Ольга Алексеевна Захарова,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка»

Этапы мастер-класса:

1. Мотивация учения.

2. Актуализация темы.

3. Постановка педагогической проблемы.

4. Технология продуктивного чтения.

5. Имитационная игра.

6. Рефлексия.

Цель обмен опытом работы по развитию и читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с видами работы с текстом в начальной школе.
  • продемонстрировать практическую значимость использования данных видов работы с текстом, показать педагогам целесообразность их использования в практической деятельности на уроках.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видео, раздаточный материал.

Форма проведения: беседа, работа с фокус группой и аудиторией.

Этапы работы

Деятельность ведущего мастер-класс

Деятельность участников

1. Мотивация учения. Приветствие

Цель – создание доброжелательной атмосферы.

(30 сек.)

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас в этот весенний день. Весною, с пробуждением природы, сердце распахивается к чему-то новому, неизведанному. Хочется общаться, откровенничать, и взамен получать ответную, доброжелательную улыбку. И все потому, что в душе поселилась ВЕСНА. И манит побужденье новь, как непрочитанная книга.

— А какую книгу можно назвать прочитанной?

— Какого читателя мы можем назвать грамотным?

Приветствуют и слушают ведущего
2. Актуализация темы

Цель – составление портрета идеального читателя.

(1 мин.)

Давайте вспомним и составим портрет идеального читателя. Прошу вас дополнить кластер на экране.

«ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ».

*РАЗМЫШЛЯЕТ …

*АНАЛИЗИРУЕТ …

*НЕ ПРОПУСКАЕТ …

*ЗАДУМЫВАЕТСЯ …

*СВЕРЯЕТ …

* ВКЛЮЧАЕТ …

— Предлагаю вам проверить правильность ваших рассуждений. (на экране)

Составляют портрет идеального читателя

Проверяют

3. Постановка педагогической проблемы

Цель – выявление проблем, связанных с читательской грамотностью.

(1 мин. 30 сек)

Все мы мечтаем об идеальном читателе, а вот как бывает на самом деле.

Посмотрите небольшой видеоролик

(Видеоролик – выпуск Ералаша «Книголюб»)

Наверное, вы догадались о какой проблеме мы будем говорить?

Тема мастер-класса ???

(«Технология продуктивного чтения и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения»)

«Как привить детям любовь к чтению, к книге? Как воспитать книголюбов?»

Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить ребёнка правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. И поэтому перед школой стоит задача по формированию читательской грамотности.

В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

– дети имеют низкую скорость чтения;

– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

– затрудняются кратко пересказать содержание;

– мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Вследствие низкой осознанности прочитанных текстов учащиеся с трудом понимают условие задачи, грамматические правила, т.е. навык смыслового чтения является важнейшим метапредметным результатом, это основа умения учиться.

Просмотр видеоролика

Определяют тему

Слушают ведущего мастер-класса

4. Технология продуктивного чтения

Цель – знакомство со структурой технологии продуктивного чтения.

(2 мин.)

Поэтому я представляю вашему вниманию свой мастер-класс по теме «Технология продуктивного чтения и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения».

Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным.

19 февраля 2023 года исполнилось 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского – одного из основателей российской педагогики.

Его высказывание актуально и в наши дни:

«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приёмов продуктивного чтения.

Давайте рассмотрим его структуру (на слайде).

Технология продуктивного чтения

I ЭтапРабота с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);

II ЭтапРабота с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.
  2. Перечитывание текста.
  3. Беседа по содержанию в целом.

III ЭтапРабота с текстом после чтения

1) Концептуальная (смысловая беседа по тексту)

2) Знакомство с писателем.

3) Работа с заглавием, иллюстрациями.

4) Творческие задания.

Слушают ведущего мастер-класса
6. Имитационная игра (работа с фокус-группой)

Цель – представление педагогических приёмов технологий продуктивного чтения.

(14 мин.)

Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией на уроках литературного чтения. У каждого учителя есть свои методы и приёмы, но мне бы хотелось показать те приёмы, которые использую в своей работе я. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности. А вам я предлагаю побывать в роли моих учеников и поработать над текстом, применяя технологические приёмы продуктивного чтения.

Уважаемые коллеги! Так как я учитель начальных классов, следовательно, вы являетесь учениками второго класса. Итак, начнём работу.

1) Приём «Угадай автора»

Я любезно прошу выйти 6 человек для выполнения первого задания.

Чтобы узнать, с произведением какого автора мы будем работать, я сейчас прикреплю вам на спины буквы, а вы должны будете в течение 1 минуты встать в соответствии с буквами в алфавитном порядке. (буквы А, Й, А, Г, Д, Р)

— Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя (Гайдар). Скажите, что помогло вам выполнить это задание быстро?

Какие УУД формировали? (Коммуникативные, познавательные)

Мы сегодня будем работать над рассказом Аркадия Петровича Гайдара «Совесть».

Обычно у меня на уроках литературного чтения текст читают хорошо читающие дети, поэтому я прошу вас, дорогие мои ученики, прочитать это произведение.

(Чтение текста)

На МО учителей начальных классов мы часто придумываем свои приёмы по работе с текстовой информацией. С одним из них я хочу вас познакомить. Называется «Радуга».

— Давайте обратимся к тексту и проанализируем его, используя приём «Радуга». Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон, и это один из самых действенных приемов по организации рассуждения ребёнка.

2) Прием «Радуга»

Задания даны на разноцветных листах, соответствующих цвету радуги. Каждый цвет радуги имеет своё направление и выполняет свою задачу.

Красный – тревога, опасность, напряжение…

Оранжевый – описание…

Жёлтый – последовательность…

Зелёный – нравственный урок…

Голубой – герои…

Синий – сравнение…

Фиолетовый – фантазия…

Итак, дорогие ученики, возьмите красный лист.

Что он обозначает? (тревогу…)

Найдите в тексте этот момент и прочитайте.

Возьмите жёлтый лист. Что обозначает этот цвет? Восстановите последовательность событий в этом рассказе. (4, 3, 2, 1)

Возьмите голубой лист. Что говорит нам этот цвет? (герои)

Дайте характеристику Нине и Малышу, используя данные слова в столбике, соотнесите их линиями с именами.

Возьмите зелёный лист. Найдите в тексте абзац, в котором заключена основная мысль и прочитайте это предложение.

Этот приём можно использовать на разных этапах продуктивного чтения. При работе с текстом не обязательно использовать все цвета, а используем те цвета, которые соответствуют тексту. Особенно хорошо этот приём использовать при работе в группах. Вариантов работы много.

3) Приём «Карусель»

Для работы над следующим приёмом прошу выйти 5 человек. Возьмите планшеты с текстом. Пожалуйста, встаньте вокруг меня, лицом ко мне. На уроке обучающиеся встают в круг. Для учеников звучат вопросы, ученики будут находить ответы на эти вопросы в тексте, подчёркивать этот ответ, а рядом ставить номер вопроса. Как только это будет сделано, они передают свой планшет соседу по часовой стрелке. Сосед проверяет правильность и только потом звучит второй вопрос. Этот приём называется «Карусель». Ну что, запускаем карусель? (вопросы на экране)

Вопрос №1 (По какому предмету Нина не приготовила урок?)

(ищут ответ, подчёркивают)

Что мы сейчас делаем? (передаём планшет)

Что мы сейчас делаем? (проверяем)

Если неправильно, корректируем.

Крутим карусель дальше.

Вопрос №2 (На кого наткнулась Нина, догоняя бабочку?)

Вопрос №3 (Что ответил Малыш, когда Нина назвала его несчастным прогульщиком?)

Вопрос №4 (Какой положительный поступок совершила Нина?

Вопрос №5 (От чего заплакала Нина?)

Постройтесь в ряд

(проверка)

Итак, дорогие участники группы, отвечаем на вопросы, проверяем по эталону.

Нет ли у вас ошибок?

Присаживайтесь. Чем же мы сейчас занимались с моей группой, какую работу выполняли при помощи приёма «Карусель»? (работали над текстом после чтения на этапе закрепления)

1. Приём «Кубик Блума»

Следующий приём, о котором хочется рассказать, это «Кубик Блума». Это не новый приём, но он очень нравится детям.

Наверняка у каждого дома найдется какой-либо кубик. На каждой грани кубика размещены слова (подумай, почему, объясни, предположи, назови, поделись). Этот кубик универсальный, так как его можно использовать по любому учебному предмету и на внеурочных занятиях.

На гранях кубика написаны начало вопросов и заданий: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик подбрасывает кубик и выполняет задание той грани кубика, которая оказывается сверху. Допустим, выпала грань «ПРИДУМАЙ». Я прошу сейчас участников фокус-группы придумать свой вариант окончания рассказа Гайдара «Совесть».

Работа над рассказом «Совесть»:

«Кубик Блума»:

НАЗОВИ главных героев сказки

ПОЧЕМУ Нина назвала малыша несчастным прогульщиком

СРАВНИ Нину и малыша

ПРЕДЛОЖИ как бы могла закончиться история

ПРИДУМАЙ свой вариант окончания рассказа

ПОДЕЛИСЬ чему учит этот рассказ

Благодаря этой работе и приёмам учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас; совместная работа способствует лучшему пониманию трудного текста; обостряется любознательность, наблюдательность; развивает активное слушание.

Я показала лишь несколько приёмов, а в практике моей работы их намного больше.

Слушают ведущего мастер-класса

Работают в фокус-группе

6. Рефлексия

Цель – получение эмоциональной и доброжелательной оценки результатов обучения.

(1 мин.)

Уважаемые участники фокус группы и аудитории, благодарю вас за сотрудничество и помощь в проведении мастер-класса! Вы очень хорошие ученики и большие молодцы! Спасибо.

В начале нашего мастер-класса мы создали портрет идеального читателя. Надеюсь, что приёмы, которые мы сегодня использовали, помогут вам сформировать грамотного читателя.

ХХ1 век – век научного прогресса, инноваций, нанотехнологий и всевозможных гаджетов, но… умение читать остается тем инструментом, который необходим каждому человеку, даже тому, кто является пользователем Интернет-сетей. Потому что до сих пор актуальны слова французского философа 18 века Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»!