Екатерина Владимировна Котловская,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 3 п. Смидович»

В современной жизни давно доказано, что успешность человека определяется не объёмом знаний, а умением его применять. С момента введения государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме основного государственного экзамена вопрос подготовки учащихся стал одним из актуальных. Итоговая аттестация – это первая серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика, а подготовка к ГИА – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит его результат.

Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно-нравственного воспитания становиться все более актуальной.

Отсутствие духовного развития у современного поколения привело к нравственному опустошению. Не стало доверия, человечности. Ребята стараются сделать окружающим больнее, обиднее, не задумываясь о том, каково это.

Кто, как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому учитель, решая задачи воспитания, должен опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно-культурная жизнь школьника.

Считаю, что духовность и нравственность понятия, существующие в неразрывном единстве.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть.

Нравственность это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Под духовно-нравственным воспитанием и развитием будем подразумевать содержательное становление личности ребёнка, формирование у него системы ценностей, определяющих позицию человека в отношении конечных вопросах бытия, смысла жизни.

Цель педагогической деятельности средствами русского языка способствовать формированию личности ребёнка, ориентированной на устойчивое развитие, обладающей способностью к самосовершенствованию, способной принимать решения и брать ответственность за своё нравственное и физическое здоровье.

Поэтому на своих уроках стараюсь опираться на принципы духовно-нравственного воспитания:

  • Формирование духовно-нравственных ориентиров.

  • Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

  • Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

  • Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

  • Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

  • Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого

  • Формирование представлений о семейных ценностях.

  • Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

  • Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

  • Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

Всему этому надо учить подростков. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь использовать тексты, воспитывающие нравственность и духовность, акцентирую внимание обучающихся на те или иные проблемы.

ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей. Первая – это сжатое изложение, вторая – тестовая часть, основанная на тексте на нравственную тему, и третья – сочинение-рассуждение.

Фактически подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже в начальной школе и продолжается в среднем и старшем звене. Очень важно соблюдать преемственность. Задания разнообразны: прочти текст, озаглавь его, выдели главную мысль, перескажи сжато, найди ключевые слова, фразы, раздели на абзацы, микротемы и так далее.

В пятом классе происходит осознание эмоциональной сферы, приобретение личного опыта восприятия действительности. На уроках развития речи даю понятие способы сжатия: упрощение, исключение, обобщение. Учащиеся работают с повествовательными текстами, текстами повествования с элементами описания. Работа ведётся совместно с учителем, тексты находятся перед глазами учеников. Предлагаю учащимся написать сочинения-миниатюры:

  • «Как звучит радость?», «Как пахнет день рождения?», «Какого цвета осенний (зимний, весенний, день)?»

Предполагаемые результаты на этих уроках:

  • Развитие душевной чуткости, эмпатии.

  • Преодоление «отчуждения» знания.

  • Переоценка собственного поведения и отношения к окружающим.

В 6 классе ведётся работа с текстами разных стилей речи, даётся понятие авторский замысел. Сжимать текст необходимо так, чтобы соблюдать стиль, манеру письма автора. На уроках развития речи предлагается задание – написать рассказ о самом себе с элементами самоанализа: «Когда я был маленьким», «Случай, ставший уроком», «Моё открытие».

Предполагаемые результаты на этих уроках:

  • Выполнение данных этюдных работ способствует самопознанию подростков.

  • Даёт возможность ребёнку поразмышлять о своём месте в мироздании, развивать общее духовное мироощущение

В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3 раза с промежутками в 5 минут. Работа ведётся над текстами рассуждение. Предлагаются сочинения-рассуждения на темы «Моё Я такое разное», «Я умный», «Я как друг», «Из чего складывается дружба?», «Что порождает вражду?», «Случай, ставший уроком», «Кого я вижу в зеркале?».

Предполагаемые результаты на этих уроках:

  • Концентрация внимания ребёнка на различных сторонах осмысления собственного Я.

  • Осознание нравственных категорий, их значение для человека.

  • Ориентация на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу.

  • Формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта.

В 8-9 классах изложение пишем, используя аудиотексты материалов ФИПИ. Тексты публицистические и тексты-описания. Такие тексты вызывают затруднение у обучающихся, потому что не содержат сюжета, имеют сложные синтаксические конструкции, свои языковые особенности.

Для того чтобы помочь ребёнку осознать и осмыслить сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими, близкими и противоположными ему.

При прохождении темы «Синонимы», «Антонимы» подходит приём, позволяющий понять сущность нравственного понятия через сопоставление, сравнение с другими, близкими и противоположными ему.

Например: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, сочувствие, нежность, любовь, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т. д.

В своей работе при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку использую книгу типовых экзаменационных вариантов И.П. Цыбулько, Г.Т. Егораевой. Тщательно подобранные авторским коллективом тексты принадлежат перу классиков отечественной литературы, отличаются гуманистической направленностью и способствуют формированию у учащихся системы нравственных ценностей. Это отвечает требованиям «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» до 2025 года, которая провозглашает приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Кроме текстов из вышеуказанного сборника использую тексты художественной литературы как богатого источника переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения. Она не только способствует созданию и обогащению картины мира читателей, но и:

— позволяет в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, о переживании за понимаемое;

— вырабатывать оценку происходящему;

— способствовать мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении;

— идентифицировать себя с героем произведения.

Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы подростки поняли главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, повышению уровня нравственной воспитанности, формированию нравственных идеалов.

Большую помощь по формированию нравственности дают сочинения-рассуждения 9.3. по темам: «Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА?», «Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?», «Как вы понимаете значение слова ВЕЛИКОДУШИЕ?», «Как вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?»,

В процессе подготовки к сочинениям обучающиеся начинают задумываться над вопросами, которые раньше не волновали их, или ответы на эти вопросы у ребят были совсем другими.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное проявление в жизни и в поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя, к месту приведенный негативный пример помогает удержать подростка от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Например, текст Бориса Васильева о том, как у слепой бабушки школьники обманным путем забрали дорогие сердцу письма ее единственного сына, который погиб в Великую Отечественную войну.

И если в начале года в сочинении «Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА?» многие ребята писали, что друзья – это все те, с кем они общаются, что друзья – это те, с кем можно посмеяться, то уже к концу первого полугодия, они пишут, что настоящих друзей у человека может быть один или два и что друг не может смеяться над тобой или делать тебе различные неприятности для того, чтобы рассмешить других.

Также при подготовке к сочинениям предлагаю учащимся следующие высказывания:

  • Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора (Л.Е. Плескач);

  • Духовность это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В.И. Даль).

  • «Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д. Ушинский).

Прошу объяснить, что же значат эти фразы, затем прошу написать сочинение-рассуждение по данным высказываниям. Таким образом, подростки приходят к выводу, что человек должен жить в согласии со своей совестью.

В процессе такой работы у учащихся формируются определенные убеждения, ценностные ориентации и установки поведения. Считаю, что воспитание должно проходить на основе, прежде всего, постижения элементарных понятий о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, что можно делать и чего делать нельзя. Любое поведение человека оценивается прежде всего с моральных позиций.

В процессе подготовки к сочинениям стараюсь объяснять ребятам, что строгое следование требованиям правовой нормы это результат внутренней борьбы каждого человека, которой необходимы волевые качества, которые помогли бы ему победить самого себя, т. е. психологическая готовность к такой борьбе. Так как у человека должна сформироваться способность совершенствовать положительные свои качества и противостоять отрицательным. А ведь это тоже нравственность, духовность.

Естественно, на сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Но хочется думать, что благодаря этим урокам ребята станут добрее, терпимее и, может быть, будут учить этому других. Ведь не зря Гегель – писал: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».

Ведь нравственность это наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность воспитать это в обучающихся, чтобы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.