Скотникова Ирина Викторовна,
куратор наставничества
ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»
Аннотация
Представлен опыт работы по внедрению Целевой модели наставничества (ЦМН) в ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» в направлении реализации четырех форм наставничества «педагог – педагог», «педагог – студент», «студент – студент», «работодатель – студент».
Ключевые слова: наставничество, программа наставничества, наставляемый, наставник, нетворкинг, куратор.
ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» был организован в 1994 году, в следующем 2024 году нам исполниться 30 лет. Сравнительное молодое образовательное учреждение, однако система наставничества присутствовала в нем всегда, она имела разные подходы к ее организации, так как со временем менялись формы, аспекты и содержание. На сегодняшний день, сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.
С 2020 года на основании приказа комитета образования ЕАО (ныне департамент образования ЕАО) № 401 «О внедрении целевой модели наставничества обучающихся в образовательных организациях ЕАО», в лицее началось новое движение наставничества. Этапы внедрения наставничества в лицее были следующие:
1 этап. Подготовка условий для запуска программы наставничества – издан приказ о внедрении Целевой модели наставничества (приказ директора ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» № 382 от 23.10.2020 года «О внедрении целевой модели наставничества обучающихся в ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»»), создана рабочая группа по разработке дорожной карты реализации ЦМН, назначен куратор наставничества, разработаны «Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества», «Положение о программе наставничества на 2020-2024 годы», программы наставничества.
2 этап. Формирование базы наставляемых и наставников через работу куратора наставничества и педагогического коллектива лицея – будущих участников программы наставничества) с двумя базами – наставляемых и наставников. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей лицея в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, обучающихся и их родителей (приказ директора ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» № 426 от 25.11.2020 года «Об утверждении наставнических пар/групп целевой модели наставничества»).
3 этап. Отбор и обучение наставников.
4 этап. Организация работы наставнических пар или групп.
5 этап. Организация хода наставнической программы.
6 этап. Завершение программы наставничества. Подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества на уровне лицея и через участие в областных конкурсах по наставничеству. Создание банка лучших наставнических практик, размещение в общем доступе на сайте лицея. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном и областном уровне.
Реализация Целевой моделей наставничества в лицее осуществлялась по четырём формам: «студент – студент», «педагог – студент», «работодатель – студент», «педагог – педагог».
Задачи внедрения Целевой модели наставничества:
— улучшение показателей лицея во всех областях учебной и внеаудиторной деятельности;
— подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
— раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
— создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
— создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
— формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения;
— обеспечить успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.
Форма наставничества «Студент – студент» – в данной модели за слабым в обучении студентом закрепляется студент, показывающий хорошую успеваемость, активную жизненную позицию и ответственность при выполнении различного рода поручений классного руководителя и представителей педагогического коллектива лицея. Основная причиной реализации данной формы со стороны наставляемых была просьба об оказании помощи в обучении. В ходе выявления проблем, наставниками обнаружены частые и длительные пропуски занятий без уважительных причин у наставляемых и как следствие этого, неуспеваемость по программе обучения, а также отсутствие активности в участии тематических внеурочных мероприятий внутри группы и лицея, отсутствие самодисциплины.
В 2020-2021 учебном году к участию в статусе наставника из числа студентов лицея пожелали принять участие 6 студентов-наставников и 8 наставляемых студентов. В 2021-2022 учебном году к участию в форме наставничества «студент – студент» было привлечено 6 студентов-наставников и 7 наставляемых студентов, в 2022-2023 учебном году к реализации данной форы наставничества привлечено 4 студента-наставника и 4 наставляемых студента.
По результатам реализации данной формы наставничества с 2020 по 2023 год, студентам-наставникам удалось в рамках плановой работы с наставляемыми вернут к обучению и оказать помощь 16 наставляемым. Однако и отчислено из числа наставляемых – 3 обучающихся.
Реализацию формы наставничества «Педагог – студент», в 2020-2021 учебном году осуществляли 9 педагогов-наставников, за которыми были закреплены 14 обучающихся. В 2021-2022 учебном году для работы в данной форме наставничества, было привлечено 9 педагогов и 10 обучающихся. В 2022-2023 учебном году в помощи преподавателей нуждалось 26 студентов, к работе с этой группой студентов привлечено в качестве наставников 11 педагогов. За трёхлетний период наставничества в данной форме были привлечены к участию в различных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях 29 наставляемых студентов.
На первом этапе работы с наставляемыми, наставники из числа обучающихся и педагогов выполнили индивидуальное планирование своей деятельности, основными направлениями которого было:
1. Ознакомление с программой целевой модели наставничества, в том числе:
— проведение анкетирования наставляемого;
— посещение организационно-обучающих занятий наставников;
— оформление документов, подтверждающих участие в программе лично и наставляемого (соглашения об участии в программе наставничества) .
2. Ознакомление с информацией об успеваемости наставляемого, работа с классным руководителем, преподавателями и координатором наставничества по направлению работы с наставляемым для улучшения показателей рейтинга успеваемости по дисциплинам и учебным практикам, в том числе:
— отслеживание ежемесячных рейтингов успеваемости подопечного;
— планирование работы по отработке «незачетов» по дисциплинам, организация и совместное посещение консультаций преподавателей, и личное оказание помощи наставляемому;
— оформление дневника работы с наставляемым;
— совместный поиск прохождения производственных практик.
3. Работа с наставляемым по улучшению показателей успеваемости, в том числе:
— ежедневный контроль посещения занятий наставляемым и выяснение причин отсутствия на занятиях;
— проверка наличия конспектов и оказание помощи по их восстановлению;
— ежедневный контроль успеваемости наставляемого.
4. Работа с наставляемым по формированию самодисциплины и активной жизненной позиции, в том числе:
— 2 раза в неделю посещение общежития (для проживающих в общежитии)/по месту проживания с целью проверки порядка в комнате наставляемого и организации внеурочного времени проведения;
— ежемесячное привлечение наставляемого к участию в мероприятиях группы и лицея;
— 2 раза в неделю совместное посещение библиотеки лицея с целью подготовки к занятиям, выполнению письменных заданий;
— по мере необходимости оказание помощи наставляемому в выполнении домашнего задания;
— согласно расписаниям секций, кружков в которых участвует наставник привлечение наставляемого к участию в этих формах проведения досуга.
Наставничество в форме «работодатель – студент», предполагает взаимодействие обучающихся лицея, осваивающих программы среднего профессионального образования, и представителя реального сектора экономики (предприятия – партнера), при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал обучающегося, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации.
Среди основных задач деятельности наставника в отношении наставляемого студента в данной форме наставничества являются следующие:
— помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала;
— повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития;
— повышение уровня профессиональной подготовки студента, ускорение процесса освоения основных навыков профессии;
— содействие выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам;
— развитие у студента интереса к трудовой деятельности в целом.
Основной принцип работы наставника – стремление донести нужную информацию и помочь молодому специалисту ее усвоить.
Основные направления работы по реализации программы
1. Формирование базы предприятий:
— формирование перечня предприятий, готовых к реализации модели наставничества «работодатель – студент»;
— заключение соглашений по внедрению целевой модели наставничества.
2. Разработка программ наставничества под конкретное предприятие.
3. Отбор наставников из числа активных и опытных сотрудников предприятий и организаций, представителей благодарных выпускников. Формирование электронной базы наставников.
4. Обучение наставников.
5. Разработка дневников наставника.
6. Отбор обучающихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить индивидуальную траекторию развития. Либо – обучающихся, с особыми образовательными потребностями, сверх программы лицея:
— анкетирование, листы опроса;
— использование базы наставляемых;
— оформление согласий на обработку персональных данных участников целевой модели наставничества.
7. Формирование пар, групп:
— личные встречи или групповая работа в формате «нетворкинг».
8. Организация рабочих встреч с преподавателями, работодателями и студентами:
— планирование рабочего процесса;
— оказание практической помощи по реализации и представлению результатов проектной деятельности.
9. Рефлексия реализации формы наставничества.
10. Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества.
Результатом правильной организации работы наставников является повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования, получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность.
Индикаторами программы данной формы наставничества являются:
— численный рост количества мероприятий профориентационного, мотивационного и практического характера в образовательной организации;
— увеличение процента обучающихся, прошедших профессиональные и компетентностные тесты, успешно прошедших промежуточную аттестацию;
— численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности совместно с наставником;
— увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем;
— численный рост выпускников, планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на предприятиях района и области.
В реализации данной формы наставничества за период с 2020 по 2023 год приняло участие 35 наставников из числа работодателей и 266 студентов (табл.). Конечно, основная работа наставника с наставляемым выполнялась в период прохождения студентами лицея производственной практики по профилю подготовки, однако при всей своей рабочей загруженности у наставников-работодателей находилось время на посещение таких традиционных ежегодных мероприятий лицея, как «Круглый стол «Поговорим о профессии», «День открытых дверей», «День молодого рабочего», «Установочная конференции перед прохождением производственных практик», торжественные мероприятия к празднованию дня студента и т.п.
Таблица — Реализация программы наставничества в форме «Работодатель – студент»
Наставники из числа работодателей района |
Количество наставляемых студентов в период производственных практик |
|||
2020-2021 уч./г. |
2021-2022 уч/.г. |
2022-2023 уч./г. |
Всего за 3 года |
|
по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» |
||||
КФХ Хомякоев А.В. |
2 |
4 |
6 |
|
КФХ Кустов С.А. |
1 |
1 |
||
КФХ Фёдоров В.А. |
2 |
3 |
6 |
11 |
КФХ Лисицин В.А. |
2 |
2 |
||
КФХ Юрченко Т.Д. |
4 |
6 |
19 |
29 |
КФХ Вульф Е.В. |
4 |
4 |
16 |
22 |
КФХ Зайцева С.Е. |
1 |
3 |
7 |
12 |
КФХ Иванов Д.А. |
2 |
3 |
1 |
6 |
КФХ Грищенко С.С. |
2 |
2 |
4 |
|
КФХ Скотников Д.В. |
3 |
3 |
||
КФХ Рюмкин Н.В. |
3 |
3 |
||
КФХ Войцеховский |
2 |
2 |
2 |
6 |
КФХ Вэнь О.В. |
1 |
1 |
||
ООО «Терра» |
2 |
5 |
12 |
19 |
Всего — 14 |
12 |
35 |
69 |
125 |
по профессии «Повар, кондитер» |
||||
Детский сад «Ек.-Никольское» |
2 |
6 |
2 |
|
Детский сад «Родничок» |
2 |
6 |
3 |
11 |
Детский сад «Солнышко» |
2 |
5 |
4 |
11 |
Детский сад «Пузино» |
2 |
2 |
||
Ресторан Амурский бриз» |
1 |
1 |
||
Детский сад «Буратино» |
4 |
6 |
4 |
14 |
ООО «Терра» |
1 |
1 |
2 |
|
ЦРБ с.Амурзет |
2 |
2 |
||
Столовая ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» |
7 |
23 |
16 |
46 |
СОШ с. Амурзет |
6 |
4 |
10 |
|
Всего — 10 |
17 |
54 |
38 |
109 |
по профессии «Продавец, контролёр-кассир» |
||||
ИП Дудник Л.В. |
3 |
2 |
5 |
|
Магазин «Продукты» |
2 |
2 |
||
Магазин «Велес» |
2 |
2 |
||
Магазин «Сова» |
2 |
2 |
||
Магазин «Универсам» ИП Таранова А.Н. |
2 |
1 |
3 |
|
Магазин «Алёнушка» ИП Колтунов В.М. |
4 |
4 |
||
Магазин «Интересный» ИП Давыдов А.Н. |
1 |
1 |
||
Магазин «Продукты» ИП Котенкова А.М. |
2 |
1 |
3 |
|
Магазин «Продукты» ИП Чуприна М.В. |
1 |
2 |
2 |
5 |
Магазин «Сакура» ИП Рюмкина О.В. |
1 |
1 |
||
Магазин «Надежда» Щеголева Н.В. |
2 |
2 |
4 |
|
Итого — 11 |
10 |
7 |
15 |
32 |
Создание программы наставничества формы «Педагог – педагог» продиктовано велением времени. С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность педагога, это – профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество. Социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь.
Цель формы наставничества «Педагог – педагог» – обеспечить постепенное вовлечение молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности молодого педагога, его самореализации и закреплению в педагогической профессии. Согласно программе данной формы наставничества определены следующие задачи:
— создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе;
— формировать и воспитывать у молодых педагогов потребность в непрерывном самообразовании;
— способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
— вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике;
— помочь педагогу, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять свои идеи в учебный процесс.
В основе программы наставничества «педагог – педагог», выделены следующие принципы:
— обязательность – проведение работы с каждым педагогом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности;
— индивидуальность – выбор форм и видов работы с педагогом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития;
— непрерывность – целенаправленный процесс адаптации и развития педагога продолжается на протяжении 3 лет;
— эффективность – обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития педагога и соответствия форм работы уровню его потенциала.
Программа формы наставничества «Педагог – педагог» включает 3 этапа:
I. Организационный этап.
1. Собеседование с начинающим педагогом. Проведение анкетирование с целью выявления трудностей на первом этапе работы и пожеланий для наставника с целью определения направления помощи.
II. Основной этап.
2. Помощь в планировании, оформлении документации, организации работы молодого педагога.
3. Мастер-классы, проблемные семинары, деловые игры и другие интерактивные и неформальные формы педагогического общения с молодыми педагогами.
4. Беседа о правилах оформления журналов учебных занятий, документации классного руководителя учебной группы.
5. Анкетирование начинающих педагогических работников. Составление индивидуальных планов работы наставников с наставляемыми.
6. Беседа «Этапы планирования учебного занятия и подготовка к нему педагога. Советы молодому педагогу при подготовке к учебному занятию».
7. Посещение молодыми педагогами учебных занятий и мероприятий творчески работающих педагогов лицея и педагогов-наставников.
8. Определение темы самообразования. Составление плана работы по данной теме.
9. Беседа «Типичные ошибки, допускаемые начинающим педагогом. Как провести самоанализ урока».
10. Посещение уроков молодых педагогов.
11. Подведение итогов 1 полугодия. Внесение предложений по совершенствованию работы с начинающими педагогами во 2 полугодии.
12. Беседа «Нестандартные методики проведения учебных занятий».
13. Беседа «Индивидуальный подход к обучающимся на учебном занятии, технология организации работы в группах».
14. Смотр кабинетов начинающих педагогов. Советы по оформлению.
15. Консультация «Оценка качества подготовки студентов по учебной дисциплине (профессиональному модулю): технологии, методы и формы контроля».
16. Участие молодых педагогов во внутренних конкурсах профессионального мастерства.
17. Подведение итогов работы молодых педагогов по теме самообразования.
III. Аналитический этап.
18. Подведение итогов работы с молодыми педагогами за учебный год. Обсуждение отчётов педагогов-наставников на заседаниях методических комиссий и отчетном собрании наставников лицея.
В реализации данной формы наставничества за период с 2020 по 2023 год, в качестве наставников задействованы – 7 педагогов, имеющих квалификационные категории и положительный прогрессивный опыт профессиональной деятельности, в качестве наставляемых в данной программе приняли участие – 14 молодых педагогов. Подводя результаты работы педагогов-наставников с молодыми педагогами наставляемыми, можно отметить, что на сегодняшний день из 14 наставляемых – аттестованы на соответствие занимаемой должности 10 педагогов. Из 14 молодых педагогов каждым разработано и проведено от одного и более открытых мероприятий для обучающихся лицея; 7 молодых педагогов приняли участие в конкурсных мероприятиях на уровне лицея, области и Всероссийских онлайн-конкурсах.
Каждая из указанных форм наставничества определённая Целевой программой наставничества в лицее, предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом уровня обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.
Источники:
- Кларин, М.В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг : учебное пособие / М. В. Кларин. – М.: Юрайт, 2018. – 288 с.
- Синягина Н.Ю., Райфшнайдер Т.Ю. Наставничество в системе образования России : практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / М.: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с. – URL: https://viro.edu.ru/attachments/article/9572/05_nastavnichestvo.pdf.
- Будущий учитель – учитель будущего // Управление образования администрации Саргатского муниципального района Омской области: официальный сайт. – URL: http://mouo.sarg.obr55.ru/главная/будущий-учитель-учитель-будущего/ (дата обращения: 27.03.2021 г.)
- Методические разъяснения по разработке целевых программ наставничества. – URL: Metodicheskie-razyasneniya-po-programmam-nastavnichestva.pdf.