Анастасия Михайловна Дубенкина,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 24 поселка Бира»

Сегодня общество ищет новые ориентиры в воспитании современной личности, так как считается, что потерян нравственный идеал в условиях социальной разобщенности, политической и экономической нестабильности. Социальная среда разрушает старания педагогов по формированию общекультурных ценностей личности учащихся.

С уверенностью можно говорить о том, что юное поколение в сегодняшнем мире испытывает особые трудности, так как предлагаются новые нормы поведения и эти нормы противоположны общепринятым, тем, которые формировались на протяжении всей жизни человечества. Слова Дмитрия Сергеевича Лихачева «Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе память прошлого, он губит часть своей личности», очень актуальны в наши дни. Эта «часть личности» погибает, потому что примером для подражания молодежи становятся герои «боевиков», «триллеров», «ужастиков». В Интернете дети имеют свободный доступ к сайтам, разрушающим еще не сформировавшуюся психику.

А между тем, наша история, наша культура – это и есть тот самый путь к «спасению» современного поколения. Школьники не имеют достаточного социального опыта, чтобы важно (критически) подойти к большому потоку информации. Но именно в подростковом возрасте ребята наиболее восприимчивы и способны быстрее других освоить и закрепить в себе современные нормы поведения и качества личности. Личная культура подростков формируется под влиянием семьи, друзей, школы. Особое место в этом процессе занимают предметы гуманитарного цикла. Приобщение к культуре и истории русского народа в целом позволяет привить совершенно другие духовные ценности. Ни для кого не секрет, что памятники культуры могут многое рассказать о своем времени. Это материальные свидетельства многовекового развития народа в ту или иную эпоху. Для анализа любого памятника культуры нужно знать историческую обстановку, технические возможности того времени. Говоря о воспитании духовной личности, о воспитании исторической памяти школьников, нужно помнить о метапредметности: именно эта связь помогает создать условия для формирования у ребят целостной картины мира.

Проблема «исторической памяти» весьма актуальна в наши дни и, поэтому учитель литературы пытается превратить каждый урок в урок нравственности.

Русские писатели задавались важнейшими, главными человеческими вопросами: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задаёт себе любой думающий подросток.

Задача учителя-словесника сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература поможет в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка.

Литературные произведения это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров. И одна из важнейших целей литературного школьного образования — помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, духовность хранящиеся в произведениях русской литературы.

Многие общекультурные ценности формируются посредством изучения мифологии и древнерусской литературы.

Мифологическое сознание можно считать предтечей многообразия форм общественного сознания – морального, эстетического, религиозного, научного, философского. Мифологическое сознание и присущий ему тип мышления в немалой степени определили условия формирования духовных традиций общества. Изучая мифы на уроках литературы, мы можем «прикоснуться к тайнам бытия», понять, как относились к окружающему миру наши далекие предки, что их волновало, в чем они видели свое предназначение. Это поможет нам лучше понять себя, ощутить свою причастность к истории всего человечества, почувствовать себя частичками великого целого.

На раннем этапе существования человечества мифологическое сознание было обращено к природе. Мир воспринимался первобытным человеком как существо живое. И жизнь проявлялась во всех явлениях природы. Каждое явление, с которым сталкивался человек, обретало свою индивидуальность, наделялось личностными качествами. Взаимодействие человека с природой переживалось на эмоциональном уровне, а потому возникала потребность в объяснении происходящего.

На уроках литературы, работая с текстом, мы говорим об олицетворении. Практически каждый школьник может найти этот троп в тексте, объяснить его. Но, кроме этого, нужно говорить еще и о том, что явление это возникло в языке как результат мифологического сознания наших предков, которые были гораздо мудрее нас, нынешнего поколения, потому что жили в гармонии с окружающим миром, четко определяли свое место в нем. Они относились к природе как к живому существу, как к общей матери всего человечества и поэтому не допускали даже мысли о причинении ей вреда. А в наши дни нередки случаи, когда забывают родную мать. Эти проблемы не могут не волновать, и в первую очередь они находят отражение в литературе.

На уроках мы с ребятами пытаемся найти ответ на многие проблемные вопросы.

Например, изучая в 5 классе сказку «Тёплый хлеб» К. Паустовского, стараюсь убедить учащихся, что положительные качества в человеке всегда одерживают превосходство. Так и Филька (главный герой) сумел разжечь в своём сердце искорку доброты, сострадания к солдатскому коню. А помогла ему в этом бабушка, которая рассказала ему поучительную сказку. После этой истории Филька кормит коня тёплым хлебом и беды в деревне прекращаются.

Задаю вопросы:

— Каким добрым делам и поступкам учат ваши родители, дедушки и бабушки?

— Какие истории, рассказанные взрослыми, помогли выбрать вам правильное решение?

Обычно со всех сторон сыплются истории, примеры о том, как нужно относиться к людям, животным. И тут же ребята приходят к выводу, что родные их учат добру, любви, состраданию, ведь в жизни без этих качеств не прожить.

Обратимся к фрагменту урока литературы в 7 классе. Изучая произведение А.С Пушкина «Станционный смотритель», я ставлю цели: выявить у ребят чувство ответственности за близких им людей; достичь осмысления внутреннего мира героев их поступков.

Помогают вопросы по тексту:

  • Права ли Дуня, что уехала из дома?

  • Как отреагировал отец (Самсон Вырин) на отъезд Дуни?

  • Вспоминала ли Дуня об отце в Петербурге?

  • Как вела себя Дуня на кладбище? (Обращаю внимание на глаголы легла и лежала).

Конечно, ребятам этого возраста хочется видеть конец повести счастливым. Воспользовавшись этим, я использую элементы урока- гипотезы, то есть начинаю вопросы со слов: «Что было бы, если…

Например:

— Что было бы, если станционный смотритель был принят в доме Минского, как гость?

— Что было бы, если Дуня уехала с согласия отца?

— Что было бы, если приехала навестить отца после появления его в Петербурге?

Такие вопросы помогают дать ответы, которые утвердят в сознании подростков понятия о милосердии к людям.

Жизненный опыт ученика нужно соединять с жизнью персонажей. Поэтому заводим разговор о том, как относятся ребята к родителям. Прошу их подумать минуту о том, всегда ли были справедливы ребята с ними. Как поступят они, когда родители будут преклонного возраста.

О духовно-нравственных проблемах заставляют читателя задуматься произведения Николая Васильевича Гоголя. Живой отклик у семиклассников вызывают предательство и любовь Андрия Бульбы. Предлагаю ребятам письменно прокомментировать поступок Андрия. Большинство ребят всё же осуждают его предательство ради любви. Но всегда звучит и другая точка зрения: плохо, что Андрий предал отца, брата, товарищей, мать, Родину, но он это сделал во имя любви, поэтому его можно понять. Выслушав такое мнение, предлагаю поразмышлять над этим поступком под другим углом: «Давайте посмотрим, как ведёт себя прекрасная панночка при встрече с Андрием в осаждённом Дубно. Она плачет, говорит, что у их любви нет будущего: «знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе». Она могла бы сбежать с ним? Почему у неё даже мысли об этом не возникает? Какое слово ключевое в этой её фразе? «Мы». Она не отделяет себя от своего отца, от Родины. Что она выбрала для себя — любовь или предательство? Какие понятия для неё важнее любви? Долг, завет, отец, товарищи, отчизна. Сопоставьте её мировоозрение с мировоззрением Андрия. Чья позиция заслуживает уважения?»

Важные духовно-нравственные аспекты становятся предметом дискуссий на уроках литературы в средних классах: взаимоотношения отцов и детей («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, «Телеграмма» К.Г. Паустовского), милосердие и жестокость («В дурном обществе» В.Г. Короленко, «Юшка» А.П. Платонова, «После бала» Л.Н. Толстого), честь и бесчестье («Капитанская дочка» А.С. Пушкина), храбрость и трусость («Тихое утро» Ю.П. Казакова)…

В 7 классе ребята знакомятся с рассказами Е.И. Носова «Живое пламя» и «Кукла». Мы говорим о том, что произведения сближает тема памяти. Памяти о войне, ее зверствах… Вновь и вновь возвращает она ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, под прицельный огонь. И сколько бы лет ни прошло, тема памяти, тема войны останется главной в их произведениях, потому что нельзя забыть истерзанную взрывами родную землю, замученных детей, женщин и стариков…

В «Живом пламени» автор не описывает подробно подвиг Алексея, он просто сравнивает жизнь юноши с жизнью цветка, но в скупых строчках мы читаем его отношение к судьбе героя, короткой, зато «без оглядки, в полную силу прожитой». Работая с образом цветка, ребята сами подводят итог: вот они – отголоски мифологического сознания: человек и природа едины, в их жизнях много общего, потому что они связаны кровными узами (красный цвет мака – это и цвет крови, пролитой Алексеем ради Матери-Земли и своей мамы). И сейчас обе Матери свято чтут память о своем сыне. Без сомнения, тема патриотизма в этом произведении основная, наряду с темой памяти. Очень надеюсь, что мои ученики искренни в своих ответах: человек должен любить родную землю бескорыстно, быть готовым защитить ее, потому что Родина у человека одна, как и мать.

В рассказе «Кукла», помимо этой, выделяем другую проблему – отношение человека к окружающему миру. Ребята обращают внимание, что автор затрагивает тему экологии. Сначала – описание реки, какой она запомнилась герою, потом – то, что люди сделали с этой речкой: она обмелела, всюду запустение. Люди не берегут родную землю. Многие именно эту проблему считают главной в рассказе. Кульминацией можно считать момент, когда рассказчик видит растерзанную куклу. Маленькая, беззащитная, она напомнила ему, фронтовику, прошедшему ад войны, замученного ребенка. Дети становятся «исследователями», открывают для себя: неживая кукла становится воплощением живого, человеческого начала. Кто мог сотворить с ней такое, так надругаться над подобием человека? Только тот, в ком не осталось ничего человеческого, кто даже не задумывается о смысле жизни, о ее ценностях – недочеловек! А герой, который прошел войну, знает цену человеческой жизни. И все помнит…

Так в произведение входит тема памяти.

Ребята делают вывод, что людям нельзя забывать свое прошлое, нельзя допустить, чтобы повторились ужасы войны, нужно учиться на своих ошибках, мы должны сохранить в себе человеческое…

И теперь мы уже говорим, что и описание реки в начале рассказа не случайно: не умея любить родную землю, «ту заветную землю», человек не сможет бережно относиться и к жизни.

Тема памяти сближает оба рассказа и учит ребят бережно относиться к прошлому и настоящему. Они понимают: в противном случае у нас не будет будущего.

У Чингиза Айтматова есть действительно страшная история о существе, которое перестало быть человеком, потому что его заставили забыть свое прошлое и о материнском сердце, пронзенном стрелой. Сердце матери, пронзенное стрелой сына-манкурта, – это символ нашего времени. Это размышление о проблемах современной жизни, о человечестве, которое, подобно сыну-манкурту, рвет нити, связывающие его с прошлым, с родной Историей. Это предупреждение: пора опомниться сегодня, иначе Завтра просто не наступит.

Спасти наше Завтра поможет историческая память, живущая в нас на уровне подсознания. Ведь до сих пор в нас живут поверья и суеверия наших предков, их обычаи, хотя объяснить их мы зачастую не можем. Важно вновь восстановить связи с народной самобытной культурой. Духовность закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение. Только систематическая работа позволит сформировать его в наших детях, не теряя исторической памяти, не прерывая связь поколений.

Мужество и героизм не подвластны времени и сегодня, как и много столетий назад, в народе рождаются новые герои. Подводя итоги всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого, тех, кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле. Именно поэтому долг россиян и всего народа — суметь пронести память о великих подвигах наших дедов, отцов, сыновей.

Готовясь к занятиям, я стараюсь каждый урок сделать уроком нравственности (повторюсь). Сознаюсь, удается не всегда. Почему? Наверное, потому что мы живем в условиях духовного кризиса и ребята не всегда способны взглянуть на проблему с точки зрения высших нравственных ценностей, они искренне не понимают, как можно жертвовать своими интересами ради интересов другого. Но, ведя диалог не на житейском уровне, а на уровне диалога культур, обращаясь к памяти нашего народа, мы часто выходим на то, что без нравственных устоев человечество не может существовать. Мы должны придерживаться тех правил, которыми жили наши предки, оборачиваться к прошлому, чтобы обрести знание и силу для дальнейшего пути, посредством воспитательно-образовательного процесса не только на уроках истории, но и на занятиях литературой можно добиться нужного, а главное – действенного способа к изучению и влечению истории нашего народа.

Источники:

  1. Соколова, М.В. Что такое историческая память [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pish.ru/blog/archives/142.
  2. Тема памяти в прозе [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/russkaja-literatura/tema-pamjati-v-proze-k-d-vorobeva.html.
  3. Баркова, О.А. Русская литература источник духовности и нравственности. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2013. № 9 (56).[электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/56/7660/.
  4. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном (№№ 40-41. О памяти). [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mirkultura.ru/pisma-o-dobrom-i-prekrasnom-pismo-40-41-o-pamyati-d-s-lihachyov/.
  5. Коровина, В.И. Литература. 8 класс: учебник. Части 1, 2. [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://file.11klasov.net/9468-literatura-7-klass-uchebnik-v-2-chastjah-korovina-vja.html.