Филиппова Нина Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»
Внеурочное занятие «Куклы-обереги»
Цели внеурочного занятия:
Образовательные:
• Расширять кругозор учащихся: ознакомить учащихся с историей народной тряпичной игрушки, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол, многообразием традиционных русских кукол; ознакомить с технологией изготовления народной тряпичной куклы;
• Систематизировать сведения о народной кукле.
Развивающие:
• Совершенствовать навыки планирования, выполнения и анализа своей работы;
• Развивать образное и пространственное воображение, эстетический вкус;
• Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.
• Развивать координацию движений рук, исполнительские умения.
Воспитательные:
• Воспитывать в учениках любовь к Родине, ее истории и национальной культуре, приобщать к традициям семейного уклада наших предков;
• Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества;
• Воспитывать внимательность, терпение; привитие навыков культуры труда и аккуратности;
• Воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.
Практические задачи:
• Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки;
• Научить простым приемам работы с тканью;
• Пробудить у учащихся интерес к народному творчеству.
Наглядные средства:
• Презентация PowerPoint о разновидностях тряпичных кукол и последовательности изготовления куклы-скрутки.
• Образцы игрушек.
Оборудование и материалы : компьютер, презентация PowerPoint о разновидностях тряпичных кукол, образцы кукол, выставка кукол, карточки с планом работы, ткань, нитки, ножницы.
Практическая работа:
Методы : беседа, наглядно-иллюстрированные, практическая работа.
Принцип: наглядности, доступности, посильности.
Формы обучения : фронтальная, индивидуальная.
Длительность: 30 минут.
Объект труда: кукла-скрутка.
Ход занятия:
I. Организационно-подготовительный этап
У современных кукол есть глаза, Им красят губы, заплетают косы. Обрядовая кукла – без лица, Не задает нам странные вопросы. Не просит есть, не хнычет по ночам, Но терпеливо в нас читает души, И, показав, где в нас сокрыта Навь, Ведет туда, где в мир приходят росы. И мир вокруг, узрев наш путь к себе, Нам открывает все свои тропинки, Соединив все грани бытия. Обрядовая кукла – в детской зыбке.
II. Теоретическая часть.
— Ребята, как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего занятия? (куклам)
— Вы правы. Речь пойдёт не о простых куклах. О куклах-оберегах!
— А что такое кукла? (…)
1) словарная работа
— Вы работали с толковыми словарями и находили значение этого слова:
Слайд 2: КУКЛА –
1. Детская игрушка в виде фигурки человека.
2. В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом).
3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост.
— Хорошо! А что такое «оберег»? Подберите однокоренные слова.
Слайд 3: ОБЕРЕГ– Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь.
— Итак, тема нашего занятия «КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ».
— А у кого из вас есть кукла? Как её зовут? Как она у вас появилась?
— Как вы думаете, из чего делали кукол в Древней Руси? (ответы детей)
2) из истории
На Руси испокон веков деревенские бабушки мастерили кукол, чтобы ребёнок не скучал и не плакал, пока работает мать. В поле из соломы, травы, из кусочка ткани, из подручного материала в мгновение ока мастерили куклу. Кукла почиталась с глубокой древности и до наших дней, это одна из самых известных детских игрушек.
Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе, женщина настраивалась, читала заговоры. Первую куклу женщина делала примерно в 12-13 лет. По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Самые красивые из сделанных собственноручно кукол хранились в сундуке и были частью приданого.
Кукла берегла человека, её так и называли: оберег или берегиня.
Кукла-оберег – это амулет, защищающий человека от различных опасностей. На Руси в каждой семье было много кукол-оберегов, их число доходило до 100. Куклы делались из лоскутов ткани. Куклой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от любой напасти. Её брали в руки, три раза поворачивали её против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».
В современном мире куклы считаются атрибутом детей. Ребёнок, играя с ними, растёт и развивается, учиться жить. Именно такая кукла явилась прототипом современной игрушки. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может быть сувениром или подарком к празднику.
В настоящее время интерес к старинным куклам возрождается. Всё кругом становится таким механизированным, компьютеризированным, а хочется тепла, души, чего-то простого и человечного.
Каких только кукол-оберегов народ не придумывал! Каждая кукла имеет свою историю и определенное значение. Сейчас мы рассмотрим некоторые из них .
3) знакомство с видами кукол-оберегов
— Самой знаменитой куклой на Руси была кукла НЕРАЗЛУЧНИКИ. — Как вы думаете, почему эта кукла получила такое название?
— Кому её дарили и зачем?
Слайд 4: Неразлучники
Кукла Неразлучники – символ и оберег крепкого союза, поэтому делается как бы на одной руке, идти по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. В настоящее время традиция сохранилась. Теперь, как и сотни лет назад, можно сделать кукол своими руками и подарить от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое.
Дарили этих кукол молодожёнам во время свадьбы или помолвки.
Учитель: Как только у молодой семьи рождался ребёнок, им дарили КУКЛУ-ПЕЛЕНАШКУ
Слайд 5. Пеленашка
В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка. Только после крещения, которым за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы. Пеленашка, или кукла-младенчик, имеет обереговую конструкцию. Кукла даётся в ручку ребёнка в качестве естественного массажёра, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребёнка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребёнка, говорили про куклу: «Ой, до чего куклёнок-то хорош!»
Учитель: За чистым воздухом в доме «следила» КУКЛА «КУБЫШКА-ТРАВНИЦА».
Слайд 6: Кубышка-Травница
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-Травницу». Подвешивали ее там, где воздух застаивался, или над колыбелью ребенка.
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешительница.
Учитель: У людей на Руси очень много было работы в поле. Первые горсти при посеве зерна брали… Как вы думаете, где? (ответы детей) У КУКЛЫ-КРУПЕНИЧКИ!!!
Слайд 7:Куколка «Крупеничка»
(другие названия «Зернушка», «Горошинка») – это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.
Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит, в семье беда… И сегодня эта куколка поможет вам иметь достаток в доме.
Учитель: Очень интересная КУКЛА «ДЕВКА-БАБА»
Слайд 8: Кукла – Девка-Баба.
В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки.
Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется. Девка – это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба – хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку и беречь покой.
Учитель: У крестьян были и такие куклы, которые оберегали их не только днем, но и ночью…
Слайд 9: Куклы «День и Ночь» – куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью – темную. Куколка «День» – молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она – хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка «Ночь» – мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь – волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Учитель: Наверное, самой любимой куклой у нашего народа была Кукла-колокольчик –кукла добрых вестей.
Слайд 10: Кукла Колокольчик – куколка добрых вестей.
Родина куколки – Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
— Вот такие куклы-обереги.
III. Практическая работа
Учитель: Сегодня в нашей творческой мастерской мы примем участие в изготовлении КУКЛЫ-СКРУТКИ.
— Хочу открыть вам секрет, что изготовление куклы было занятием непростым.
Существовал ряд правил по её изготовлению:
— куклы были без лица (безликие); наши предки считали, что через глаза может вселиться злой дух;
— нельзя было пользоваться иголкой, так как куклу нельзя уколоть или поранить, поскольку она несёт в себе тепло и заботу;
— у человека должно быть хорошее настроение, ведь образ будущей куклы впитывает в себя частичку души того, кто её изготовляет.
— Я думаю, у нас у всех хорошее настроение, поэтому приступим к работе…
Этапы изготовления куклы-скрутки:
1. Туго скрутить малый квадрат.
2. Отступить от краев скрутки по 1 см и туго обвязать нитками.
3. Туго скрутить большой квадрат и сложить пополам.
4. Вставить ручки в тело, отступив сверху 2 см.
5. Зафиксировать нитками крест-накрест.
6. Вокруг тела повязать юбку и зафиксировать лентой.
7. Осталось повязать нарядный платочек и куколка-скрутка готова!
Слайд 11: Схема изготовления куклы
IV. Заключительная часть
Будем знать теперь и мы:
Куклы тайнами полны
И дома оберегают,
И удачу зазывают.
Куклы в доме всем нужны,
В них секреты старины!
IIV.Итог:
— О каких куклах вы сегодня узнали?
— Из чего делали кукол на Руси?