Наталья Александровна Громова,
преподаватель русского языка и литературы
ОГПОБУ «Политехнический техникум»

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственных ценностей, нарушение моральных норм и правил, проявление форм асоциального поведения актуализируют важнейшую задачу – воспитание духовно-нравственной культуры молодого поколения.

Студенческий возраст – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплектом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и период активной корректировки ценностных ориентаций личности.

Студенты – наше будущее, именно они являются продолжателями и носителями нравственности, духовности, этики, семейных ценностей, национальных традиций. Поэтому так важно в юном возрасте заложить у них понятия добра, любви, патриотизма, милосердия – те непреходящие общечеловеческие ценности, на которых воспитывались многие поколения российского общества. Необходимо найти у студентов положительные качества, стараться развивать их. Важно найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Главная черта духовного развития в подростковом возрасте – это нравственное формирование личности. Учебная информация, во многом насыщая ум студентов, в меньшей степени затрагивает мир эмоций и чувств. В этом одно из несовершенств современного образования. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Ее уроки жизненно важны, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе. Литература должна нести добро, культивировать его. Литература закладывает основные принципы гуманизма.

В преподавании литературы практикуются активные формы работы с группой: урок-беседа, урок-лекция, урок-конференция, урок-семинар, урок-развлечение. Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение, необходимо для того, чтобы студенты поняли главное: с какой целью автор создал свое произведение. Следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит произведение. Студенты пытаются проникать в эмоциональный мир героев, выявить авторское отношение к ним, выработать собственные оценки персонажей. Студенты учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости, огорчению, восторгу и печали. Литература приобщает к жизни в широком смысле слова: формирует опыт, развивает чувства. Книга обогащает духовно, воспитывает эстетический вкус. В своей деятельности мы стремимся к тому, чтобы студенты развивали свое воображение, раскрывали свои мысли, чувства, творческие способности. Для этого расширяю педагогическое пространство урока, определяя его ядром нравственный вопрос – проблему, злободневную, личностно значимую для каждого подростка на примере романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Разрешить проблему можно только путем «раскопок», анализа художественного произведения, размышляя над проблемой, студент может всесторонне раскрыться, в том числе и для себя самого. А это и есть нравственное прозрение. В работе над романом И.С. Тургенева «Отцы и дети» большое внимание мы уделяем индивидуальному стилю писателя, особенностям жанра романа. Необходимо подвести студентов к пониманию того, что в романах автора всесторонне раскрыта связь человека с эпохой, поколений отцов и детей. С уверенностью можно сказать, что урок обретает смысл, если объектом звучания является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, мы учим их разбираться в людях, делать нравственные открытия. Каждый из нас всю свою жизнь делает выбор в пользу хорошего или плохого, уйти или остаться, обидеть или помочь. Важно на перепутье не перепутать, среди дорог не заблудиться. На мой взгляд, тема свободы выбора – одна из самых актуальных для формирования души человека, поэтому на каждом из уроков мы обсуждаем ситуации, в которых героям произведений приходится делать выбор, например, драма А.Н. Островского «Гроза», роман И.А. Гончарова «Обломов» . В ситуации жизненного выбора проявляется характер человека. Размышляя над страницами прочитанных произведений, студент осознает, какую важную роль в жизни человека играет правильный нравственный выбор. Обязательная характеристика уроков литературы – это их эмоциональная окрашенность, так как через эмоции студент идет к постижению духовно-нравственных истин, приобщается к наивысшим ценностям общечеловеческой культуры. Способность открыто и искренне сопереживать – верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность, милосердие, любовь и сострадание – важнейшие темы русской литературы.

Наиболее ярко они выражены в творчестве Ф.М. Достоевского, а именно в романе «Преступление и наказание», который пронизан гуманистической идеей. Сила любви такова, что она может спасти даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников. В образе Раскольникова студенты видят отрицание самоценности человеческой личности и рассуждают о том, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха-процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны.

В ходе беседы они пытаются найти ответы на вопросы: «Что такое красота и почему ее обожествляют люди?» Приходят к выводу, что красота не пустой сосуд, а огонь, который греет теплом доброты, сердечности, милосердия. Если человек откликается на чужую боль, его сердце никогда не очерствеет, и он будет по-настоящему красив, главное в человеке – красота души! Необходимо студентов тепло относиться к людям, к чужим бедам, разделять боль чужого существа, пытаться хоть чем-то облегчить его страдания. Нужно понимать тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая их, мы исцеляем собственные души благодаря доброте и участию. Так на уроках литературы у студентов начинает формироваться понятие «духовный мир человека».

Ни у одного преподавателя нет такой уникальной возможности, как у преподавателя по литературе, открывать мир студентам. А мир – это семья, отчий дом, друзья, люди, которые нас окружают, самое главное – след наших добрых дел на земле, то, для чего мы живем, что останется после нас. Тема воспитания подрастающего поколения имеет большое значение. Родители беспокоятся, какими людьми будут их дети, смогут ли они стать, с одной стороны, достойными, с другой – счастливыми. Поэтому «мысль семейная», которая звучит в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», не может оставить студентов равнодушными.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне – одна из самых важных тем, которой уделяется большое внимание. Это лучшие образы в воспитании долга и чести подрастающего поколения, для примера изучаем произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие», «В списках не значился». Рассматриваем новое осмысление проблемы человека на войне произведениях В. Быкова «Сотников», В. Кондратьева «Сашка». Красной нитью через такие уроки проходит связь поколений. Любовь к Родине, любовь к России, любовь к родной земле можно увидеть в таких произведениях.

Может, тема семьи и любви важна еще? Показать хорошую и не очень семью? Любовь и нелюбовь? Ведь это важно видеть студентам.

Вся деятельность, направленная на формирование нравственных ценностей, строится в соответствии со следующими направлениями:

— проведение нестандартных уроков литературы и внеклассных мероприятий как условие формирования читательской компетентности обучающихся в рамках введения ФГОС общего образования;

— сотрудничество образовательного учебного учреждения и библиотек районного и школьного уровней;

— осуществление тесной связи между родителями и детьми (семейное чтение);

— участие в творческих мероприятиях различных уровней, посвящённых углублённому изучению литературы;

Участие в конкурсах позволяет выявить не только творческие особенности обучающихся, их артистизм, но и воспитать добросовестное отношение к делу, ответственность, гражданскую позицию.

Добиваться успеха в нравственном воспитании обучающихся мне помогает система работы, основанная на тесном содружестве с библиотеками, так как в библиотеке формируется особое образовательное литературное пространство, помогающее свободно выразить свои чувства, эмоции и открыть самого себя.

Литература – синтетический вид искусства, взаимосвязанный с различными дисциплинами. Но важнее всего то, что литература отражает определенные этапы общественной жизни, общественного сознания, общественной мысли. Таким образом, взаимосвязь литературы с рядом предметов гуманитарного профиля (история, обществознание, мировая художественная культура) способствуют формированию в сознании студентов единой художественно-эстетической и философско-этической картины мира, и становится фундаментом для развития полноценной духовно-нравственной личности.

Завершить свой доклад хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». (В.А. Сухомлинский).