Стекольщиков Никита Сергеевич

Учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 1 г. Биробиджан,
призер регионального этапа Всероссийского  конкурса «Учитель года- 2025» в Еврейской автономной области.

                                                                                 Конспект урока 

Предмет: Окружающий мир.
УМК: Планета знаний.
Класс: 4.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Тема урока: Великая Отечественная война.
Цель: знакомство учащихся с ключевыми событиями Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательная: обогатить учащихся новыми сведениями о событиях периода
1941–1945 годов, познакомить со значимыми сражениями периода Великой
Отечественной войны.
Развивающая: развивать навыки работы в группе, умение анализировать и кратко
излагать информацию.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и уважения к подвигу советского
народа.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать
знания о ВОВ; обобщать и делать выводы на основе работы с информационными
материалами.
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности;
планируют свои действия в соответствии с поставленной целью.
Познавательные: развивают умения извлекать информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения,
договариваются и приходят к общему решению, работая в группе.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: рабочие листы (шаблоны газет) для групп, фотографии, иллюстрации
по темам, маркеры, цветные карандаши, клей, ножницы, интерактивная панель.
2
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин)
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний (3 мин)
Звучит запись голоса Левитана («От советского информбюро…» о начале войны).
Вопросы классу:
О каком событии идет речь? Когда началась и закончилась Великая
Отечественная война? (22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.) Почему она называется
именно «Великая Отечественная»?
Я думаю, что вы уже догадались какой будет тема нашего урока сегодня.
Тема урока: Великая Отечественная война.
Учитель (тихим, взволнованным голосом, под звуковую дорожку):
«22 июня 1941 года. Раннее утро. Миллионы людей ещё спят… И вдруг – грохот
снарядов, рёв самолётов. Так, без объявления войны, фашистская Германия напала на
нашу страну. Началась Великая Отечественная война – самая страшная в истории
России.»
Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и
женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.
Мальчишки и девчонки, которым не было и 18 лет приписывали себе возраст и тоже
добровольцами отправлялись воевать против врага.
3. Постановка учебных задач (3 мин)
Достаю конверт с «письмом» (стилизованный под фронтовой треугольник).
Ребята, кто знает, что это за письмо такое, в виде треугольника?
В 1941 году в армию ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем,
конвертов не хватало. В такой обстановке и родился «фронтовой треугольник». Народ
прозвал его солдатским. Письма с фронта – простой незатейливо сложенный
тетрадный листок.
Давайте прочитаем данное письмо (выдать желающему ребенку на чтение)
Дорогие потомки! Если вы читаете это, значит, мы победили. Расскажите
своим детям:
3
Через какие испытания прошла страна? Кому обязана своим спасением? Почему
эту войну нельзя забывать?
Как бы вы ответили на это письмо? Какие факты нужно изучить, чтобы ответить
правильно? (ответы детей)
Фиксация учебных задач на доске:
Изучить главные битвы (испытания).
Узнать о героях войны (спасители).
Понять значение Победы (память).
4. Открытие нового знания (2 мин)
Учитель (показывая современную газету и фронтовое письмо):
«Представьте: 1941 год. Радио и газеты – единственная связь между фронтом
и тылом…»
А кто же доставлял эту информацию в газеты и на радио? Откуда её брали?
(ответы детей)
В годы Великой Отечественной войны многие журналисты, писатели и поэты
стали военными корреспондентами, сражаясь, бок о бок, вместе с солдатами за
свою Родину. Фронтовые корреспонденты прошли дорогами войны от Москвы до
Берлина. Они старались сохранить историю и память о войне для будущих
поколений.
Примеры (на экране)
Константин Симонов, Александр Твардовский
Сегодня мы с вами тоже станем военными корреспондентами. Как журналисты
той поры, будем рассказывать о войне. Ваши газеты – это память о тех, кто подарил
нам мирное небо.
5. Работа в группах (8 мин)
Каждая группа – «военные корреспонденты», которые должны подготовить
газетный лист о своем событии. Для этого у вас на столах есть большой рабочий лист
в виде газетной страницы, информация о событии, фотографии и рисунки, маркеры,
клей.
4
План работы в группе:
Название события и даты.
Основные факты (несколько предложений).
Герои события.
Интересные факты.
Фото, рисунки или коллажи.
Обязательно распределите обязанности: кто отвечает за основные или
интересные факты, кто за фотографии.
На работу вам отводится 8 минут. После окончания работы вы расскажете свой
репортаж о вашем событии. Остальные группы должны быть готовы задать вопросы
тем, кто представляет свой репортаж.
Таймер на экране, чтобы вы могли следить за временем. Я буду наблюдать за
вашей работой и помогать при необходимости.
Когда начинается работа в группах, я размещаю на доске «Ленту времени», а
затем проверяю работу групп, при необходимости помогаю)
6. Физминутка (1 мин)
Работа в группах заканчивается.
Корреспонденты на фронте не только писали, но и преодолевали препятствия!
Сейчас проверим вашу готовность к опасным командировкам!
Дорога на передовую
Чтобы добраться до места событий, нужно:
«Перейти болото» – высоко поднимаем колени.
«Пройти через непролазную чащу» – движения руками от центра в стороны.
Работа в полевых условиях
«Фотосъёмка» – «делаем снимок» (руки рамкой перед глазами в разные стороны)
«Маскировка» – по команде «Авианалёт!» все замирают.
7. Работа по теме урока (представление репортажей) (8 мин)
Каждая группа кратко рассказывает о своем событии (1–2 минуты). И начнем мы
в хронологическом порядке, чтобы у нас получилась «Лента времени».
Вопрос классу — какое событие было первым? (Брестская крепость).
5
Выходит 1 группа, у которой была «Оборона Брестской крепости».
Вопросы группе от учеников/учителя.
Выходит 2 группа, у которой была «Блокада Ленинграда».
Вопросы группе от учеников/учителя.
Выходит 3 группа, у которой была «Сталинградская битва».
Вопросы группе от учеников/учителя
Выходит 4 группа, у которой была «Курская битва».
Вопросы группе от учеников/учителя.
Выходит 5 группа, у которой была «Взятие Берлина».
Вопросы группе от учеников/учителя.
8. Обобщение материала (3 мин)
Молодцы. Вы отлично справились с работой военных корреспондентов и
рассказали о самых значимых событиях Великой Отечественной войны.
Пока вы работали над выпусками, к нам поступили рассекреченные данные.
Летом 1945 года, когда вся страна праздновала Победу, здесь, на Дальнем Востоке,
шла своя война – с Японией. И решающую роль сыграл тайный тоннель под Амуром
у города Хабаровск.
Строить его начали ещё до начала войны, в 1937 году. Закончили его
строительство в 1941. С помощью этого тоннеля в 1945 году за 3 недели перебросили
50 000 солдат, 800 танков, артиллерию, чем решили судьбу Маньчжурской операции
(война с Японией).
До 1990-х тоннель не отмечали на картах. Сейчас это стратегический объект
РЖД.
Кто-нибудь знал об этом тоннеле? Не каждый взрослый даже о нём слышал.
9. Подведение итогов (3 мин)
Хронологическая лента (визуализация на доске)
Ребята, вы только посмотрите. От первых выстрелов в Бресте в 1941 до
победного салюта над Берлином 1945 – ваш «полк военных корреспондентов»
восстановил весь путь к Победе. За 1418 дней войны каждый из этих эпизодов стал
кирпичиком в стене, которая остановила фашизм!
6
Связь героизма и современности
На экране две газетные сводки
1943 год (Сталинград) – заметка о снайпере Зайцеве.
2024 год (СВО) – фото современного снайпера с надписью «Потомок Зайцева».
Как вы думаете, в чём связь этих двух репортажей?
Ваши репортажи о прошлом и сегодняшние сводки – звенья одной цепи. Те же
герои, те же слова: «Ни шагу назад», «За Родину!»
Демонстрация двух кадров:
1945: Военкор Константин Симонов в Берлине
2024: Репортёры в зоне СВО
В 1941-м правда о войне поднимала дух тыла. Сегодня корреспонденты ведут
блоги, снимают ролики из зоны СВО – это тоже поднимает дух наших солдат, когда
вся страна знает правду. Вы же, как юные корреспонденты, сделали свой вклад –
сохранили память.
Вернемся к нашим задачам урока. Мы справились с их выполнением?
Расскажите об этом.
10. Рефлексия (3 мин)
Сейчас я предлагаю подвести наш итог урока очень простой игрой, которая
называется «Одно слово – одна эмоция». Каждый из вас, по цепочке называет:
Одно слово, которое запомнилось с урока («блокада», «знамя», «подвиг»)
Эмоцию, которую испытываете сейчас («гордость», «грусть», «уважение»)
Заключительное слово
Под звуки метронома:
Память от тех событиях не исчезла со временем. Она живёт в письмах, которые
вы сегодня читали, в ваших газетах, в сводках СВО. Особенно сейчас, в преддверии
юбилея великой победы, 80-летия это великой даты, мы должны помнить о тех,
благодаря кому мы сегодня живем в этом мире. Предлагаю закончить наш урок
минутой молчания.
7
Приложение (справочный материал)
«Первые герои войны». 22 июня – 20 июля 1941 г.
Основные факты:
22 июня 1941 года в 4:15 утра немецкие войска без объявления войны атаковали
Брестскую крепость. Защитники крепости (около 3,5 тысяч человек) оказались в
окружении, но не сдались. Бои продолжались более месяца, хотя немцы планировали
взять крепость за 12 часов. Последние очаги сопротивления подавили только к концу
июля 1941 года.
Герои и подвиги:
Майор Пётр Гаврилов – командовал обороной Восточного форта, продолжал
сражаться даже после ранения. Политрук Фомин – организовал первую контратаку,
погиб в бою.
Интересные факты:
На стене крепости сохранилась надпись: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай,
Родина. 20.VII.41». Немцы были поражены мужеством защитников и даже отдали
им воинские почести.
Название: «872 дня мужества». 1941–1944.
Основные факты:
Город окружили 8 сентября 1941 года, сообщение с «большой землёй» было
только через Ладожское озеро («Дорога жизни»). 872 дня блокады – самая долгая
осада в истории. От голода и бомбёжек погибло около 1 миллиона человек. 27 января
1944 года блокада была полностью снята.
Герои и подвиги:
Таня Савичева – 11-летняя девочка, которая вела дневник, где записывала
смерти родных. Водители «Дороги жизни» – под обстрелами везли хлеб в город.
Рабочие и школьники – тушили зажигательные бомбы, работали на заводах.
Интересные факты:
125 граммов хлеба – дневная норма зимой 1941–1942 гг. В блокадном Ленинграде
работали школы, а композитор Шостакович написал 7-ю («Ленинградскую»)
симфонию.
8
Название: «Поворотный момент войны». 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г.
Основные факты:
Самая кровопролитная битва в истории (около 2 млн погибших). 200 дней и
ночей непрерывных боёв – с лета до лютой зимы. Ключевой момент: 19 ноября 1942
– начало контрнаступления («Операция Уран»). 2 февраля 1943 – капитуляция
немецкой армии.
Герои и подвиги:
Снайпер Василий Зайцев – уничтожил 242 фашиста. Медсестра Анна
Бесчастнова — вынесла с поля боя 120 раненых под огнём.
Интересные факты:
Мельница Гергардта – одно из немногих зданий, которое немцы так и не взяли.
Дом Павлова – 58 дней удерживался небольшой группой бойцов. После битвы город
был полностью разрушен, но его восстановили.
Название: «Великое танковое сражение». 5 июля – 23 августа 1943 г.
Основные факты:
Крупнейшее танковое сражение в истории – под Прохоровкой сошлось до 1200
танков. 50 дней и ночей непрерывных боёв на огненной дуге протяжённостью 250 км.
Операция «Цитадель» – последнее крупное наступление вермахта на Восточном
фронте. Немцы использовали новые танки «Тигр» и «Пантера», но проиграли. После
Курской битвы Красная Армия перешла в наступление.
Герои и подвиги:
Лётчик Александр Покрышкин – сбил 59 вражеских самолётов. Танкист Иван
Кожедуб – уничтожил десятки вражеских машин.
Интересные факты:
В битве участвовало около 6 000 танков и 4000 самолётов. Советские солдаты
использовали противотанковые ружья и мины, чтобы остановить «Тигров».
9
Название: «Победа!». 16 апреля – 2 мая 1945 г.
Основные факты:
16 апреля 1945 – начало штурма Берлина. штурм длился 16 дней. Участвовало
2,5 млн советских солдат против 1 млн немецких. 30 апреля – советские солдаты
водрузили знамя Победы над Рейхстагом. 2 мая – немецкий гарнизон сдался. 9 мая –
подписание акта о капитуляции Германии.
Герои и подвиги:
Михаил Егоров и Мелитон Кантария – бойцы, поднявшие знамя над Рейхстагом.
Маршал Жуков – командовал операцией.
Интересные факты:
Бои шли за каждый дом, немцы прятались в метро. В Берлине до сих пор сохранились следы от пуль на зданиях.