Федореева Наталия Николаевна, заместитель директора по теоретическому обучению ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» с. Амурзет.
Направление: Модели компетенций для развития качества образовательного процесса в организациях СПО.
Название статьи: «Управление квалификацией педагогических работников для обеспечения деятельности образовательной организации».
Актуальность данной темы состоит в том, что современное состояние общества и модернизация системы образования требуют от образовательной организации создания механизма управления развитием её кадрового потенциала, а также научной проработки методов кадрового обеспечения в условиях введения ФГОС. В соответствии с этим важнейшими направлениями кадровой политики в области образования являются: совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников; работа по удовлетворению потребностей образовательного учреждения в высококвалифицированных и творческих кадрах; повышение престижа педагогической профессии. В этом случае методическое сопровождение выступает процессом, направленным на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности. Необходимы такие формы организации повышения квалификации, которые позволят эффективно реализовать личностно-ориентированный, деятельностный подход, опирающийся на самообразование, индивидуальный темп усвоения предлагаемого содержания курсов.
Объектом данной статьи является процесс развития кадрового потенциала в ОГПОБУ «Многопрофильный лицей».
Проводя исследование по данной теме, прежде всего ставилась цель оценки фактической роли административной и методической службы лицея в профессиональном росте педагогов.
Для себя поставила следующие задачи в работе:
— проанализировать систему повышения квалификации работников;
— выявить особенности системы повышения квалификации;
— достоинства и недостатки данной системы;
— сформулировать предложения по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации в лицее.
Методологической основой исследования является анализ и сопоставление теоретических основ методического анализа профессиональных компетенций педагогов среднего-профессионального образования с практикой, основанной на повышении квалификации педагога и как следствие эффективной работы лицея.
Эффективность образовательной организации зависит от квалификации педагогических работников, их расстановки и использования, что влияет на качество образования.
Кадровый потенциал образовательной организации – это возможности определенной категории работников, которые могут быть приведены в действие в процессе трудовой деятельности в соответствии с должностными обязанностями и поставленными перед коллективом целями на определенном этапе развития
Одним из важнейших факторов в процессе управления кадрами является системный подход, который основан на системном анализе. Применение системного подхода в анализе кадрового потенциала организации, будь то образовательной или коммерческой, включает ряд методов.
Методы оценки кадрового потенциала образовательной организации
Название метода |
Краткая характеристика |
Метод декомпозиции |
Заключается в разбиении сложных явлений на более простые, облегчая тем самым их изучение. После разбиения следует изучение каждой части, а затем их моделирование и синтез. |
Метод последовательной подстановки |
Позволяет изучить влияние всех факторов по отдельности на функционирование персонала, исключая влияние других факторов. В результате применения метода факторы ранжируются и отбираются наиболее существенные из них. |
Метод сравнений |
Дает возможность анализировать управление персоналом с учетом временного фактора. При этом желаемое состояние подсистемы в будущем сравнивается с нормативным состоянием или с состоянием в прошлом периоде. В результате исключается несопоставимость и расширяются возможности для сравнений. |
Метод структуризации |
Данный метод предусматривает количественное и качественное обоснование целей подсистемы управления персоналом организации с точки зрения их соответствия целям организации. Этот метод охватывает анализ целей, их ранжирование и развертывание в систему (построение «дерева целей»). |
Экспортно-аналитический метод |
Предполагает привлечение высококвалифицированных специалистов (экспертов) в области менеджмента. |
Метод главных компонент |
Позволяет отразить в одном показателе (главном компоненте) свойства многих показателей, характеризующих определенное явление. |
Опытный метод |
Метод связан с системным и ситуационным анализом, базируется на опыте предшествующего периода данной (или другой аналогичной) системы управления. |
Метод коллективного блокнота («банка идей») |
Основывается на применении «мозгового штурма» (мозговой атаки) и позволяет сочетать независимое выдвижение идей с их коллективной оценкой и совместным поиском путей наиболее эффективного использования кадрового потенциала. |
Сегодня преподавателю необходимо организовывать образовательный процесс, не только опираясь на идеи личностно-развивающего образования; но и овладев современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрить инновации в педагогическое проектирование на основе анализа и самоанализа профессиональной деятельности.
В связи с этим возникла необходимость в качественной подготовке педагога, работающего в среднем профессиональном учреждении, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.
С целью оказания помощи педагогам в лицее спланирована и организована работа по переобучению педагогического коллектива, которая осуществляется в тесном сотрудничестве с ОГАОУ ДПО «ИРО» ЕАО, где в очной и заочной форме педагогам предоставляется возможность пройти курсы повышения квалификацией и курсовую переподготовку.
Повышение квалификации педагогических кадров – традиционный для системы образования вопрос, поскольку он напрямую связан с проблемой качества образования.
Реализация современных стандартов невозможна без качественного изменения деятельности педагогов. В связи с этим, деятельность по развитию кадрового потенциала образовательного учреждения должна стать одним из основных направлений работы администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения.
Таким образом, мной определено, что под профессиональной компетентностью принято понимать характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений в конкретных образовательных ситуациях и педагогических задачах.
Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний современного педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.
Конечно, невозможно сделать так, чтобы педагогический коллектив полностью обладал высоким уровнем профессиональной компетентностью, однако в этом и состоит одна из основных задач учебно-методической составляющей ФГОС в работе среднего профессионального учреждения.
Целью методической работы в ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» является повышение профессиональных компетенций, рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала педагогических работников лицея. Для реализации данной цели в рамках методической работы решались следующие задачи:
— организация работы по созданию нормативно-правовой базы образовательного учреждения;
— обеспечение проведения диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов;
— контроль за выполнением образовательных программ, уровнем обученности и воспитанности обучающихся;
— повышение педагогического мастерства педагогических работников в целях обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
— создание условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта.
Неотъемлемой частью методической работы в лицее является работа методических комиссий. На заседаниях методических комиссий рассматривались вопросы, связанные с изучением и применением новых педагогических техник и технологий, изучали тексты и варианты заданий итоговых контрольных работ, экзаменационных и других учебно-методических материалов. Проводился анализ контрольных срезов знаний, намечались ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях обучающихся.
В рамках работы методических комиссий проводились конкурсные недели, мероприятия воспитательной направленности по формированию нравственных качеств личности, ЗОЖ, профессиональному ориентированию обучающихся, патриотизму.
Заседания проводились регулярно, включали в себя открытые уроки по обмену опытом, доклады по темам самообразования и обмену опытом работы. Продолжается традиция проведения конкурсных недель по профессиям, предлагаемым лицеем, предметных недель. На методических комиссиях поднимались наиболее острые проблемы, возникающие в профессиональной деятельности педагогов и мастеров производственного обучения.
Анализируя работу методических комиссий, следует отметить, тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед педагогами лицея; заседания тщательно подготовлены и продуманы; выступления и выводы педагогов, основывались на анализе и практических результатах, позволяющих сделать серьезные методические обобщения. Проводилась работа по овладению педагогами современными методиками и технологиями обучения. Педагогами уделялось внимание формированию у обучающихся навыков творческой и репродуктивной деятельности.
Работа административной и методической службы лицея направлена на повышение образовательного уровня педагогов через внедрение новых информационных технологий и совершенствование педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения с использованием теоретических и практических форм работы, а так же организованную систему мониторинга и планирования работы по повышению квалификации педагогических работников через различные мероприятия в том числе курсовой переподготовки и стажировки.
В приведённом материале работы прослеживается то, что выросла активность педагогов, их стремление к творчеству. В ходе проводимых конкурсных недель были проявлены хорошие организаторские способности педагогов, разнообразные формы их проведения вызвали повышенный интерес у обучающихся к осваиваемым профессиям.
Одним из приоритетным направлением методической работы на 2024-2025 учебный год является: повышение квалификации педагогических работников через аттестацию, профессиональную стажировку, взаимопосещение уроков, обучение на курсах, участие в семинарах, обобщение и распространение педагогического опыта.
Список литературы
1. Алгоритм профессиональной успешности педагога/Под ред. Л.А. Флоренковой, Т.В. Цербовой: Учебно-методическое пособие. – СПБ, 2013
2. Афанасьева Л.А. Анализ кадрового потенциала организации // Ключевые вопросы в современной науке 2014: материалы 10-й международной научно-практической конференции. – София: Бял ГРАД-БГ. – 2014. – С. 52–55.
3. Балынская Н. Р., Кузнецова Н. В., Синицына О. Н. Показатели оценки кадрового потенциала предприятия // Вопросы управления. – №2. – [2015]. Электрон. дан.: http://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-otsenki-kadrovogo-potentsiala-predpriyatiya.
4. Богатырева О.Н., Бармина Е.Ю., Кадровые технологии в системе управления персоналом: учебное пособие. – [2013]. – Электрон. дан. :http://www.nizrp.narod.ru/metod/kafmenedgiprava/1.pdf
5. Бурмистрова А.В. Становление и развитие профессионально-педагогической компетентности педагога в условиях введения ФГОС Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014.
6. Ваганова В.И. Структура и содержание профессиональной деятельности будущего учителя // Вестник Бурятского государственного университета, № SB / 2012
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы // ИПС «Гарант». – [2014]. – Электрон. дан. :http://base.garant.ru/70643472/.
8. Гревцева Т.А. Формирование кадрового потенциала образовательных учреждений: личностные результаты // Ценности и смыслы Выпуск. – №2. – 2014. – С. 129-134.
9. Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: Учебник для бакалавров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 389 с.
10. Ибрагимова Л. А., Петрова Г. А. Профессиональная компетенция учителя: содержание, структура // Вестник Нижневартовского государственного университета, №1 / 2010.
11. Кравцова Л. А. Междисциплинарная сущность компетентностного подхода в повышении квалификации и переподготовки кадрового потенциала образовательного учреждения // Теория и практика общественного развития. – 2010,№ 4. – С. 99-104.
12. Лихацких Е.В. Кадровая политика: стратегия изменений // Директор школы, № 1, 2016
13. Ляпина Л. Система профессионального раста педагога – наставлять имотивировать // Директор школы, № 4, 2012
14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: АЗЪ, 1995.
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013 г. № 798 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования» // СПС «Консультант Плюс» – [2014]. – Электрон. дан.: http://www.consultant.ru.
16. Сабельникова С.И., Муреева Н.А. ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса // Менеджер образованияhttp://www.menobr.ru/article/6002-fgos-izmeneniya-v-deyatelnosti-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa
17. Сухарев От оценки к управлению кадровым потенциалом // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – №3. – [2012]. – Электрон. дан.: http://cyberleninka.ru/article/n/ot-otsenki-k-upravleniyu-kadrovym-potentsialom.
18. Текнеджян Т.В., Аверкиева Л.А. Рекомендации к построению методической работы при освоении дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000». – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2012.
19. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.
20. Что такое качество образования? / Приоритетный национальный проект «Образование» – [2016]. Электрон. дан. :http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_1832_1.pdf .
21. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России.