Технология проведения
|
Деятельность учителя
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Деятельность учеников
|
Формируемые УУД
|
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
— актуализировать
требования к ученику с позиций учебной деятельности;
— создать условия
для формирования
внутренней потребности учеников
во включении в учебную деятельность
— уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности
(2 мин.)
|
— Организует актуализацию требований
к ученику с позиций
учебной деятельности.
|
1. Приветствие учителя.
2. Народная мудрость гласит: «Успех приходит к тому, кто к нему стремится».
— Ребята, скажите, пожалуйста, а вы испытывали вкус успеха? В каких ситуациях, например?
— Какие ощущения связаны с ситуацией успеха, что вы испытываете в этот момент?
— Я предлагаю вам начать урок и всем вместе ощутить вкус успеха от образовательной деятельности.
4. У вас у каждого на парте есть, рабочий лист сегодняшнего урока. Прошу весь урок работать только в нём, потом по окончании урока вы мне их сдадите. Достаньте его и напишите сегодняшнее число, фамилию, имя, прошу вас выставлять себе оценку за каждое задание, затем мы выведем среднее арифметическое и получим оценку за урок. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, заполняют лист с заданиями
|
Коммуникативные:
уметь совместно договариваться о правилах
поведения и общения,
следовать им, оформлять свои мысли в устной форме
|
2 этап.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
(8 мин.)
|
Организует обобщение актуализированных знаний, фиксирует индивидуальное затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний
|
1. Ребята, как вы считаете, что объединяет эти четыре фотографии? Какое пересечение смыслов? Можно одним словом? Первое что приходит в голову?
— Спасибо за ваши мнения, но кто был более близок к верному ответу, который я зашифровала, за этими картинками, вы узнаете в конце урока. Пусть пока останется некая интрига.
2. Чтобы достичь успеха в каком-либо деле, нужно всегда владеть информацией. Я предлагаю повторить то, что вам уже известно было ранее.
3. Давайте вместе попробуем отыскать тему сегодняшнего урока, и поможет нам в этом куб с вопросами:
Назовите, что это за многогранник?
Назовите элементы тетраэдра SABC.
Почему ребра AS и BC называются
противоположными?
Объясните, как вы думаете, какая грань является основанием тетраэдра? Как её выбрать?
Предположите, где в жизни встречается тетраэдр?
Подумайте, что получится, если в основании тетраэдра треугольник заменить четырехугольником?
Поделитесь, как вы думаете, какую тему мы будем с вами сегодня изучать? |
Отвечают на вопросы, учителя.
Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения
тетраэдр
— многогранник, состоящий из четырех треугольников
A, B, C, S – вершины
AS, SC, SB, AB, AC, CB –
ребра
ASC, ASB, SCB, ABC – грани
|
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).
Коммуникативные:
уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.
|
3 этап.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель – организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации цели достижения поставленной цели
(5 мин.)
|
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий
|
1. Итак, тема урока … «ПИРАМИДА».
Запишите ее в маршрутный лист.
2. «Пирамида» – (от греч. «пирос» – «огонь, костёр») этим словом греки называли египетские пирамиды.
Думаю, у большинства из вас первой игрушкой в жизни была пирамидка. На уроках истории происходило знакомство со знаменитыми египетскими пирамидами, одним из чудес света.
Образ пирамиды используется в архитектуре. Пирамидальные формы используют также и при огранке драгоценных камней.
Мы с вами рассмотрим пирамиду с математической точки зрения.
— Чтобы достичь успеха в каком-либо деле, нужно всегда четко ставить цели и задачи, давайте спланируем наши цели и задачи.
— Что мы должны узнать о пирамиде?
— Итак, цель сегодняшнего урока – усвоить понятие пирамиды. Постараться запомнить определение пирамиды, её виды, названия элементов. Научиться строить пирамиду и решать простейшие типовые задачи.
|
С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели, определяют средства, ресурсы и сроки.
Шаги учебной деятельности:
1. Сформулировать определение пирамиды.
2. Научиться строить пирамиду.
3. Рассмотреть её элементы и виды.
4. Научиться решать типовые задачи. |
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; моделирование,
решение проблемы, построение логических цепей, анализ; умение структурировать знания;
рефлексия способов и условий действий.
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные:
уметь выражать свои мысли с достаточной
полнотой. |
4 этап.
Реализация построенного проекта.
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии
с планом;
зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения
(6 мин.)
|
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках
|
1. — Итак, что получится, если в основании тетраэдра заменить треугольник четырехугольником?
2. Как вы думаете, какая пирамида получится, если она состоит из:
— четырехугольника + 4 треугольника
— треугольника + 3 треугольника
— шестиугольника + 6 треугольников
— десятиугольника + 10 треугольников
— n-угольника + n треугольников
— Постарайтесь самостоятельно сформулировать определение пирамиды.
— Молодцы, запишите данное определение в рабочий лист.
Давайте выполним практическую работу. Выполнять вы её будете в парах. У вас на столах стоят наборы. Попробуйте построить модель пирамиды.
Перед тем, как мы начнем работать, напомните правила, чтобы работа в группе была успешной.
1 ряд – треугольная пирамида
2 ряд – четырехугольная пирамида
3 ряд – пятиугольная пирамида.
Теперь мы научимся выполнять построение пирамиды.
1. Чертим вместе – плоский многоугольник, в нашем случае четырехугольник (основание пирамиды)
2. Определяем проекцию вершины или основание высоты (из условия задачи).
3. Строим высоту, тем самым определяем вершину пирамиды.
4. Строим боковые ребра.
— Обозначьте пирамиду буквами.
— Запишите элементы полученной пирамиды.
— Как мы определяем проекцию вершины?
— Верно, в задаче должно быть указано условие для выбора проекции. А если этого условия нет?
Мы уже рассмотрели один вид пирамид – произвольные пирамиды.
Рассмотрим еще один.
— Вы посмотрели видео, там говорилось о видах пирамид, может, кто-то смог запомнить?
— Вспомните, каким условиям должна удовлетворять правильная призма.
— Для правильной пирамиды также должны выполняться два условия. Рассмотрим определение правильной пирамиды и выделим их.
— Пирамида называется правильной, если её основание – правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является её высотой.
— Каким условиям удовлетворяет правильная пирамида?
Предлагаю вам выполнить задания в рабочих листах, вам необходимо поставить соответствие каждому названию элемента пирамиды к его определению.
(3 мин.) |
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют новое знание в речи.
— Пирамида – многогранник, основание которого многоугольник, а остальные грани – треугольники, имеющие общую вершину.
1. Уметь договариваться и распределять роли.
2. Быть ответственным.
3. Работать на общий результат.
— По условию задачи
— Основание высоты выбираем в любой точке плоскости основания пирамиды
— Из площади основания и площади боковой поверхности.
— Из суммы площадей боковых граней.
1. Основание – правильный многоугольник.
2. Отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является её высотой. |
Познавательные: Умение различать и строить пирамиду, называть ее элементы, виды; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование собственного мнения (позиции); стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; умение договариваться, приходить к общему решению; умение работать в паре.
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи
|
Динамическая пауза.
Цель –
повысить и удержать умственную работоспособность, обеспечить кратковременный активный отдых, хорошее самочувствие, создать положительную атмосферу
(1 мин.)
|
Организует реализацию динамической паузы.
|
Прошу всех сесть поудобнее, немного расслабится и посмотреть на экран. |
Отвечают на вопрос учителя
|
|
6 этап.
Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель –
организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи
(10 мин.)
|
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи
Разбивает класс на три группы (по рядам)
|
По легенде ,древнегреческий учёный Фалес, странствуя по Египту, был поражен величием пирамиды Хеопса. Эта легенда рассказывает о том, как он нашёл высоту пирамиды. Он предложил для этой задачи простое и красивое решение. Воткнув длинный шест вертикально в землю, сказал: «Когда тень от этого шеста будет иметь ту же длину, что и шест, тогда тень пирамиды будет иметь ту же длину, что и высота пирамиды». Таким образом он измерил высоту тени пирамиды Хеопса.
— Благодаря каким знаниям он смог произвести данные вычисления?
В открытом банке задач ЕГЭ есть задачи, связанные со знаменитыми пирамидами, располагающимися на платформе Гиза.
1. Пирамида Менкаура имеет форму правильной четырёхугольной пирамиды, сторона основания которой равна 102 м, а высота — 66 м. Сторона основания точной музейной копии этой пирамиды равна 34 см. Найдите высоту музейной копии. Ответ дайте в сантиметрах.
2. Пирамида Хефрена имеет форму правильной четырёхугольной пирамиды, сторона основания которой равна 210 м, а высота — 136 м. Сторона основания точной музейной копии этой пирамиды равна 10,5 см. Найдите высоту музейной копии.
3. Пирамида Хеопса имеет форму правильной четырёхугольной пирамиды, сторона основания которой равна 230 м, а высота — 147 м. Сторона основания точной музейной копии этой пирамиды равна 23 см. Найдите высоту музейной копии. Ответ дайте в сантиметрах.
Теперь, ребята, предлагаю вам ответить на тест, в рабочем листе у вас есть вопросы к тесту, ответы заполните в таблицу, предложенную в листе заданий.
Теперь поменяйтесь работами с соседом по парте и начинаем проверять.
Выставьте количество баллов за тест:
6 правильно – 2 балла, 5 – 1,5 балла, 4 – 1 балл, 3 – 0,5.
Давайте вместе проверим правильность выбранных вами ответов
Щелчком мыши учитель выбирает предполагаемые ответы учеников и все вместе анализируют правильность ответа. |
Выполняют задания учителя
|
Предметные:
Уметь решать простейшие типовые задачи по теме «Пирамида».
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
|
7 этап.
Рефлексия учебной деятельности
Цели:
— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
(3 мин.)
|
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности
|
— Давайте подведем итоги нашей с вами работы. С каким многогранником мы с вами сегодня познакомились?
— Что мы узнали о пирамиде?
— Сформулируйте определение пирамиды.
— Назовите элементы пирамиды.
Отметьте ту ступеньку, на которой вы находитесь, на ваш взгляд, на момент окончания урока.
Прием «Пирамида успеха».
1 – учебный материал понятен.
2 – учебный материал понятен, но при выполнении заданий допускал ошибки.
3 – учебный материал не очень понятен.
– Что надо предпринять ребятам, которые сделали отметку на нижней ступени? (На средней ступени? на верхней ступени?) Поясните свою точку зрения. |
Отвечают на вопросы учителя.
|
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
8 этап.
Домашнее задание.
Цель – обеспечить повторение и закрепление материала изученного на уроке
(1 мин.)
|
Формулирует домашнее задание
|
Подготовить рассказ о пирамиде, опираясь на пункт 32, решить задачу № 239. |
Записывают домашнее задание
|
|