Филиппова Нина Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»
Конспект урока на тему: Эдуард Николаевич Успенский. «Чебурашка»
Цель – знакомство с отрывком из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья».
Задачи урока:
1. Познакомить с жизнью и творчеством Э.Н. Успенского и его произведением «Крокодил Гена и его друзья».
2. Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок.
3. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.
Познавательные УУД:
1. Находить необходимую информацию в учебнике и предложенных словарях;
2. Представлять информацию в форме результата выполнения заданий;
3. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
1. Обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя;
2. Работать по предложенному плану, в т.ч. используя необходимые средства (учебник, словарь);
3. Решение проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
1. Высказывать свою мысль, мнение в беседе, в ходе выполнения заданий;
2. Объяснять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте высказываний, в т.ч. с помощью словаря.
Оборудование: презентация Power Point, учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение», 2 класс, раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный момент
— Здравствуйте ребята, меня зовут Нина Владимировна. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь с ними, подарите им свою улыбку, повернитесь друг к другу, подарите свою улыбку, повернитесь ко мне и подарите мне свою улыбку.
- Определение темы урока и постановка задач урока
— К нам сегодня на урок пришел необычный гость. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте загадку.
Знают взрослые и дети:
Он один такой на свете.
Он не зайчик и не слон,
Но ушастый все же он.
Не нужна ему рубашка,
Он игрушка….
– Сегодня мы будем изучать отрывок «Чебурашка» из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского.
— Какие задачи поставим ?
- Работа над темой урока
- Знакомство с биографией писателя.
Многожанровый писатель. Писал сказки, детективы, фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мультфильмов и кинофильмов, радиопостановок, делал переводы, сочинял комиксы.
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в г. Егорьевске Московской области.
Отец был начальником, а мать – инженер-машиностроитель.
У Эдуарда Успенского было два брата. Отец иногда брал мальчиков с собой на охоту.
Сначала Эдуард Успенский учился плохо, но в 7 классе сломал ногу, попал в больницу и начал «читать учебники».
Со временем Эдуард Успенский стал лучшим математиком школы, на всех районных и городских олимпиадах занимал призовые места, а на Всесоюзной олимпиаде за 10 класс получил почётную грамоту, подписанную несколькими академиками.
Эта грамота хранится у Эдуарда Николаевича всю жизнь.
В 10 классе ребята увлеклись сочинением стихов и рассказов. Эдуард не остался в стороне, хотя до этого принимал участие только в оформлении стенгазет.
Детские стихи Э. Успенского начали печатать как юмористические в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».
После окончания школы Э.Н. Успенский поступил в Московский авиационный институт по специальности «инженер-приборист».
В студенческие годы он занимался литературным творчеством, с 1960 года печатался.
Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков, книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, США. В 2010 году присуждена премия имени Корнея Чуковского.
Эдуард Николаевич получил широкую известность как автор детских книжек.
- Выставка книг Э.Н. Успенского
– Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения:
- «Крокодил Гена и его друзья».
- «Дядя Федор, пес и кот».
- «Тетя дяди Федора».
- «Любимая девочка дяди Федора».
- «Про Веру и Анфису».
- «Разноцветная семейка» и др.
- Знакомство с произведением «Чебурашка»
— Кто же такой Чебурашка? (Ответы детей)
- Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.
- Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки. С каким словом перекликается?
— А сейчас каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.)
Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.
а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:
Тро-пи-чес-ком———тропическом
Гип-по-по-там———-гиппопотам
От-пра-вил-ся————отправился
А-пель-си-на-ми———апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся———передвигаться
Соб-ствен-но-го———-собственного
Чтение текста учителем
– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и, если встретятся непонятные слова, подчеркните их.
VI. Физкультминутка
Словарная работа.
– Какие слова не понятны?
– Кто объяснит?
Гиппопотам, или обыкновенный бегемот , – крупное, в основном травоядное, млекопитающее. (Картинка)
Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.
Каюта – помещение на корабле.
Уценённые товары – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Телефонная будка – будка с телефоном-автоматом.
Первичное восприятие текста. Работа в рабочих листах:
– Кто является главным героем?
– Почему у него такое странное имя?
– Где жил Чебурашка?
– Как он попал в ящик с апельсинами?
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
– Где он стал жить?
– Назовите основные качества Чебурашки.
– К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга.)
— Давайте составим хронологию событий. В этом нам поможет наш рабочий лист.
Словесный рисунок
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней? Найдите и зачитайте в тексте. Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.
VII.Обобщение.
– Какие пословицы о дружбе вы знаете?
- Друг за друга держаться – ничего не бояться.
- Друг познается в беде.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Без друга в жизни туго.
- Без друга на сердце вьюга.
- Человек без друга – что земля без воды.
– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.
– Дополните пословицы (работа в парах)
– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя – кота Леопольда.
Все: Ребята, давайте жить дружно! – Только у добрых людей бывает много друзей.
VIII. Итог урока
— А теперь я предлагаю вам вместе с Чебурашкой ответить на вопросы теста.
— Проверьте себя. (Ответы на доске)
– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)
– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.
IX. Рефлексия.
Оценивают свои достижения
– Достигли ли вы своей цели в течении урока? – На сегодняшнем уроке я узнал … – На уроке мне особенно удалось … – Мне еще необходимо поработать над …
X. Домашнее задание (дифференцированное)
Общее задание
1. Читать стр. 137-142.
2. По желанию нарисовать иллюстрацию к отрывку.
1 группа – приготовить краткий пересказ отрывка.
2 группа – Чтение отрывка к иллюстрации по ролям