Наталья Юрьевна Гузева,
доцент ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО»

Школьное филологическое образование – база для формирования культуры личности в целом и духовной культуры в частности.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2021 года, действующий в школьной практике, обеспечивает сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации.

Духовные ценности – это алгоритмы действий, стандарты, идеалы, установки, запреты, эталоны, принципы и правила, находящиеся в сердце и разуме человека, определяющие основу поведения и тип личности (Толковый словарь).

Духовные ценности представляют собой идеи и принципы, которые имеют значимость и ценность для человечества (Философский словарь).

Духовные ценности

Вид ценностей

Функция

Основные понятия

мировоззренческие

Выражают основы человеческого бытия (человек – мир; человек – природа; человек – человек).

Жизнь, смерть, судьба, память, время.

Пространство, время, природа.

Гуманизм, свобода.

нравственные

Регулируют отношения с позиции должного и предписанного.

Добро, зло, человечность, милосердие, справедливость, достоинство, долг, честь.

эстетические

Выявление переживания, создание гармонии.

Красота, возвышенное, прекрасное.

религиозные

Особые заповедные ценности.

Вера, милосердие, терпение, смирение.

Концепты духовной культуры являются содержательной основой уроков русского языка, русского родного языка. Концепт – это содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения. Концепт представляет собой единицу речевого высказывания, логически смысловой компонент его семантической структуры; характеризует акт понимания и его результат.

Рассмотрим некоторые виды учебной работы, которые способствуют формированию духовных ценностей. Данные виды деятельности могут использоваться в контексте уроков разных типов.

Работа с текстом «Жизнь продолжается» Евгения Синякова:

«Из окна палаты видно дерево, на котором сороки строят гнездо. Они работают весь день. Приносят палки, укладывают их, что-то обсуждают между собой, спорят, потом перекладывают и снова обсуждают. Аня наблюдала за этим.

На следующий день я застал Аню в горе. Оказывается, местные мальчишки забрались на дерево и подожгли гнездо… Через несколько дней на обгоревших ветках дерева появились новые листочки, а на следующую весну сороки долго ссорились на этом дереве, гоняли друг друга. Потом пара птиц стала носить палки и строить новое гнездо на прежнем обгоревшем месте. Вот это радость! Ура! Жизнь продолжается…»

— Лексическая работа с понятиями: жизнь, радость жизни, жизнь продолжается;

— Работа с названием книги «Какое счастье просто жить!»

Формирование мировоззренческих ценностей проходит посредством введения в учебный процесс понятий «память», «историческая память». Безусловно, что огромную методическую помощь оказывает официальный сайт Всероссийского проекта «Без срока давности», который содержит видео-, аудиоинформацию, большую коллекцию научно-публицистических источников. Данная платформа позволяет включить школьников в систему мероприятий, использовать теоретические источники в контексте уроков.

Русский язык является хранилищем духовной культуры народа. В русской языковой картине мира воплощены основы русского национального самосознания, которое базируется на идеях единения и согласия людей, исторического долга и преемственности поколений, преданности родной земле, восприятия семьи как части рода, основанной на любви и верности, а также на идеях милосердия, гуманности и особой значимости духовных начал в человеке. По мнению О. Загоровской, особенности национального русского самосознания, в том числе его направленность на духовность и нравственность, закреплены в устном народном творчестве (УНТ) (пословицы, поговорки русского народа о добре, жизни, красоте и пр.). Малые жанры УНТ уместны на уроках русского языка.

В период подготовки к итоговой аттестации актуален «Словарь нравственных терминов для подготовки к сочинению ОГЭ (9.3)», который предлагает Федеральный институт педагогических измерений (https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/62325-slovar-nravstvennyh-terminov-dlja-podgo).

В период подготовки к ОГЭ возможна следующая работа на уроках русского языка:

ДОБРО, ДОБРОТА (Что такое доброта? или Что такое добро?)

Работа с тезисом

Тезис урока:

Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно же Альберт Анатольевич Лиханов сказал: «У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена». На мой взгляд, именно на милосердии, сострадании и стоит мир.

Тезис урока: Человек, который любит мир вокруг себя, совершая добрые поступки, будет счастлив только от того, что он кому-то помог… А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро.

Задания, которые могут способствовать принятию (интериоризации) понятия и явления:

1. Знакомство с персоналиями (доктор Лиза, мать Тереза и пр)

Настоящее имя – Елизавета Петровна Глинка; российский филантроп, то есть человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся; врач-реаниматолог. Она – исполнительный директор фонда «Справедливая помощь», который оказывает материальную поддержку и предоставляет врачебную помощь умирающим онкологическим больным, малообеспеченным больным неонкологического профиля, бездомным;

Он вывозила больных и раненых детей из Украины.

Графическая работа, выделение ключевых слов, составление словарика – характеристика человека, способного на безвозмездную помощь.

Вариативные задания для школьников:

— Расскажи о матери Терезе;

— Аргументированный ответ об участии в акции «Стань Дедом Морозом»:

— проводится с 2003 года;

Суть акции – подарки для воспитанников детского дома, школы-интерната, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;

4. Расскажи об участии твоей семьи в благотворительной акции «Белый цветок»:

пожертвования на лечение детей, больных онкологическими заболеваниями.

5. Работа с текстом «Продавец добра»:

Толкование слова «добро».

Работа с микротекстом «Добра-то много, да добра то нет».

Домашнее задание:

Рассказ об акции «Неделя добра»:

— Аргументированный ответ «Какие благотворительные фонды тебе известны?»

— Эссе «Добрый поступок всегда…..» (продолжите фразу)

Каждый человек может перевести деньги на счёт фонда, чтобы спасти хотя бы одного ребёнка.

На уроках русского родного языка учащиеся расширяют образовательные представления о русской культуре, знакомясь с ключевыми словами. Школьники знакомятся с функциями ключевых слов, работают по составлению, моделированию, заполнению таблицы:

Функции ключевых слов русской культуры

Называют особенно важные концепты (идеи, понятия) русской культуры

Отражают наиболее важные особенности менталитета русского народа и являются ключом для понимания наиболее важных фрагментов русской духовной культуры

Сохраняют в своих значениях коллективный опыт русского народа, его духовные ценности

Работают с разрядами ключевых слов, на основе содержательных основ учебника родного русского языка, заполняют таблицу «Основные разряды ключевых слов русской культуры»:

Основные разряды ключевых слов русской культуры

Слова, обозначающие понятия и предметы традиционного русского быта (дом, семья, труд и др.)

Слова, называющие основные понятия русской государственности и общественной жизни (родина, отечество, народ, соборность и пр.)

Слова, обозначающие основные понятия народной этики, формирующие духовные ценности (правда, милосердие, сострадание, гордость, терпение и пр.)

Методическую палитру урока разнообразят текстовые материалы, произведения русских и зарубежных авторов.

Работа с текстом, включающая деятельность с ключевыми словами русской культуры, может быть построена на основе следующих произведений, каждое из которых формирует духовные ценности:

  • Ури Орлев «Беги, мальчик, беги» – ориентирует школьников на свободу, жизнь, терпение;

  • Нина Литвинец «Антиквар» – добро, зло, человечность, милосердие, справедливость;

  • Юрий Буйда «Все больше ангелов» – жизнь, смерть, судьба, милосердие;

  • Борис Екимов «Говори, мама, говори» – жизнь, смерть, судьба;

  • Юрий Буйда «Продавец добра» – добро, зло, человечность;

  • Никифоров-Волгин «Деревянный посох» – вера, терпение, смирение.

Посредством перечисленных видов деятельности происходит распространение и сохранение духовных ценностей, которые в свою очередь являются основой духовной жизни общества, основой личности школьника.