Никита Сергеевич Стекольщиков, учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Мастер-класс «Использование онлайн-сервиса LearningApps для разработки интерактивных упражнений»

Цель – повышение мотивации педагогов к использованию возможностей интерактивных приложений веб-сервиса learningApps.org как одного из интерактивных методов обучения.

Задачи:

  • познакомить педагогов с опытом использования интерактивных приложений;
  • познакомить с методикой создания новых приложений на сайте learningapps.org;
  • создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, теоретических и практических знаний.

Ход мастер-класса

Актуальность

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса: обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие, как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков в любой предметной области.

Согласно новым стандартам необходимо на уроках активно использовать интерактивные средства обучения.

Интерактивные средства обучения – средства, которое обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователями или пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

Как вы думаете, что интересно современным школьникам?

Телефоны, планшеты, компьютеры, игры на этих устройствах. Как же совместить приятное с полезным? Как же сделать овладение теоретическим материалом интересным, полезным?

Большинство учащихся с трудом учат и запоминают основные термины, взаимосвязи, теоретический материал. Вы со мной согласитесь, что, если вы включаете в урок или внеурочное занятие интересные задания, то учащиеся с удовольствием их выполняют?

Интерактивные сервисы

Сегодня в сети размещено огромное количество интерактивных материалов, различных тренажеров и прочих образовательных ресурсов, которые являются большим подспорьем в нашей работе. Но большинство из них предлагается в уже готовом виде, без возможности внесения изменений. А ведь готовые материалы не всегда соответствуют индивидуальным особенностям обучающихся, класса или конкретным целям учителя.

Поэтому у многих учителей возникает желание создавать свои интерактивные материалы, которые легко вписывались бы в учебный процесс.

Из всего многообразия сервисов, построенных на основе технологии Web 2.0, я остановился на образовательном ресурсе LearningApps.org, в рамках которого происходит интеграция информационных технологий в традиционный процесс обучения, делая его современным, гибким и интересным.

LearningApps позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с компьютером, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, закрепления и контроля. На сайте представлено более 30 шаблонов различных интерактивных упражнений, которые постоянно добавляются и обновляются.

При работе с образовательным ресурсом LearningApps.org, я выстроил следующий алгоритм действий:

  • Познакомился с образовательным ресурсом LearningApps.org и упражнениями, созданными другими пользователями на базе данного ресурса.
  • Создал свой аккаунт на сайте http://learningapps.org/. После регистрации на сайте мне стали доступны следующие вкладки: поиск, все упражнения, создать упражнение, мои классы, мои упражнения, настройки моего аккаунта.
  • Познакомился с конструктором интерактивных заданий LearningApps.com.
  • Во вкладке «Создать упражнение» создаю свое упражнение и добавляю его к себе в коллекцию.

Я использую следующие категории упражнений:

  • Категория «Выбор» (викторина с выбором правильного ответа).
  • Категория «Распределение» (классификация, пазл «Угадай-ка», сортировка картинок).
  • Категория «Последовательность» (расставить по порядку).
  • Категория «Заполнение» (викторина с вводом текста, заполнить пропуски, кроссворд).
  • Категория «Инструменты» (аудио/видеоконтент, сетка приложений).

Возможности LearningApps

Использовать упражнения можно на разных этапах и с разными целями:

  • для подготовки к новой теме можно дать просмотреть лекцию и использовать викторину по тезисам этой лекции;
  • для повторения и обобщения пройденного;
  • игровые задания;
  • для подготовки к экзамену.

Недостатки системы:

  • нельзя оценить пошаговое выполнение, т. к. учителю виден только конечный результат, но ученикам доступно самостоятельное создание приложения на заданную тему. Эти созданные учениками работы можно оценить;
  • возможность работы только при подключении к сети Интернет.

Домашнее задание. Создание задания учениками (по аналогии)

Конечно, на данном этапе учащиеся не могут сами создавать свои работы, но, как показывает практика, когда знакомишь ребят с новым программным обеспечением, то они в конце урока спрашивают: «Где взять эту программу? Как зайти на этот сайт? Как на нем зарегистрироваться, чтобы можно было создавать?»

Теперь наступает 2 этап: создание игр, кроссвордов, тестов и т. д. самими учениками. Компьютер выступает здесь не только в качестве инструмента при выполнении практических заданий, но и является незаменимым помощником при изучении теоретического материала. Ведь для создания продукта нужно найти материал, выбрать главное, связать друг с другом понятия, обработать его. Данное приложение можно использовать на разных этапах освоения учебного материала, делает процесс обучения более насыщенным и увлекательным. У ребят появляется азарт, стремление сделать задание самостоятельно, показать одноклассникам.

Подведение итогов

Таким образом, использование образовательного ресурса LearningApps.org позволяет мне как учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать работу учащихся активной и целенаправленной, применить творческий подход. Учащиеся могут работать в парах, группах, коллективно или индивидуально. При этом каждый учащийся может работать на своём уровне. Образовательный ресурс повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие, развивает информационную компетенцию.

Как показывает педагогический опыт, работа по использованию образовательного ресурса LearningApps.org интересна учащимся своей новизной, активностью, креативностью. Такие уроки отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся, эффективностью.

В процессе работы я пришел к выводу, что образовательный ресурс LearningApps.org помогает:

  • привлекать пассивных учащихся к активной деятельности на уроке;
  • устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелом в знаниях (каждый учащийся, даже самый слабый, проявляет свои умения);
  • формировать информационную компетенцию учащихся;
  • активизировать познавательный интерес учащихся;
  • реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;
  • повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, я постарался заинтересовать вас возможностями сервиса learningapps.org, помочь вам преодолеть естественную неуверенность, которая возникает, когда мы осваиваем новые просторы педагогического мастерства. А теперь я прошу вас поделиться своими впечатлениями и размышлениями.

С какими трудностями в процессе работы вы столкнулись?

Достигли ли вы результата?

Считаете ли вы данный электронный образовательный ресурс перспективным в работе с учащимися?

Появились ли у вас идеи по использованию приложений в своей работе?