Ольга Алексеевна Захарова,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка»

 

Тема А.Л. Барто «Снегирь». Мечты сбываются.
УМК «Планета знаний»
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цель Формирование навыка анализа художественного произведения через знакомство со стихотворением А. Барто «Снегирь».
Задачи 1. Образовательная: познакомить учащихся с новым произведением; формировать умение характеризовать героя, прогнозировать его поступки; определить главную мысль стихотворения.

2. Развивающая: развивать у учащихся осознанность чтения, познавательный интерес; обогащать словарный запас.

3. Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, чувство товарищества при работе в парах, любовь к природе.

Планируемый результат Предметные: выразительно читать текст, передавая своё отношение к прочитанному; объяснять смысл названия произведения; характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цели учебных заданий; планировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы.

Познавательные: прогнозировать содержание произведения по его названию.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературного произведения.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Основные понятия Мечта, Арбат, галоши, скажи на милость.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы и методы работы Ресурсы
Изо, литературное чтение, окружающий мир. Индивидуальная, в парах, фронтальная.

Словесный, наглядный, игровой, наблюдение, поисковый.

  • Учебник «Литературное чтение» 3 класс часть 2 под редакцией Э.Э. Кац.
  • Мультимедийная презентация

Игрушки: мяч, мишка, зайка, бычок, лошадка, кукла…

Аудиозапись стихотворения «Снегирь»

Видеофрагмент А. Барто

Аудиозапись – пение снегиря

  • Раздаточный материал
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный этап

Цель – мотивация

учащихся к учебной

деятельности

посредством создания

благоприятной

эмоциональной

обстановки.

1 мин. Прозвенел звонок, начинается урок.

Все друг к другу повернитесь, улыбнитесь.

Улыбнитесь мне…, гостям!

И садитесь по местам.

— Меня зовут Ольга Алексеевна. Я сегодня проведу у вас урок литературного чтения. Я очень люблю уроки литературного чтения, а вы их любите?

— А за что вы их любите, можно узнать?

— Ребята, а вот чтобы у нас всё с вами получилось на уроке, что нам для этого необходимо? (быть внимательным, активным, слушать товарищей…)

— Я думаю, что всё у нас с вами получится.

Приветствуют учителя и гостей, садятся за свои рабочие места.

Отвечают на вопросы учителя.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Цель – уточнение имеющихся знаний и установление связи между новым материалом и ранее изученным.

Подготовка к восприятиюинформация об А.Л. Барто

Видеофрагмент (А. Барто)

Игра «Доскажи словечко…»

Аудиозапись –пение снегиря

Загадка о снегире

5 мин. 1. Упражнение «Ассоциации»

— У каждого человека есть мечта, что вы представляете себе, когда слышите слово «Мечта»? (желание, фантазия, сон, машина, исполнение, стремление, дом, любовь, жизнь, семья, заветная, деньги, воображение, моя, сбылась, дети…)

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

(на доске рисунки)

— Посмотрите на рисунки, что их объединяет?

(иллюстрации к произведениям А.Л. Барто на слайдах).

— Узнали ли вы, с кем у нас сегодня встреча?

— Давайте вспомним, что вы знаете о жизни и творчестве Агнии Львовны.

Рассказ об А.Л. Барто (презентация)

Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.

(А. Барто на слайде)

Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом которой стали слова: «Я дарила детям радость, а они возвращали мне молодость. Даже в 75 лет!»

— Это известная детская поэтесса, чьи стихи в нашей стране знают все.

— Спросите у любого ребенка, любит ли он стихи Агнии Барто, и он ответит: «Да!»

— Ее стихи веселые, интересные, понятные, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, умеет весело обо всем рассказать, может весело пошутить.

— Рассмотрите внимательно портрет поэтессы.

— Что вы можете сказать о характере этой женщины? Как вы думаете, какой она была?

— Посмотрите небольшой фрагмент, где А. Барто отвечает на вопросы мальчика.

Видеофрагмент (А. Барто)

Агния Барто всегда была окружена детьми, она часто с ними встречалась. Именно так и появились её стихи. Я думаю, что вы их прекрасно знаете.

— Давайте их вспомним: (указывая на иллюстрации на доске, вспоминают стихи А. Барто)

— Вернёмся к иллюстрациям этих стихотворений.

Игра «Доскажи словечко…»:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу….

(Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший).

  1. Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу…

(Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!)

  1. Зайку бросила хозяйка –

Под дождём остался зайка…

(Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок).

  1. Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко…

(Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.)

  1. Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик…

(Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч)

— Эти стихи знает, пожалуй, каждый ребенок, который еще не умеет читать и писать, они для маленьких детей.

(выставка книг на слайде)

— А эти произведения для вас: «Котёнок», «Дело было в январе», «Помощница», «Раковина».

— Стихи Агнии Львовны Барто простые и легко запоминающиеся. Не зря Юрий Алексеевич Гагарин брал их с собой в космос.

— В произведениях А. Барто много разных героев.

(на слайде фото А. Барто)

(аудиозапись – пение снегиря)

— У вас в классе живут птички?

— Кто-то принёс её с собой?

— Откуда же она взялась? (из книги)

— Вы считаете, что об этой птичке мы будем читать сегодня?

— Послушайте загадку и вы узнаете, о какой птичке мы сегодня узнаем.

В день, когда в саду метели пели,

На рябине яблоки поспели…

Только я сорвать одно хотела,

Яблоко вспорхнуло, улетело,

И уселось веточкой повыше!

Ты об этом чуде раньше слышал?

Если да, скорее говори:

«Яблоки зимою…это Снегири».(на слайдеснегирь)

Называют слова, свои ассоциации.

Определяют, что общего в рисунках.

Отвечают на вопрос учителя.

Просматривают презентацию и слушают учителя.

На основе портрета поэтессы делают вывод о её характере.

Просмотр видеофрагмента.

Играют в игру.

Отвечают на вопрос учителя.

Отгадывают загадку.

3. Этап мотивации. Постановка цели и учебных задач

Цель – включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; постановка учебной задачи, целеполагание.

Информация о снегире

2 мин. — Мы будем работать над стихотворением Агнии Львовны Барто «Снегирь».

— Скажите, можно ли по заголовку узнать, о чём будет говориться в тексте?

— По опорным словам (на слайде) определите задачи урока.

Дополните высказывания:

Познакомимся…..

Проанализируем…..

Определим …..

(на слайде снегирь)

— А вы видели эту птичку?

— Что вы знаете о снегире?

— Снегири прилетают к нам севера. Это одна из любимых птиц жителей России. По внешнему виду они напоминают воробьев, только немного крупнее, обитают в Европе и части Азии, предпочитая смешанные или чисто хвойные леса.

(окрасна слайде)

Но красная грудка есть лишь у самцов, окрас самочек более скромный, без цветовых акцентов.

У снегирей мало врагов, поэтому они часто поют. Петь умеют и самцы, и самки, они издают звуки, похожие на звучание свирели, а перекликаются между собой странными криками, напоминающими скрип качелей.

Снегири очень дружные птицы, стоит одному попасть в беду, как на помощь примчится вся стая, около 10 птичек, и не улетит, пока не вызволит беднягу.

Предугадывают сюжет.

Определяют задачи урока.

1. Познакомимся с произведением А. Л. Барто «Снегирь».

2. Проанализируем поступки героев.

3. Определим тему и идею произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

4. Открытие нового знания

Цель – организация восприятия и осмысления произведения.

Проблемный вопрос.

Первичное чтение (аудиозапись)

Словарная работа.

Цель – знакомство с значением слов: Арбат, галоши, скажи на милость.

5 мин. Проблемный вопрос.

— Послушайте внимательно это стихотворение и попробуйте ответить на вопрос:

— Какая мечта была у мальчика?

Аудиозапись (стихотворение «Снегирь»)

— Итак, кто постарается ответить на вопрос? Какая мечта была у мальчика? (главный герой мечтал о птице)

(словарные слова на слайде)

— Давайте попробуем определить значение незнакомых слов из текста, а в случае необходимости обратимся к словарю.

— В словаре В. И. Даля эти слова обозначают:

(на слайде портрет В.И. Даля)

Арбат – историческая улица Москвы. Улица Арбат – одна из самых оживлённых и популярных мест в Москве (на слайде).

Галоши (калоши) – непромокаемая резиновая обувь. Обычно их носят с валенками. В прошлом их носили для защиты обуви и на туфли, и на ботинки.

Скажите на милость – скажите, пожалуйста.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

Толкование слов.

Физминутка 1 мин. А теперь давайте немного отдохнём и представим себя маленькими снегирями.

Сел на ветку Снегирек (присели) .

Пошел снежок, и он промок (выпрямиться, поднять руки вверх, покружиться).

Ветерок подул слегка (помахать руками вправо влево).

Обсушил нам Снегирька (помахать на лицо).

Выполняют физминутку.
Повторное чтение произведения учащимися «цепочкой»

Проблемный вопрос

2 мин. — Вы прослушали стихотворение, скажите, с одинаковой ли интонацией оно читается? (Интонация при передаче разного внутреннего состояния героя изменяется.)

— Почему?

Какие чувства испытывает герой, мечтая о снегире? (разные: грусть, горе, тоску, надежду)

— Сейчас мы с вами прочитаем это стихотворение. При чтении постарайтесь передать настроение, чувства мальчика. Каждый читает по одной строфе цепочкой.

— Не забывайте про паузы и логические ударения.

— Как вы думаете, почему мама отказывалась купить снегиря? (Потому что мальчик был драчуном, неряхой и грубияном)

— Кто главный герой стихотворения? (мальчик)

— Какую цель поставил перед собой герой произведения? (стать хорошим)

— Исполнилась ли мечта мальчика? (да)

— Какие чувства испытал мальчик, достигнув своей цели? (радости, счастья)

— Какими способами главный герой добивался исполнения своей мечты? (не спорил с дедом, не вертелся за обедом, всех за всё благодарил, «спасибо» говорил, с девчонками не дрался)

— Для чего хотел иметь птичку герой произведения? (Я им буду любоваться, будет петь он на заре.)

— Почему главным героем стихотворения является мальчик, а стих называется «Снегирь»?

Читают стихотворение цепочкой по строфе.

Отвечают на вопросы учителя.

5. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Цель – выявление уровня и осознанности изученного материала.

Осмысление произведения при помощи приёма «Радуга».

Работа в паре.

Характеристика героя.

Восстановление последовательности событий.

Выборочное чтение.

10 мин. Работа в паре

(Приём «Радуга» на слайде)

— Глубже понять произведение нам поможет «Радуга», где каждый цвет имеет своё значение.

— Прочитаем, что обозначает каждый цвет.

Голубая карточка

Возьмите карточку голубого цвета.

Что он обозначает? (характеристика героя)

— Каким был мальчик, мечтавший о снегире: упрямым, упорным, лживым, хитрым, честным, озорным , обманщик, злой, добрый, целеустремлённый, настойчивый, мечтает, старается, счастлив.

— Дайте характеристику мальчику, выберите те слова, которые соответствуют мальчику и соедините их стрелкой.

(на слайде проверка)

Жёлтая карточка

Возьмите жёлтую карточку.

Что обозначает жёлтый цвет? (последовательность событий)

— Восстановите последовательность событий в этом стихотворении. Проставьте цифры на иллюстрациях в нужном порядке.

(на слайде проверка)

— Проверьте по эталону.

Красная карточка

— Возьмите красную карточку.

— Что обозначает этот цвет? (тревога, опасность, напряжение)

— Найдите в тексте самый напряжённый момент, подчеркните.

— Зачитайте.

Синий

— Что обозначает синий цвет? (сравнение)

— Каким мальчик был вначале? (Грубым, неряхой, драчуном)

Найдите в тексте. Прочитайте.

— А каким он был, когда просил у мамы, чтобы она купила ему птицу? (послушным, вежливым…)

— Найдите в тексте. Прочитайте.

Фиолетовый

— Что обозначает фиолетовый цвет? (фантазия)

— А как бы вы закончили стихотворение?

Зелёный

— Что обозначает зелёный цвет? (нравственный урок)

— Какой нравственный урок можно извлечь из этого стихотворения?

Читают название цветов радуги и их значения.

Мальчик: целеустремлённый, настойчивый, мечтает, старается, счастлив.

Проверяют.

Восстанавливают последовательность событий.

Проверяют.

Ищут, подчёркивают.

Что в карманах по дыре, что дерусь я во дворе.

Ищут, читают.

Фантазируют.

6. Итог урока

Цель – умение обобщать свои знания и делать выводы.

Определение идеи стихотворения

Цель – умение определять идею произведения.

7 мин. — Чему учит стихотворение А. Барто?

— Для того, чтобы воплотить свою мечту в жизнь, нужно измениться, нужно работать над своим внутренним миром.

Мечта – это цель, и это стихотворение помогает воспитывать целеустремленность и силу характера.

— Как вы считаете, став послушным и воспитанным мальчиком, захочется ли ему снова быть хулиганом? Почему? (Добившись свой цели, совершив добрые поступки, мальчик стал успешным в жизни)

— Какой совет бы дали мальчику?

— А вы бы хотели иметь такую птицу дома?

— Я думаю, что помечтать о ней можно, но держать в клетке я бы не советовала. Птицы должны жить на воле. А в зимнее время мы должны помогать птицам.

— Как мы помогаем птицам зимой? (строим кормушки, подкармливаем)

— Часто из-за своей жадности человек посягает на свободу вольных птиц и животных.

Птицы – наши меньшие братья. Они не только приносят пользу человеку, но и одним своим бодрым видом украшают и оживляют природу. А человекчасть природы.

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей !(призывна слайде)

(задачи на слайде)

Вернёмся к задачам урока.

— Какие задачи ставили на уроке?

— Удалось ли нам их решить?

— С каким стихотворением мы познакомились на уроке?

— В начале урока мы сказали, что у каждого человека есть мечта, у мальчика тоже была мечта, у вас тоже есть мечта. Всё, о чём мы думаем, всегда сбывается. На листе бумаги изобразите свою мечту и поделитесь ей.

Быть добрыми.

Определяют главную мысль стихотворения.

Отпустить снегиря на волю.

Делают выводы.

А. Л. Барто «Снегирь».

Рисуют свою мечту.

7. Рефлексия

Цель – оценивание

учащимися собственной

деятельности на уроке.

1 мин. — Оцените свою работу на уроке.

Лесенка успеха (на слайде)

верхняя ступенька:

у «человечка» руки подняты вверх — мне всё удалось.

средняя ступенька:

у «человечка» руки разведены в стороны — у меня были проблемы

нижняя ступенька:

у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось

Оценивают свою работу на уроке.
8. Домашнее задание

Цель – обсудить и записать задание.

1 мин. Написать сочинение о своей мечте.

Д/З Стр. 116-118, выразительно читать.

Записывают домашнее задание.