Ольга Ивановна Биленко,
педагог-организатор подросткового клуба «Ровесник»
МАОУДО «ЦДТ» г. Биробиджана

Одним из современных вызовов я считаю потерю или ослабление интереса подрастающего поколения к традициям своего народа, их истории, пренебрежение народным фольклором, на фоне повышенного интереса детей и молодёжи, нередко даже предпочтение англоязычных праздников. Поэтому десять лет назад было решено провести фольклорный праздник «Масленица».

Масленица издревле являлась одним из ярких и любимых праздников на Руси. После крещения Руси языческие корни праздника были утрачены, более того, народная мудрость и интеграция праздника в христианский календарь дала ему новый смысл. Праздник сохранил полюбившиеся народу обряды, его все отмечали весело, широко, с родственниками и земляками.

Цель проведения праздника – приобщение детей к русским народным традициям, обычаям, культуре, ознакомление детей с традициями русского народного праздника Масленица, организация совместной деятельности подросткового клуба «Ровесник» с советом ветеранов микрорайона, жителями микрорайона «Осенний», школой, подростковым клубом «Алёнушка», организация совместного отдыха жителей микрорайона «Осенний». Но так, чтобы дети были не только зрителями, но и полноправными участниками этого события, чтобы смогли прочувствовать сплоченность, радость и удовольствие от вовлеченности в традиционное народное действо. А для этого их нужно было научить произносить заклички, петь частушки, водить хороводы, играть, соблюдая правила, в народные игры. Рассказать о традициях праздника, о том, как и для чего проводились обряды.

Задачи:

— расширение кругозора детей о народных традициях русского народа на примере фольклорного праздника «Масленица»;

— развитие эмоционального восприятия, творческого воображения, артистизма;

— создание условий для воспитания нравственных качеств: уважение к старшему поколению, к традициям, истории русского народа).

Для того, чтобы на самом празднике дети чувствовали себя частью действия, а не сторонними гостями, чтобы прониклись народным духом, им надо для этого создать условия, научить.

Уже сама подготовка к празднику является большим воспитательным событием. Дети проникаются народным духом, проявляют интерес, обсуждают происходящее между собой, ждут праздника. Бабушкины песни уже не кажутся такими древними, они оживают, и оказывается, что игры-то интересные, и приметы «работают».

Подготовительная работа:

— привлечение совета ветеранов и ТОС микрорайона «Осенний»;

— привлечение МЧС для обеспечения пожарной безопасности;

— привлечение родителей учеников МБОУ СОШ № 10;

— привлечение педагога и обучающихся подросткового клуба «Алёнушка»;

— привлечение старшеклассников МБОУ СОШ № 10 к подготовке и проведению конкурсов, игр, состязаний на празднике;

— беседы об истории и традиции праздника «Масленица», разучивание народных игр, рисунка хороводов, закличек, народных песен с учениками МБОУ СОШ № 10;

— репетиции классных руководителей с учениками и разучивание хороводов, песен, закличек.

Масленица – праздник объединяющий, её проведение требует больших усилий и объединение людей. Поэтому и я, как педагог организатор, привлекаю к его подготовке и проведению всех, с кем осуществляю сотрудничество на микрорайоне.

 

Активисты подросткового клуба «Ровесник» помогают в изготовлении многочисленного реквизита.

Участники вокальной группы совета ветеранов микрорайона «Осенний» подбирают и разучивают песни, шьют костюмы.

Педагог-организатор подросткового клуба «Аленушка» привлекает своих обучающихся к мероприятию, а сама проводит на празднике творческие мастерские.

Кульминацией «Масленицы» всегда является сожжение чучела Масленицы. Для того, чтобы обеспечить безопасность проведения праздника, мы заранее приглашаем сотрудников автоинспекции и пожарной охраны.

 

Некоторые родители сами изъявляют желание провести конкурсы.

Благодаря активному участию в мероприятии родителей дети на празднике могут полакомиться блинами, мёдом, вареньем, столы «ломятся» от угощений. За 15 минут 10 родителей успевают напоить чаем всех присутствующих на празднике. И все это сопровождается веселой, красивой народной или в стиле фолк музыкой.

 

Старшеклассники МАОУ СОШ № 10 учатся проводить игры с учениками начальных классов, это могут быть мастерская «Чучело Масленицы», частушки и шумовой оркестр, армреслинг, метание снежков, ходули, бег в мешках, метание валенка, бой подушками, игры «Золотые ворота», «Гори-гори ясно», «Подбрось блин», «Вытолкни из круга», «Парашют» и другие забавы.

В основном проводятся аттракционы на личное первенство. На сложные состязания назначаются опытные ребята и папы.

 

В 2022 году праздник собрал на площадке у подросткового клуба от 100 до 250 человек – организаторов, помощников, участников и просто любопытствующих.

Для того, чтобы дети смогли поучаствовать в большем количестве забав, чтобы они не ждали в очереди, готовится много площадок. Таких площадок бывает до 28. За каждой площадкой закреплены старшеклассники, по одному-два человека. Со старшеклассниками заранее обговаривается то, как они будут проводить игру или забаву. У каждого обязательно пакет с призами, чтобы впечатления у детей от праздника были «слаще».

Старшеклассники проводят игры по «зову сердца», выступают в роли наставников, но, когда заканчивается праздник, чучело сожжено, я обязательно устраиваю им соревнование по перетягиванию каната. Неподдельная радость и удовольствие на их лицах в это время.

Для того, чтобы дети получили положительные эмоции во время ведения хороводов, с ними разучивались движение, разные рисунки танца – «Солнышко», «Змейка», «Ручеёк».

Так как основными участниками праздника являются младшие подростки, присутствующие родители и старшеклассники помогают им на открытом большом пространстве водить красивые хороводы, быстро выстраиваться в линии, крепко держаться за руки, не разрывая цепи.

Праздник удался благодаря взаимодействию взрослых и детей. Сотрудничество детей и взрослых способствует обогащению опыта детей, сохранению народных традиций, сплочению детских коллективов, умению сообща организовывать свой досуг. Участие в подготовке и проведении мероприятия помогает старшим подросткам расширить кругозор, научиться распределять обязанности, проявить ответственность за порученное дело.

Очень важно не прервать связь времён, самобытность и передать информацию следующим поколениям; научить играм, песням, хороводам, устному народному творчеству, познакомить их с историей и традициями народа, побудить детей к изучению фольклора и народных традиций.

Я как организатор праздника получила удовольствие от того, что на мероприятии царила радостная, дружеская атмосфера. Дети водили красивые, состоящие из нескольких кругов хороводы, при этом чувствовали себя уверенно, с удовольствием принимали участие в состязаниях.

В чём я точно уверена, так это в том, что дети, участвовавшие в Масленице, запомнят это навсегда и, пережив однажды положительные эмоции от участия в нашем фольклорном празднике, когда придет время, расскажут об этом своим детям.