Наталья Юрьевна Гузева,
доцент ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО»
Школьное филологическое образование – база для формирования культуры личности в целом и духовной культуры в частности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2021 года, действующий в школьной практике, обеспечивает сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации.
Духовные ценности – это алгоритмы действий, стандарты, идеалы, установки, запреты, эталоны, принципы и правила, находящиеся в сердце и разуме человека, определяющие основу поведения и тип личности (Толковый словарь).
Духовные ценности представляют собой идеи и принципы, которые имеют значимость и ценность для человечества (Философский словарь).
Духовные ценности |
||
Вид ценностей |
Функция |
Основные понятия |
мировоззренческие |
Выражают основы человеческого бытия (человек – мир; человек – природа; человек – человек). |
Жизнь, смерть, судьба, память, время. Пространство, время, природа. Гуманизм, свобода. |
нравственные |
Регулируют отношения с позиции должного и предписанного. |
Добро, зло, человечность, милосердие, справедливость, достоинство, долг, честь. |
эстетические |
Выявление переживания, создание гармонии. |
Красота, возвышенное, прекрасное. |
религиозные |
Особые заповедные ценности. |
Вера, милосердие, терпение, смирение. |
Концепты духовной культуры являются содержательной основой уроков русского языка, русского родного языка. Концепт – это содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения. Концепт представляет собой единицу речевого высказывания, логически смысловой компонент его семантической структуры; характеризует акт понимания и его результат.
Рассмотрим некоторые виды учебной работы, которые способствуют формированию духовных ценностей. Данные виды деятельности могут использоваться в контексте уроков разных типов.
Работа с текстом «Жизнь продолжается» Евгения Синякова:
«Из окна палаты видно дерево, на котором сороки строят гнездо. Они работают весь день. Приносят палки, укладывают их, что-то обсуждают между собой, спорят, потом перекладывают и снова обсуждают. Аня наблюдала за этим.
На следующий день я застал Аню в горе. Оказывается, местные мальчишки забрались на дерево и подожгли гнездо… Через несколько дней на обгоревших ветках дерева появились новые листочки, а на следующую весну сороки долго ссорились на этом дереве, гоняли друг друга. Потом пара птиц стала носить палки и строить новое гнездо на прежнем обгоревшем месте. Вот это радость! Ура! Жизнь продолжается…»
— Лексическая работа с понятиями: жизнь, радость жизни, жизнь продолжается;
— Работа с названием книги «Какое счастье просто жить!»
Формирование мировоззренческих ценностей проходит посредством введения в учебный процесс понятий «память», «историческая память». Безусловно, что огромную методическую помощь оказывает официальный сайт Всероссийского проекта «Без срока давности», который содержит видео-, аудиоинформацию, большую коллекцию научно-публицистических источников. Данная платформа позволяет включить школьников в систему мероприятий, использовать теоретические источники в контексте уроков.
Русский язык является хранилищем духовной культуры народа. В русской языковой картине мира воплощены основы русского национального самосознания, которое базируется на идеях единения и согласия людей, исторического долга и преемственности поколений, преданности родной земле, восприятия семьи как части рода, основанной на любви и верности, а также на идеях милосердия, гуманности и особой значимости духовных начал в человеке. По мнению О. Загоровской, особенности национального русского самосознания, в том числе его направленность на духовность и нравственность, закреплены в устном народном творчестве (УНТ) (пословицы, поговорки русского народа о добре, жизни, красоте и пр.). Малые жанры УНТ уместны на уроках русского языка.
В период подготовки к итоговой аттестации актуален «Словарь нравственных терминов для подготовки к сочинению ОГЭ (9.3)», который предлагает Федеральный институт педагогических измерений (https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/62325-slovar-nravstvennyh-terminov-dlja-podgo).
В период подготовки к ОГЭ возможна следующая работа на уроках русского языка:
ДОБРО, ДОБРОТА (Что такое доброта? или Что такое добро?) |
|
Работа с тезисом Тезис урока: Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно же Альберт Анатольевич Лиханов сказал: «У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена». На мой взгляд, именно на милосердии, сострадании и стоит мир. Тезис урока: Человек, который любит мир вокруг себя, совершая добрые поступки, будет счастлив только от того, что он кому-то помог… А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро. |
Задания, которые могут способствовать принятию (интериоризации) понятия и явления:
1. Знакомство с персоналиями (доктор Лиза, мать Тереза и пр) Настоящее имя – Елизавета Петровна Глинка; российский филантроп, то есть человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся; врач-реаниматолог. Она – исполнительный директор фонда «Справедливая помощь», который оказывает материальную поддержку и предоставляет врачебную помощь умирающим онкологическим больным, малообеспеченным больным неонкологического профиля, бездомным; Он вывозила больных и раненых детей из Украины. Графическая работа, выделение ключевых слов, составление словарика – характеристика человека, способного на безвозмездную помощь. Вариативные задания для школьников: — Расскажи о матери Терезе; — Аргументированный ответ об участии в акции «Стань Дедом Морозом»: — проводится с 2003 года; Суть акции – подарки для воспитанников детского дома, школы-интерната, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; 4. Расскажи об участии твоей семьи в благотворительной акции «Белый цветок»: — пожертвования на лечение детей, больных онкологическими заболеваниями. 5. Работа с текстом «Продавец добра»: Толкование слова «добро». Работа с микротекстом «Добра-то много, да добра то нет». Домашнее задание: — Рассказ об акции «Неделя добра»: — Аргументированный ответ «Какие благотворительные фонды тебе известны?» — Эссе «Добрый поступок всегда…..» (продолжите фразу) Каждый человек может перевести деньги на счёт фонда, чтобы спасти хотя бы одного ребёнка. |
На уроках русского родного языка учащиеся расширяют образовательные представления о русской культуре, знакомясь с ключевыми словами. Школьники знакомятся с функциями ключевых слов, работают по составлению, моделированию, заполнению таблицы:
Функции ключевых слов русской культуры |
||
Называют особенно важные концепты (идеи, понятия) русской культуры |
Отражают наиболее важные особенности менталитета русского народа и являются ключом для понимания наиболее важных фрагментов русской духовной культуры |
Сохраняют в своих значениях коллективный опыт русского народа, его духовные ценности |
Работают с разрядами ключевых слов, на основе содержательных основ учебника родного русского языка, заполняют таблицу «Основные разряды ключевых слов русской культуры»:
Основные разряды ключевых слов русской культуры |
||
Слова, обозначающие понятия и предметы традиционного русского быта (дом, семья, труд и др.) |
Слова, называющие основные понятия русской государственности и общественной жизни (родина, отечество, народ, соборность и пр.) |
Слова, обозначающие основные понятия народной этики, формирующие духовные ценности (правда, милосердие, сострадание, гордость, терпение и пр.) |
Методическую палитру урока разнообразят текстовые материалы, произведения русских и зарубежных авторов.
Работа с текстом, включающая деятельность с ключевыми словами русской культуры, может быть построена на основе следующих произведений, каждое из которых формирует духовные ценности:
-
Ури Орлев «Беги, мальчик, беги» – ориентирует школьников на свободу, жизнь, терпение;
-
Нина Литвинец «Антиквар» – добро, зло, человечность, милосердие, справедливость;
-
Юрий Буйда «Все больше ангелов» – жизнь, смерть, судьба, милосердие;
-
Борис Екимов «Говори, мама, говори» – жизнь, смерть, судьба;
-
Юрий Буйда «Продавец добра» – добро, зло, человечность;
-
Никифоров-Волгин «Деревянный посох» – вера, терпение, смирение.
Посредством перечисленных видов деятельности происходит распространение и сохранение духовных ценностей, которые в свою очередь являются основой духовной жизни общества, основой личности школьника.