исторические документы, архивные данные, фильмы, зарисовки, картины, портреты исторических личностей – участников тех или иных событий, подготовку и защиту сообщений, проектов учащихся. Данный вид деятельности способствует повышению нравственно-патриотического настроя обучающихся. А использование таких методов, как метод убеждения, беседа, проектная деятельность, поисковый метод, виртуальные экскурсии и другие способствуют воспитанию патриотизма у обучающихся с ОВЗ.
В своей работе с данной категорией детей я стремлюсь к тому, чтобы воспитательная направленность была увлекательна, интересна и полезна, помогала ребятам самоутверждению, нравственному становлению и развитию. Для этого в своей урочной и внеурочной деятельности я использую различные технологии:
— личностно-ориентированная технология,
— технологии КТД,
— ИКТ-технологии,
— здоровьесберегающие технологии,
— кейс технологии,
— технологию проектной деятельности и другие.
Как на уроках, так и во внеурочной деятельности использую различные формы и методы работы, с учетом физических возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Ими могут быть: урок-встреча с известной личностью нашего города, урок-экскурсия, урок-путешествие, диспут, игра, викторина, урок-конференция, флеш-моб, урок Мужества, минута Памяти, информационный час, устный журнал к значимым для нашей страны, региона событиям. Формы работы в рамках патриотического воспитания постоянно обновляются и пополняются. В своей воспитательной работе, во внеурочной деятельности – реализацию воспитательного потенциала в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляю в рамках рекомендованных ФГОС:
— общешкольные проекты,
— еженедельные информационно-просветительские занятия «Разговоры о важном»,
— классные часы,
— 15-минутки,
— акции,
— экскурсии,
— встречи с ветеранами, тружениками тыла, военнослужащими, «детьми» войны,
— выходы в музеи города (областной, пожарный, строительный, музей МВД, музей отечественного транспорта),
— изучение государственной символики,
— участие в церемонии поднятия и спуска флага России,
— уроки Мужества,
— информационные часы, посвящённые памятным датам России и прочие мероприятия.
Предметно-пространственная среда Центра строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Результативность воспитания проявляется в системе отношений личности к действительности, в её творческой самоотдаче. Показатель действительности- это убежденность, патриотическая направленность поступков на протяжении всей жизни воспитанников, умение и желание сочетать интересы как личные так и общественные. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания в нашем Центре является социальная активность наших обучающихся. Они (том числе и в дистанционной форме) охотно принимают участие в городских и областных мероприятиях, во всероссийских акциях и проектах, олимпиадах, традиционных праздниках и творческих конкурсах.
Литература
1. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 3-11.
2. Барышникова, С.В. Сопереживание судьбе Родины как стратегия патриотического воспитания // Воспитание школьников. – 2010. – № 6. – С. 70-73.
3. Воробьева О. В., Разумкова Е.С. Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории // Молодой ученый. – 2014. – № 21-1. – С. 161-163.
4. Горбунов, В.С. Воспитание гражданина – патриота : системный подход // Воспитание школьников. – 2010. – № 1. – С. 10-20.