Ольга Александровна Гончарова,
учитель истории МБОУ «СОШ с. Ленинское»
«У нас не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Патриотизм является единственной национальной идеей в России».
Владимир Путин, президент Российской Федерации
История нашей страны свидетельствует о том, что патриотизм всегда был одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность общества. Историческая память о Великой Отечественной войне – это не только представления о героических, трагических событиях отечественной истории, о подвигах, патриотизме и достижениях страны. Историческая память – это ценностные ориентиры и духовные скрепы, способствующие формированию и укреплению патриотизма и гражданского самосознания. Важность исторической памяти о Великой Отечественной войне состоит в том, что частичное или полное забвение исторического опыта и культуры затрудняет существование и формирование гражданского самосознания нации.
Согласно социологическим исследованиям, Великая Отечественная война, архетип Победы в Великой Отечественной войне являются событием, с которым ассоциируют себя все граждане России прежде всего потому, что память о ней хранится в истории каждой российской семьи.
Меня, как учителя истории, волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формированием у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Значимыми в воспитательной работе каждого педагога по формированию духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания являются разработка сценариев и проведение праздничных мероприятий и учебных экскурсий по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию (согласно плану воспитательной работы школы и класса), а также участие в научно-практических конференциях различных уровней.
Большое воспитательное значение имеет участие ребят школы в различные акциях и декадах, таких как «Дорогою добра», «Марафон Победы», «Помощь ветеранам», «Вахта памяти», «Спешите делать добро», «Георгиевская ленточка» и других.
Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны через историю малой родины.
Акцент на краеведческой работе позволяет научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Для учащихся школы организованы кружки, связанные с изучением истории нашего села, района, области. Я веду много лет кружок «Летопись села», на котором школьники знакомятся с историей основания села, его социально-экономическим развитием, с жизнью села и района в разные периоды, с людьми, сыгравшими значительную роль в истории своего региона. Много внимания на занятиях уделяется вопросам изучения культуры, традиций, быта и духовной жизни односельчан. Однако наибольший интерес у ребят вызывают занятия, связанные с исследованием исторических событий периода Великой Отечественной войны. Формы проведения занятий активные и направлены на анализ исторических материалов, посещения районного музея, архива и библиотеки. Результатом является подготовка сообщений, рефератов, докладов для выступлений перед одноклассниками на уроках истории и обществознания. Часто источниками изучения истории родного села для учащихся становятся воспоминания родных, домашние архивы, собственных изысканий, дома, улицы, люди и краеведческая литература.
Региональный компонент на уроках истории, а также содержание курса краеведческого кружка позволяют показать связь и значение истории села и района в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствуют развитию интереса к истории страны, воспитанию уважения к ее прошлому и настоящему.
Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, фотографии из семейного архива, письма прадедушке и прабабушке, сочинения-рассуждения, исследовательские проекты. Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения о далеких событиях истории с подборкой фотографий из семейного архива. Именно выполнение таких работ вовлекает школьников в исследовательскую деятельность.
Ежегодно мои ученики защищают свои исследовательские проекты по истории села, района на районной научно-практической конференции и занимают призовые места. В 2021-2022 учебном году победителями стали работы учащихся 9 «б» класса Вязовик Виктории («Земляки – герои») и Кропотова Дениса («История пограничной заставы имени П.П. Кагыкина»).
В этом году победителем на муниципальной конференции стала ученица 9 «б» класса Храмцова Мария с исследовательским проектом «Переправа в селе Ленинское. В августе 1945 года». Высокую оценку получила работа ученика Лозовика Владислава «Вклад тружеников тыла Ленинского района в победу в Великой Отечественной войне».
Без сомнения, самым ценным материалом по воспитанию любви к Родине являются мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих мыслить, чувствовать, творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество – эта задача всегда была и будет для нашей школы одной из главных. Люди, как и деревья, не могут жить без своих корней. Подвиги прадедов – это крылья для нас, внуков и правнуков ветеранов Великой Отечественной войны, источник нашей жизнестойкости.
В этой связи в нашей школе систематически проводятся творческие конкурсы, викторины, познавательные беседы, дискуссии, спортивные соревнования, праздничные мероприятия, просмотры художественных фильмов и презентаций, экскурсии в районный музей, поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, участие в конкурсах, патриотических акциях, творческих мастерских, часах поэзии, уроках мужества и других мероприятиях.
Вот перечень некоторых мероприятий:
— В день окончания Второй мировой войны ученики школы традиционно принимали участие в торжественном митинге, поздравляли ветеранов войны, участвовали в акции «Мы помним! Мы гордимся!».
— 9 декабря, в День героев Отечества, в нашей школе прошли уроки мужества, классные часы, беседы о земляке – Герое Советского союза Петре Петровиче Кагыкине.
— Был организован комплекс мероприятий и познавательных занятий по теме «Блокадный Ленинград»; участие в акции «Блокадный хлеб» ко дню полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады немецко-фашистскими войсками.
— Час поэзии «Стихи о Родине», уроки мужества «Сильные духом», беседа «Когда тыл становится фронтом. Сталинград», просмотр фильмов и презентаций «Выстояли и победили» ко дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
— Познавательные беседы, уроки мужества, смотр строя и песни, оформление стенда «Защитники Отечества», конкурс творческих работ «Горжусь!» ко дню защитника Отечества.
— К 77 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне ребята школы приняли участие в конкурсе рисунков «Героическая победа», в социально-патриотических акциях «Синий платочек», «Георгиевская лента», «Бессмертный полк» и другие.
Все эти мероприятия раскрывают историческую ценность и роль России в судьбах мира, сохраняя и развивая чувство гордости за свою страну; работают на воспитание личности гражданина-патриота, способного встать на защиту своей Родины. Хотелось бы отметить, что чем дальше уходят вглубь времен события, связанные с Великой Отечественной войной, тем больший интерес проявляется со стороны общества, подрастающего поколения к тем героическим событиям. И, конечно, главными проводниками и хранителями исторической памяти о Великой Отечественной войне были и остаются педагоги нашей школы. Каждый учитель понимает, что участие ребят в таких значимых мероприятиях способствует эмоциональным переживаниям и всплескам, а это в свою очередь направлено на формирование нравственности, создает основу для полноценного содержательного общения подростков между собой и со взрослыми, расширяет их познания о мире и обществе, формируя их личность и гражданскую позицию.