Филиппова Нина Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»

Конспект урока на тему: Эдуард Николаевич Успенский. «Чебурашка»

Цель – знакомство с отрывком из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья».

Задачи урока:

1. Познакомить с жизнью и творчеством Э.Н. Успенского и его произведением «Крокодил Гена и его друзья».

2. Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок.

3. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.

Познавательные УУД:

1. Находить необходимую информацию в учебнике и предложенных словарях;

2. Представлять информацию в форме результата выполнения заданий;

3. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

1. Обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя;

2. Работать по предложенному плану, в т.ч. используя необходимые средства (учебник, словарь);

3. Решение проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать свою мысль, мнение в беседе, в ходе выполнения заданий;

2. Объяснять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте высказываний, в т.ч. с помощью словаря.

Оборудование: презентация Power Point, учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение», 2 класс, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, меня зовут Нина Владимировна. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь с ними, подарите им свою улыбку, повернитесь друг к другу, подарите свою улыбку, повернитесь ко мне и подарите мне свою улыбку.

  1. Определение темы урока и постановка задач урока

— К нам сегодня на урок пришел необычный гость. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте загадку.

Знают взрослые и дети:

Он один такой на свете.

Он не зайчик и не слон,

Но ушастый все же он.

Не нужна ему рубашка,

Он игрушка….

– Сегодня мы будем изучать отрывок «Чебурашка» из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского.

— Какие задачи поставим ?

  1. Работа над темой урока
  • Знакомство с биографией писателя.

Многожанровый писатель. Писал сказки, детективы, фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мультфильмов и кинофильмов, радиопостановок, делал переводы, сочинял комиксы.

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в г. Егорьевске Московской области.

Отец был начальником, а мать – инженер-машиностроитель.

У Эдуарда Успенского было два брата. Отец иногда брал мальчиков с собой на охоту.

Сначала Эдуард Успенский учился плохо, но в 7 классе сломал ногу, попал в больницу и начал «читать учебники».

Со временем Эдуард Успенский стал лучшим математиком школы, на всех районных и городских олимпиадах занимал призовые места, а на Всесоюзной олимпиаде за 10 класс получил почётную грамоту, подписанную несколькими академиками.

Эта грамота хранится у Эдуарда Николаевича всю жизнь.

В 10 классе ребята увлеклись сочинением стихов и рассказов. Эдуард не остался в стороне, хотя до этого принимал участие только в оформлении стенгазет.

Детские стихи Э. Успенского начали печатать как юмористические в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».

После окончания школы Э.Н. Успенский поступил в Московский авиационный институт по специальности «инженер-приборист».

В студенческие годы он занимался литературным творчеством, с 1960 года печатался.

Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков, книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, США. В 2010 году присуждена премия имени Корнея Чуковского.

Эдуард Николаевич получил широкую известность как автор детских книжек.

  • Выставка книг Э.Н. Успенского

– Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения:

  • «Крокодил Гена и его друзья».
  • «Дядя Федор, пес и кот».
  • «Тетя дяди Федора».
  • «Любимая девочка дяди Федора».
  • «Про Веру и Анфису».
  • «Разноцветная семейка» и др.
  • Знакомство с произведением «Чебурашка»

— Кто же такой Чебурашка? (Ответы детей)

  1. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.
  2. Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки. С каким словом перекликается?

А сейчас каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.)

Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.

а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

Тро-пи-чес-ком———тропическом

Гип-по-по-там———-гиппопотам

От-пра-вил-ся————отправился

А-пель-си-на-ми———апельсинами

Пе-ре-дви-гать-ся———передвигаться

Соб-ствен-но-го———-собственного

Чтение текста учителем

– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и, если встретятся непонятные слова, подчеркните их.

VI. Физкультминутка

Словарная работа.

– Какие слова не понятны?

– Кто объяснит?

Гиппопотам, или обыкновенный бегемот , – крупное, в основном травоядное, млекопитающее. (Картинка)

Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.

Каюта – помещение на корабле.

Уценённые товары – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка – будка с телефоном-автоматом.

Первичное восприятие текста. Работа в рабочих листах:

– Кто является главным героем?

– Почему у него такое странное имя?

– Где жил Чебурашка?

– Как он попал в ящик с апельсинами?

– Как он оказался в магазине?

– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?

– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?

– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?

– Где он стал жить?

– Назовите основные качества Чебурашки.

– К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга.)

— Давайте составим хронологию событий. В этом нам поможет наш рабочий лист.

Словесный рисунок

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней? Найдите и зачитайте в тексте. Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.

VII.Обобщение.

– Какие пословицы о дружбе вы знаете?

  • Друг за друга держаться – ничего не бояться.
  • Друг познается в беде.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Без друга в жизни туго.
  • Без друга на сердце вьюга.
  • Человек без друга – что земля без воды.

– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.

– Дополните пословицы (работа в парах)

– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя – кота Леопольда.

Все: Ребята, давайте жить дружно! – Только у добрых людей бывает много друзей.

VIII. Итог урока

— А теперь я предлагаю вам вместе с Чебурашкой ответить на вопросы теста.

— Проверьте себя. (Ответы на доске)

– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.

IX. Рефлексия.

Оценивают свои достижения

– Достигли ли вы своей цели в течении урока? – На сегодняшнем уроке я узнал … – На уроке мне особенно удалось … – Мне еще необходимо поработать над …

X. Домашнее задание (дифференцированное)

Общее задание

1. Читать стр. 137-142.

2. По желанию нарисовать иллюстрацию к отрывку.

1 группа – приготовить краткий пересказ отрывка.

2 группа – Чтение отрывка к иллюстрации по ролям