Спирин Вячеслав Владимирович,
старший преподаватель ОГБУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПБ»
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) родился 19 февраля (2 марта по новому стилю) 1824 года в Туле, в небогатой дворянской семье отставного офицера.
Детство и отрочество прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.
В 1835 году (11 лет) К.Д. поступил в третий класс Новгород-северской гимназии, которую через 5 лет окончил (справочно: в возрасте 12 лет потерял мать ).
В 1840 году (16 лет) он поступает на юридический факультет Московского университета, где «заразился» интересом к педагогике как к науке, которая способна менять людей и общество в целом к лучшему .
После окончания университетского курса в 1844 году (20 лет) в качестве кандидата юриспруденции, К.Д. был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию.
С 1846 года назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.
С марта по май 1848 года редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости».
Также он сотрудничал с журналами «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855).
В 1854 году устроился учителем русской словесности и юридических предметов в Гатчинский сиротский приют, (заведение славилось жестокими методами воспитания), за пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местные порядки, а ещё искоренить доносительство и воровство среди воспитанников.
На его свежие идеи обратила внимание сама императрица Мария Александровна, он высочайший карт-бланш на проведение там реформ, в связи с этим его в 1859 году пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. (Справочно: Ушинский изменил жизнь института кардинально–заменил механическую бездумную зубрёжку, которая там раньше была единственным методом, на настоящее преподавание и обучение, поменял учителей ).
Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.
Всё это Ушинский проделал меньше чем за три года до 1862 года.
Далее Ушинского командировали за границу – изучать и описывать опыт передовых европейских школ с 1862 по 1867.
К педагогической практике он больше не вернулся, но написал первые массовые учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия», а ещё двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», занимался общественной деятельностью.
По дороге в Крым (последние годы жизни он жил здесь) он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 (3 января 1871) года.
Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.
1. В семье К.Д. и Н.С. Ушинских было шестеро детей: Павел (12.10.1852 г.р.), Вера (09.07.1855 г.р.), Надежда (09.09.1856 г.р.), Константин (17.02.1859 г.р.), Владимир (06.02.1961 г.р.), Ольга (01.11.1867 г.р.).
2. Педагогами в роду Ушинских по линии Константина Константиновича были (а некоторые до сих пор остаются) Дмитрий Поспеловский, Богдан Поспеловский, Гайана Юркевич и Софья Ушинская. К сожалению, некоторые представители последнего поколения рода Ушинских не говорят по-русски.
3. Многие учебные заведения носят (носили) имя К.Д. Ушинского: Южноукраинский национальный педагогический университет в Одессе, Ярославский государственный педагогический университет, Петропавловский педагогический институт (до перестройки), Гимназия № 1 в Симферополе, Педагогический колледж в Гатчине, Педагогический колледж № 1 в Москве (закрыт), Педагогический колледж в Нижнем Новгороде (объединен с экономико-правовым колледжем и стал НГК), Гимназия в Гатчине, Специализированная школа № 187 в Киеве, Школа № 6 в Туле, Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск, Институт среднего профессионального образования в Москве, Педагогическое училище (колледж) в Тамбове, Черниговский областной институт последипломного образования, Одесский государственный педагогический институт ).
Обстановка в России на тот момент:
Реформа общего образования была одной из ключевых в череде преобразований 1860-х гг. Условием успешного развития государства является духовное, интеллектуальное возрождение нации. Реформирование происходило в условиях падения крепостного права, интенсивного развития капиталистических отношений. Данный период в истории по праву называют – эпоха Великих реформ 1860–1870-х гг.
В 1860–70-х годах исследования показали, что количество грамотных в Центральной России составляло от 1,7% населения в Псковской губернии до 8,6% в Костромской.
В 1880-х грамотой владели уже 9,4% жителей всей страны. По результатам первой российской переписи 1897 года число грамотных возросло уже до 21,1%. При этом среди мужчин читать умели 29,3%, а среди женщин лишь 13,1%.
Я считаю в этом есть и большая заслуга педагога, ученого и реформатора того времени Ушинского К.Д.
Далее рассмотрим работу которую я изучал, а именно «Педагогическая поездка по Швейцарии».
В 1962 году Ушинского командировали за границу – изучать и описывать опыт передовых европейских школ.
Там он провел пять лет, до 1867 года, живя преимущественно в Швейцарии, близ Вены, и в Гейдельберге как сильном умственном центре. В этом последнем пункте он познакомился и тесно сблизился с Н.И. Пироговым, к которому питал особенное расположение.
«Отчет о заграничной командировке», официально представлен им по возвращении в 1867 г., результатом этого изучения был ряд статей – по письмам (т.е. семь довольно объемистых статей), печатались под общим заглавием «Педагогическая поездка по Швейцарии»
Статья в форме писем Ушинского из-за границы под таким общим заглавием впервые была напечатана в «Журнале Министерства народного просвещения» (СПб., 1862, № 12; 1863, № 1, 3, 4, 6).
Все было им написано семь писем: 1, 2, 3, 4 по результатам поездок из Вены в Берн, где он исследовал школу Фрелиха Einwoher-Madchenschule (школа для девочек резидентов); письмо 5 им было написано по результатам Мюнхенбухзее и Гофвиль семинарии (г. Баден); письмо 6 написано по результатам работы в Веттингентской семинарии.
«Письмо седьмое» (Цюрих), посвященное характеристике всех осмотренных им учительских семинарий в разных кантонах Швейцарии. Отдать пальму первенства; всякая из них (семинария) имела свои хорошие и свои слабые стороны. Но как они различны, как в каждой из них отразился свой особливый характер: семинария Фрелиха дышит поэзиею; семинария Рюга – строгою логикою и методой; семинария Кеттигера – здоровьем сельской семейной жизни; семинария Фриса – наукой, современностью, ясным, спокойным рассудком и утилитаризмом… Можно поистине удивляться, как все эти три кантона: бернский, арговийский и цюрихский, выработали себе свои особенные, проникнутые кантональным характером, семинарии и как они отыскали, каждый для своей семинарии, такого директора, который типически выражает в себе характер кантона и развивает его в своих воспитанниках… Боже мой! – думал я про себя, вспомнив многие наши полуиностранные учебные заведения: когда же мы увидим такие же характерные русские воспитательные заведения и во главе их – такие же типические, русские личности в высокоразвитой, облагороженной форме, когда подобные личности будут развивать в воспитателях благороднейшие черты истинно русского характера, а воспитатели будут вызывать этот характер в молодых поколениях русского народа!»
В каждом «Письме», почти в каждой строке «Письма» сама собою чувствуется забота и дума о родном нашем школьном деле. Действительно, в эту пору душу Ушинского охватил мучительный пламень любви и преданности делу русского народного образования, только что зарождавшегося в ту пору.
Самые яркие цитаты и мысли:
Понимая безотрадное положение народного образования в России, но лишенный возможности ринуться на родину для непосредственного, активного участия в этом великом государственном деле, всячески старается разбудить в русском обществе внимание к народному образованию, вселить в него надежду и веру в возможность светлого будущего.
Из юношеского дневника Ушинского: «Будем трудиться для потомства… пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, – дела появятся сами».
Что меня привлекло в данной работе:
Усилие Ушинского, словно крик наболевшей души, вылившееся в следующих строках письма: «Теперь именно настает пора, когда России всего более нужны школы, хорошо устроенные, и учителя, хорошо подготовленные, – и много, много школ нужно! Иначе и свобода крестьян, и открытое судопроизводство не принесут всей той пользы, которую могли бы принести эти истинно великие шаги вперед. Школу, народную школу дайте России, – и тогда, лет через тридцать, станет она на прямую дорогу. Вас ждет, господа, лучшее время, чем то, в которое мы бились как рыба об лед! Готовьтесь же с любовью, с увлечением к тому великому поприщу, которое вас ожидает…»
И повтор (23 ноября 1862 года) своей же юношеской записи: «Грустно сеять на поле, где завтра же могут вырвать, что сегодня посеяно. Долго ли нам еще суждено толочь воду?». …
Выводы: за границей Ушинский провел три большие работы: 1) изучение опыта швейцарской передовой школы и показать его русским учителям; 2) написал учебную книгу для начальной школы по методу научной педагогики; такая книга важна одновременно и для русского ребенка и русского учителя; 3) специально для русского учителя был написан научно обоснованный учебник педагогики. Лучшие достижения этого опыта в критически переработанном виде, применительно к потребностям русского народа, Ушинский попытался передать русским учителям в своих письмах о «Педагогической поездке по Швейцарии».
Практическая составляющая поездки Ушинского:
Ушинский разработал проект учительской семинарии. В 1870 году в России были открыты первые из учительских семинарий по проекту К.Д. Ушинского. Эти учебные заведения стали прообразом наших современных педагогических училищ, в которых и ныне сохраняются традиции подготовки будущего учителя через приобщение его к передовой практике и опыту. До сих пор именно это наиболее сильная сторона педагогической подготовки педучилища.
Учительская семинария (не путать с духовной) – среднее специальное учебное заведение, предназначенное для подготовки преподавателей начальной школы.
Значимость этой работы в настоящее время:
Многие из пожеланий Ушинского сохраняют и для нашей современности всю свою силу, всю свою актуальность.
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
«Если всякий преподаватель станет произвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякий воспитатель – методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, из такого разнообразия может произойти значительный вред. Но как бы ни было вредно разнообразие, происходящее от различных убеждений, оно во всяком случае полезнее мёртвого однообразия».
(Справочно: практические рекомендации, выдержки из писем: Итак, позвольте свести в несколько положений необходимые условия хорошего преподавания: а) все учение должно совершаться в классе не только при учителе, но вместе с учителем, без всяких домашних уроков и задач; б) беспрестанно должно повторяться старое с прибавлением нового при каждом повторении, так чтобы новое непременно строилось на старом; в) как можно меньший ежедневный урок; г) возможно меньшие годовые задачи в младших классах и постепенное увеличение их в старших; д) при каждом годовом экзамене спрашивать следует все пройденное в прежних классах .)
Источники:
Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. — Загл. обл. : Сочинения. Т. 2 : Педагогические статьи, 1857-1861 гг. — 1948. — 655 с. : ил., 1л. портр. — Библиогр.: с. 626-646. — Указ. имен : с. 647-653.