Ольга Алексеевна Захарова,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка»

 

Тема: «Поиски сокровищ» (познавательная игра-путешествие по станциям)
Целевая аудитория: 2 класс
Цель игры: Формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности учащихся через игровую деятельность.
Задачи : Задачи :

Обучающие:

формировать у обучающихся положительное отношение к финансовой грамотности, интерес к экономике;

— привлечь к активной деятельности обучающихся;

— стимулировать интерес к практическому применению знаний в ходе игры.

Развивающие:

развивать умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно решать финансовые задачи;

— развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать речь, мышление, память.

Воспитательные:

создать атмосферу коллективного поиска радости познания, преодоления трудностей;

воспитывать бережное отношение к деньгам;

прививать интерес к курсу «Финансовая грамотность».

Направление: Социальное
Методы обучения: Словесный, наглядный, игровой, групповой, частично-поисковый.
Приёмы: Игра «Доход-расход», разгадывание загадок, решение познавательных задач, игра «Дорого-дёшево», «Индуктор».
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир, математика.
Форма проведения: Внеклассное мероприятие (познавательная игра-путешествие)
Материалы и оборудование: Проектор, экран, презентация, видеозапись – обращение Пирата, корабль, бортовые журналы, карта-маршрут, сундук с шоколадными монетками, 3 сундука с карточками, попугай-игрушка, карточки с словами, кораблики в подарок, коробка с предметами (ракушка, подзорная труба, песочные часы, послание).
Формируемые УУД: Личностные результаты: осознание того, что деньги не являются основой счастья; формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

самостоятельно анализировать полученную информацию, сравнивать и делать обоснованные выводы;

— предъявлять информацию в виде устных ответов и практической работы;

— выделять и называть существенные признаки понятия;

— выполнять задания с применением предъявленных требований;

— уметь приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Регулятивные: уметь планировать действия для решения учебной задачи; давать обоснованную оценку результатов деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета;

проявлять ответственность и инициативность в достижении группового результата;

уметь договариваться и распределять обязанности при работе в группе.

Предметные результаты:

познакомятся с понятиями обмен, покупка, продажа, доход, расход;

научатся понимать роль денег в жизни;

познакомятся со способами рационального использования денег.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

1 минута

Учитель: Дорогие ребята, мне вновь очень приятно видеть ваши лица, напоминаю вам, что меня зовут Ольга Алексеевна. Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие, в котором пригодятся ваши знания по финансовой грамотности. Дети рассаживаются на три группы
2. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности

«Индуктор»

2 минуты

(Стук в дверь, заносят коробку. Учитель открывает и смотрит, что там находится, вынимает предметы и показывает детям (ракушки, подзорная труба, песочные часы, непонятный свиток).

Учитель:(обращаясь к детям) . Интересно, что это нам принесли? Ребята, вам интересно, что в нём находится? Давайте заглянем. Что это? (ракушки) А это? (подзорная труба) и т.д. Интересно, с чем связаны эти предметы?! Смотрите, здесь какой-то странный предмет, похожий на старинный свиток. Думаю, он и раскроет нам эту тайну. Давайте развернем и посмотрим, что же там?

Учитель:(разворачивает свиток) . Да тут какие-то цифры! Они похожи на пароль. Давайте попробуем внести их в компьютер… (делает вид, что вносит цифры, раздается звук скайпа, на экране появляется видеоизображение Пирата).

Видеозапись с Пиратом Финансистом

Пират: Йо-хо-хо! Я бесстрашный и жадный Пират Финансист! Я смотрю, что мою посылку и письмо вы получили?

Всю жизнь я собирал сокровища! И сегодня я решил проявить неслыханную щедрость! Впрочем, не всё так просто! Я хочу поделиться с вами своим драгоценным кладом! Но!

Сокровища спрятаны в сундуке, в надежном месте. Если вы хотите найти мой клад, то вам придется доказать, что вы этого достойны! Вы должны отправиться в путешествие для поиска сокровищ. А для этого я оставляю вам в помощь карту и корабль. Он ждёт вас на причале. Не медлите, собирайтесь в путешествие, время не ждёт!

Учитель: Ну что, ребята, вы готовы отправиться в путь полный страшных, коварных и опасных приключений? (ответы детей)

Отвечают на вопросы

Прослушивают видеозапись

Ответы детей

3. Содержательный этап

25 минут.

Физминутка

1. Мыс «Исторический»

Сказка «Обмен товара»

Физминутка

Учитель: Как любые путешественники, мы должны познакомиться с маршрутом. На нашем пути: мыс«Исторический»,бухта«Финансовые загадки»,залив«Бюджет»,пещера«Сказочная паутина».

— Ребята, в игре вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.

— Скажите, пожалуйста, как путешествовать интереснее, в одиночку или командой?

— Поэтому мы разделились на три экипажа. Но в целом мы одна команда. У каждого экипажа своё название (1 экипаж — «Золотой водопад», 2 экипаж — «Серебряный родник», 3 экипаж — «Медный ручей»).

Как и в любом походе, помогайте друг другу, а не вините за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

— Пират Финансист нам сказал, что наше путешествие связано с финансовой грамотностью, поэтому нам нужно показать свои знания. Так что будьте очень внимательными.

— Итак, в путь, юные искатели сокровищ!

— Чтобы наш корабль тронулся с места, нам помогут слова из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:

  1. Ветер по морю гуляет(руки вверх, покачать из стороны в сторону)
  2. И кораблик подгоняет.(руками махи вперед)
  3. Он бежит себе в волнах(бег на месте)
  4. На раздутых парусах.(кругообразные движения руками)
  5. (выполняют движения)
  6. 1. Мыс «Исторический»

Учитель:

— Мы причалили к мысу «Исторический».

— Когда-то очень давно денег не было. Люди обменивались разными товарами. Для этих целей устраивали ярмарки, куда из разных мест привозили свои товары и кузнецы, и охотники, и пастухи. Приносили люди излишки мёда, молока, мяса; одежду, хлеб и многое другое. На ярмарке можно было одну вещь обменять на другую. Например, молоко на хлеб, барана на зерно, на нескольких баранов можно было обменять корову или лошадь и т.д. Такой обмен товарами называется бартер.

— Давайте вообразим, как это происходило. Для этого обыграем с вами небольшую сказку. Мне нужно от каждого экипажа по купцу.

— Кто такой купец? С каким словом ассоциируется? На какое слово оно похоже? (купить…) (ответы детей)

— В толковом словаре В.И. Даля слово купец обозначает торговец, покупатель .

(выходят 3 человека и импровизируют сказку).

Итак, купцы готовы? Я буду рассказывать сказку, а ваша задача её обыграть.

Сказка «Обмен товара»:

— На ярмарку приехало три купца. Один с севера, он привёз соль и пушнину. Купец с юга привёз рыбу и платки. А третий с Урала, привёз самоцветы и орехи. И началась бойкая торговля! Купец с севера обменял соль на рыбу. С Урала обменял самоцветы на пушнину. Купец с юга обменял платки на орехи. Все остались довольны своим товаром!

— Все купцы молодцы, справились с заданием. Вот вам по монетке. (выдает монеты)

— Как вы думаете, ребята, правильно ли это было, справедлив ли был обмен?

— Проходили годы, и люди поняли, что вещи имеют разную ценность и не всё можно просто выменять. На смену натуральному обмену пришли монеты. Я хочу вас познакомить с коллекцией монет, которую собрал учитель нашей школы А.Н. Онищенко. В этой коллекции собраны монеты от …. года до …года.

— Смотрите, из песка появляется сундук! Ой, ребята, здесь нет монет, но есть какие-то записки (карточки со словами: артистичность, дружба, вежливость) (вывесить их на доску).

— Не расстраивайтесь, что мы нашли не деньги, но мы нашли другую ценность, которая помогла нам узнать, как раньше люди обменивались товарами. Это ваша артистичность, дружба и вежливость.

— Итак, время не ждёт, отправляемся дальше! (проговаривают слова)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.(выполняют движения)

Слушают учителя

Ответы детей

Слушают учителя

Встают, проговаривают слова и выполняют движения

Слушают учителя

Отвечают на вопрос учителя

Импровизация

Инсценируют сказку

Отвечают на вопрос учителя

Знакомятся и рассматривают коллекцию монет

Слушают учителя

Встают, проговаривают слова и выполняют движения

2. Бухта «Финансовые загадки» 2. Бухта «Финансовые загадки»

Учитель:

— Смотрите, вдалеке виднеется бухта «Финансовые загадки». Давайте посмотрим, какие загадки нам следует отгадать.

(на карте свиток с загадками)

— Каждый экипаж должен по очереди отгадать загадки. За каждый правильный ответ команда получает одну монету. Если ответ неправильный или ответа нет, то право отгадки переходит другой команде, затем игра продолжается.

Загадки:

1. Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелек. (ДЕНЬГИ)

2. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. (КОПИЛКА)

3. Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в… (БАНКЕ)

4. И врачу, и акробату

Выдают за труд… (ЗАРПЛАТУ)

5. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (БАНКОМАТ)

6. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар? (ТОВАР)

7. Где на прилавке товары

Все разложенные строго в ряд? (В МАГАЗИНЕ)

8. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт… (КАССИР)

9. На товаре быть должна

Обязательна… (ЦЕНА)

10. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно? (ВЕСЫ )

11. Кто товары продает —

Молоко, сметану, мед? (ПРОДАВЕЦ)

12. Кто товары покупает,

Деньги продавцу вручает? (ПОКУПАТЕЛЬ)

Слушают учителя

Отгадывают финансовые загадки

Физминутка

3. Залив «Бюджет»

Игра «Доход – расход»

4. Пещера «Сказочная паутина»

«Экономические задачи»

Видеозапись с Пиратом

Игра «Дорого-дёшево»

Учитель:

— Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Смотрите, показался ещё один сундук. Может быть, в нём клад? (открывают, там записки со словами)

— И здесь нет клада, но мы же не отчаиваемся? Но здесь новые слова . (карточки со словами: смекалка, находчивость, уважение) (вывесить их на доску)

Не расстраивайтесь, что сундук пустой. Посмотрите, вам кажется, что вы ничего не нашли, а на самом деле вы приобрели намного больше клада и золота.

Что вам помогло отгадать загадки? (ответы детей)

— Нам нужно торопиться! Продолжаем наше путешествие! (проговаривают слова)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.(выполняют движения)

3. Залив «Бюджет»

Учитель:

— На горизонте показался залив «Бюджет» и, судя по карте, нас ждет интересное приключение. Вы готовы? Тогда вперед!

Учитель:

— Ребята, что обозначает слово бюджет? (ответы детей)

Бюджет – это доходы и расходы человека, семьи за определённый период времени (месяц, год).

Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

— Бюджет позволяет контролировать деньги и правильно их распределять.

— Как вы понимаете слово доход? (ответы детей)

Доход – это деньги, полученные в результате работы.

— Объясните, что обозначает слово расход. (ответы детей)

Расход – это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

То есть, доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.

Расходы – это затраты на какие-либо определенные цели, т.е. что-то нужно купить, за что-то заплатить. Расходы – это деньги, которые тратятся.

— Ребята, а сейчас мы с вами пройдём следующее испытание и поиграем в игру, которая называется «Доход – расход».

Игра «Доход – расход»

— У нас есть две тучки. Представьте, что тучки – это бюджет.

Также есть капельки «доход» и «расход».

У вас на партах лежат бортовые журналы, в них нарисованы две тучки. Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны нарисовать капельку под первой тучкой (доход) , а если названное мной является расходом, тогда капельку рисуем под второй тучкой (расход) .

— Отвечая на вопросы, мы будем либо увеличивать бюджет, либо уменьшать.

Папа и мама получили зарплату – доход.

Мама выиграла приз в лотерею – доход.

Сестра потеряла кошелек – расход.

Заплатили за квартиру – расход.

Нашли 10 рублей – доход.

Сбылась мечта брата – ему купили велосипед – расход.

Бабушка продала часть урожая помидор – доход.

Брат порвал куртку – расход.

Купили арбуз – расход.

Кто-то вернул долг – доход.

Бабушке прислали из журнала премию за то, что она победила в конкурсе сканвордов – доход.

Давайте посмотрим, что у вас получилось? (дети показывают свои бортовые журналы с тучками)

— А теперь сверим с эталоном на экране.

Ребята, как вы думаете, чего должно быть больше доходов или расходов? (ответы детей) Почему? (ответы детей)

— Как нужно относиться к деньгам? (бережно)

— Ребята, какие вы молодцы! Вы справились с еще одним заданием. Держите свои заработанные монетки. (выдаёт монетки)

— Появился третий сундук. В этом сундуке также только ценные слова, они помогли нам справиться с третьим заданием (вывесить на доску слова: взаимопомощь, доверие).

— Значит, мы прошли ещё не все испытания, надо торопиться! Судя по карте, у нас осталось последнее задание.

(проговаривают слова)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах .(выполняют движения)

4. Пещера «Сказочная паутина»

Учитель:

— Ой, но что это на нашем пути? Пещера и опять какое-то послание!

(Развешена паутина, а на ней свиток с посланием от Пирата и пронумерованные Паучки. Ведущий берет свиток и читает, что нужно сделать. Капитан из каждого экипажа выходит и берёт любого паучка. Какой номер паучка, под тем номером дети решают задачу. За правильное решение экипаж получает монету).

Экономические задачи:

1 Муха – Цокотуха сначала нашла 3 денежки, а потом ещё 6. На 5 денежек она купила самовар. Сколько денежек у неё осталось? (4)

2 В понедельник Винни Пух купил горшочек мёда за 25 монет, а в среду за 15 монет. Сколько всего монет истратил Винни Пух? (40)

3 Трое из Простоквашино нашли клад. В нем было 30 монет. На 14 монет они купили корову. Сколько монет у них осталось? (16)

4 Мама на рынке укроп продавала,

По 100 рублей за пучок она брала.

Бабушка Клава по 80 рублей.

Кто же укроп продаст быстрей?

5 Пятачок и Ослик

В магазин пришли.

И с собою деньги они принесли.

У Ослика 70 рублей, у Пятачка 50,

Других денег нет.

Кто из них больше купит конфет?

6 Хорошо Маруся корову кормила,

Молока 100 литров она надоила.

20 литра телёнку решила отдать.

А сколько Маруся сможет продать?

Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с таким нелегким заданием. Это последнее наше испытание, значит, клад в этом сундуке. (открывает сундук, а там тоже записки со словами: внимание, сообразительность, отзывчивость).

— Но здесь тоже кроме записок ничего нет! Обманул нас Пират! Давайте наберём его. (делает вид, что набирает код, появляется Пират Финансист с попугаем, у него в руках сундук с сокровищами)

Видеозапись с Пиратом

Пират: Ха-ха-ха! Поверили, что сундук нашли! Я уже давно собрал все свои сокровища, но так и быть, если вы успешно пройдёте последнее испытание, я поделюсь с вами своими сокровищами. А передаст вам эти сокровища мой верный друг Капитан Флинт. Лети, дружище!.. (Пират отключается и на экране высвечивается задание)

Учитель: Ребята, нельзя медлить, давайте быстрее выполнять это задание! У вас в бортовом журнале задание. Нужно распределить выражения на две группы. Соответствуют понятию «дорого», соответствуют понятию «дёшево».

Игра «Дорого-дёшево»

«дорого» «дёшево»

На вес золота За бесценок

Не подступиться По божеской цене

Цена кусается Задаром

Не по карману За гроши

Учитель:

— Давайте проверим, что у вас получилось.

(проверяют, получают монеты)

— Молодцы, ребята, справились с заданием! (Стук в дверь, заносят сундук и Попугая)

— Здесь действительно сокровища!

Смекалка, находчивость, уважение

Встают, проговаривают слова и выполняют движения

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Играют в игру

«Доход-расход»

Проверяют задание

Отвечают на вопросы

Встают, проговаривают слова и выполняют движения

Отвечают на вопрос учителя

Выходят к карте и выбирают паучков

Решают задачи

Слушают учителя

Прослушивают видеозапись

Слушают учителя

Выполняют задание, распределяют выражения на две группы

Проверяют с эталоном

Итог

1 минута.

Учитель:

— Ребята, давайте ещё раз обратимся к этим словам, которые помогли нам пройти все испытания.

— Как вы думаете, какое богатство важнее, деньги в сундуке или вот эти качества человека? (читает слова на доске)

— Наше занятие я хочу закончить притчей.

«Ученик спросил Мастера:

Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Тот ответил, что они верны полностью.

И доказать это просто.

Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум».

Как вы думаете, прав ли мудрец?

Высказывают свои мнения, подводят итог

Слушают притчу

Отвечают на вопрос учителя

Рефлексия

1 минута

Учитель:

— У вас на партах лежат монеты разного цвета: красная, жёлтая и зелёная. Оцените себя, как вы поняли материал. Если все понятно, то зеленую монету поднимаем, если немного не ясно, то желтую, а если совсем не поняли, то красную.

— Мы с вами справились с заданием? (справились)

Прошли все испытания? Клад нашли? (да) Посмотрите, сколько здесь монет! Посчитайте, сколько монет собрал каждый экипаж? Посмотрите, ребята, вместе мы сила!

— Получите свои награды!

— Спасибо вам за работу. Я хочу, чтобы ваше путешествие на нашем уроке не закончилось, и поэтому на память от меня дарю вам кораблики.

Дают самооценку

Отвечают на вопрос учителя