Копту Наталья Юрьевна

Учитель математики МКОУ СОШ с. Бабстово, Ленинского района,
победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года- 2025» в Еврейской автономной области.

 

Технологическая карта урока

Тема учебного занятия Урок по теме: «Решение текстовых задач алгебраическим методом»
Учитель: Копту Наталья Валерьевна МКОУ СОШ с.Бабстово
Класс

9

Тип урока

Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков

Вид урока

Комбинированный урок

Цели урока Метапредметные
Актуализация и повторение знаний, обучающихся по теме «Решение текстовых задач алгебраическим методом», составление и отработка алгоритмов решения текстовых задач на примере задач формата ОГЭ, фиксация трудностей (определение этапов решения, на которых вероятнее всего допустить ошибку при решении) Содержательная: повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки обучающихся, необходимые для решения практических задач

Деятельностная: Формирование необходимых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций; умение оценивать свою деятельность и свои знания), формирование объективной необходимости изучения этого материала.

Развитие внимания, мышления, самостоятельности, творческих способностей
Задачи урока Обучающие. Закрепить навык решения текстовых задач. Содействовать развитию умения анализировать, сравнивать, применять полученные знания в новых ситуациях, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающие. Способствовать развитию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:

  1. Познавательных — умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы.
  2. Личностных –умения выявлять значимость изучения темы для личностного роста и развития.
  3. Регулятивных – развития навыков целеполагания, рефлексии, контроля и оценки.
  4. Коммуникативных — умения грамотно выражать свои мысли в устной речи, письменно, осуществлять взаимодействие с членами

 

ответственности, ролей).

Воспитательные. Формировать положительную мотивацию к изучению алгебры и начал анализа, используя разнообразные приемы учебной деятельности. Воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Планируемый результат Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к обучению, способности к саморазвитию и самообразованию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Обучающиеся покажут умение:

  1. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  2. Оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • использование языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Обучающиеся покажут умение:

  1. Учитывать разные мнения интересы обучающихся в группе и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.

Обучающиеся покажут умение:

  1. Ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  2. Искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.
Образовательная среда урока компьютер, доска, презентация, раздаточный материал.
Формы работы на уроке Фронтальная, групповая, индивидуальная
Межпредметные связи Физика, химия
Ресурсы Основные.

  • УМК:Дорофеев Г.В. .; Алгебра 9 класс, М.: Просвещение,2021 г.

Второстепенные.

  • Сайт открытого банка заданий ФИПИ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный

(1 мин.)

Приветствует ребят и организует деятельность по подготовку к уроку!

Приветствуют. Готовят свое рабочее место, переходят от отдыха к учебной деятельности

Личностные УУД:

Регулятивные УУД : Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности

Коммуникативные УУД: умение слушать. Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета.

2

Мотивационный

(5мин)

Вступительное слово учителя.
Обращает внимание детей на слайд презентации и задает вопрос.

Перед нами на доске таблица, что вы можете о ней рассказать?

Давайте заполним недостающие ячейки

Чем нам помогает таблица на уроках математики?

Формулирую тему урока

«Решение текстовых задач алгебраическим методом»

Мотивирует учащихся на занятие, подчеркивая важность изучения темы.

Подводит обучающихся к формулировке темы и целей урока.

На ваших столах лежат листы самооценки, поставьте пожалуйста каждой компетенции оценку, на начало урока. Что вы уже умеете, что вам надо повторить

отвечают на вопросы

Рабочие инструменты

Нож

Разделочная доска

Кастрюля

Кассовый аппарат

Весы

Товарный чек

Доска

Мел

Тетради

Профессия

Повар

Продавец

Учитель

Систематизации знаний

Предлагают цели.

Цель: повторить изученный ранее материал (формулы, алгоритмы) и продолжить формировать практические умения и навыки при решении текстовых задач

Задачи:

1. Актуализировать знания

2. Составить алгоритм решения задач на смеси и сплавы

Записывают дату и тему урока

Личностные УУД: определение значимости изучения темы для личностного роста и развития Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД :Умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Познавательные УУД:Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

КоммуникативныеУУД:Умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию

3

4.

Актуализация знаний (2 минут)

Этап первичного усвоения знаний

(9 мин)

Проверка первичного усвоение знаний на практике.

Выполнение заданий на оценочных листах

(7 минут)

Готовит обучающихся к активной основной учебно-познавательной деятельности.

Сегодня на уроке я вам предлагаю небольшую экскурсию в необычный музей – музей профессий. Первый зал нашей экспозиции называется «Зал домашнего повара»

Посмотрите пожалуйста, перед нами ингредиенты для овощного салата. Вот только одна беда, для заправки требуется лимонный сок, а лимонов как раз у нас нет. Что же делать? чем можно заменить лимонный сок? но ведь лимонная кислота это концентрированный порошок, что делать?

Предлагаю вам практическую задачу: Прочитайте ее пожалуйста вслух.

Перед нами 100мл чистой воды и банка с лимонной кислотой. Сколько грамм кислоты надо добавить в воду, чтобы получить 5% раствор лимонной кислоты?

Составим таблицу

После первой задачи, гимнастика для глаз

Одна чайная ложка лимонной кислоты содержит примерно 5г, поэтому на как раз столько и нужно.

Давайте добавим кислоту в воду, смотрите, она растворилась, мы получили аналог лимонного сока, заправим полученным раствором наш салат. Домашним поваром является каждый из нас, поэтому эти знания нам пригодятся в повседневной жизни.

. У вас по классу висят цветные листы с математическими константами и формулами.

1.Какого цвета формула , отражающая нахождение скорости через время и расстояние.

2. Какого цвета функция, графиком которой является парабола?

3. Какого цвета число Пи?

И здесь у вас все получилось!

Приглашаю вас во второй зал нашего музея. Этот зал посвящен профессии технолог пищевых концентратов. Как вы думаете, чем занимается специалист этой профессии.

Перед вами на столах задания. Я предлагаю вам, работая в группах решить предложенную вам задачу

Замечательно. Может у кого то задача отличалась? Именно вы и привели нас в третий зал нашего музея профессий. Зал сталеваров. А как эта профессия связана с темой нашего урока?

Разберем задачу?

Лимонная кислота

Вода

Лимонная кислота

Раствор лимонной кислоты

Масса (г)

100

Х?

100+х

Концентрация кислоты ( %)

100%

5%

Масса вещества (г)

0,05(100+х)

Решим линейное уравнение

Х-0,05х=5

0,95х=5

Х===

Ответ: Потребуется 5грамм лимонной кислоты.

Консервация

1 вариант

По рецепту засолки огурцов нужен 5% раствор уксусной кислоты, а в наличии на производстве только 70% эссенция. Сколько граммов уксусной эссенции надо взять, если воды 20 литров. Считаем, что 1 литр равен 1 кг воды.

Вода

70% концентрат

уксусной кислоты

5%раствор уксусной кислоты

Масса (кг)

20

Х?

20+х

Концентрация кислоты (%)

70%

5%

Масса сухого вещества (кг)

0,7Х

0,05(20+х)

0,7х=0,05(20+х)

0,7х-0,05х=1

0,65х=1

Х===

Ответ: потребуется 1500 грамм уксусной эссенции.

(У одной из групп другая задача)

На заводе готовят сплав олова. Для этого смешивают два сплава: один содержит 10% олова, а другой 30% олова. Сколько кг каждого сплава надо смешать, чтобы получилось 20 кг сплава, с содержанием олова 20%

1 сплав

2 сплав

3 сплав

Масса (кг)

Х?

у?

20 кг

Концентрация олова (%)

10%

30%

20%

Масса вещества (кг)

0,1х

0,3у

0,2*20

Составим систему уравнений

2у=20

У=10

Х=20-у

х=10

Ответ: по 10 килограмм первого и второго сплава надо взять.

Личностные УУД:

Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях

Регулятивные УУД

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата, внесение необходимых дополнений и корректив

Коммуникативные

Слушать собеседника, строить высказывания , формулировать собственное мнение

Личностные УУД

Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях

Регулятивные УУД

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата, внесение необходимых дополнительных корректив

Познавательняе УУД

Составление плана последовательности действий, прогнозироавание результата и выбор наиболее эффективных способов решения

5

Подведение итогов урока Рефлексия.

(4 минут)

Домашнее задание

Рефлексия Итоги

2 мин

Мы с вами посетили три больших зала нашего музея.

В каком из залов вам понравилось больше всего? Какая профессия вас заинтересовала больше всего?

У нас остался последний зал на сегодня, это зал «Сувенир на память». У вас в раздаточном материале есть подарок, закладка с алгоритмом решения квадратных уравнений, дизайн которой разработала одна из моих учениц в ходе работы над проектом.

Предлагаю вам выполнить домашнее задание в формате творческой работы. Предлагаю вам придумать задачу по теме нашего урока и решить ее.

Все задачи, которые мы с вами сегодня рассматривали, взяты с сайта ФИПИ, те это наши экзаменационные задания по математике за курс 9 класса.

Задает вопросы:

  1. Достигли мы целей урока?

2. Давайте еще раз сформулируем алгоритм решения задач на смеси и сплавы:

Демонстрирует слайд

Вернитесь, пожалуйста к вашему листу самооценки, поставьте пожалуйста каждой компетенции оценку, на конец урока.

Изменились ли ваши оценки, был ли полезен для вас урок?

Ученики слушают учителя, делают выводы по уроку и отвечают на вопросы рефлексии. Оценивают значимость полученных знаний для себя на этом уроке. Отмечают значимость полученных знаний для успешной сдачи ГИА

1. Внимательно читаем задачу

2. Выписываем массы смесей или сплавов

3. Выписываем концентрацию заданного вещества

4. Выражаем сухое вещество

5. Составляем уравнение или систему уравнений

6. Решаем уравнение или систему уравнений

Я очень надеюсь, что наш сегодняшний урок вам помог повторить, может быть кому то помог узнать что то новое, а кого то и познакомить с такими замечательными задачами на смеси и сплавы, которые нам пригодятся в повседневной практической жизни.

 

Личностные УУД

Оценивание уровня сложности урока.

Оценивание личностной значимости информации, полученной на уроке с практической точки зрения. Умение анализировать результаты собственной деятельности

Регулятивные УУД

Анализируют результаты собственной деятельности. Определяют существующие пробелы. Осуществляют самоконтроль и самооценку.

Познавательные УУД

Анализ, дифференциация, сопоставление информации.

Коммуникативные УУД

Определние итога урока.

Высказывание собственного
мнения. Умения слушать других.

 

Оцените свои компетенции по следующим критериям, поставив отметку в соответствующей ячейке:

Компетенции

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Начало урока

Конец урока

Начало урока

Конец урока

Начало урока

Конец урока

Начало урока

Конец урока

1. Умею правильно обозначать неизвестные в задачах.
2. Способен составлять уравнения на основе условий задач.
3. Умею объяснять свои решения и обоснования другим.
4. Умею анализировать ошибки в своих решениях.