Петренко Ирина Валерьевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова г. Биробиджан,
призер регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года -2025» в Еврейской автономной области.
Конспект урока
«Военная поэзия Юлии Друниной»
Цель: пробуждение интереса к жизни и творчеству Юлии Друниной; формирование нравственно-мировоззренческих, в том числе гражданско-патриотических позиций обучающихся.
Задачи:
обучения
-
расширить и углубить знания школьников о жизни и творчестве Юлии Друниной;
развития
-
развить навыки публичного выступления;
-
развить художественные, творческие способности;
воспитания
-
воспитывать бережное отношение к литературному наследию России;
-
воспитывать активную жизненную позицию, литературный вкус, читательскую и информационную культуру школьников;
-
воспитывать через творческую активность обучающихся духовность, чувство прекрасного, любовь к жизни.
Целевая аудитория: обучающиеся 9-х классов
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать со стихотворения. Прослушайте его, назовите автора и тему занятия.
Я только раз видала рукопашный
Раз — наяву, и тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Тема нашего урока: “Военная поэзия Юлии Друниной”. Сегодня будем говорить о какой войне? (о Великой Отечественной войне). Запишите тему урока.
Цель: знакомство с жизнью и военной поэзией поэтессы Юлии Друниной, узнать, каким была человеком Юлия Друнина, определение тем ее творчества, чтение и анализ произведений.
Работа с понятием «Война». Давайте подберем ассоциативный ряд к этому слову. Предположите, какое отношение имела поэтесса Юлия Владимировна Друнина к Великой Отечественной войне? (ответы учащихся) Давайте проверим ваши предположения — посмотрим видеоролик
Просмотр видеоролика о Ю.Друниной. Беседа:
— Какое отношение имела поэтесса к ВОВ?
— Какие качества характера Ю.Друниной вы можете отметить? Запишите их.
Прежде чем приступить к анализу стихотворений Ю.Друниной, нам нужно вспомнить о средствах художественной выразительности, которые используют для создания образной, эмоциональной речи. Какие СХВ вам известны?
Работа с литературоведческими понятиями (средствами художественной выразительности):
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно — выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А. Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по чёрной ржи, По воронкам и буеракам Через смертные рубежи. Ю.Друнина |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО — ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 1) эпитет 2) парцелляция 3) олицетворение 4) метафора 5) анафора 6) рефрен |
Б. Белорусский ветры пели О рязанских глухих садах Ю.Друнина |
|
В. Снова рядом, в сырой шинели, Светлокосый солдат идет. Ю.Друнина |
|
Г. Целовались. Плакали и пели. Шли в штыки… Ю.Друнина |
|
Д. — Знаешь, Юлька, я — против грусти, Но сегодня она не в счёт. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет… Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждёт… Знаешь, Юлька, я — против грусти, Но сегодня она не в счёт… Ю.Друнина |
|
Е. Мы не ждали посмертной славы Мы хотели со славой жить… Ю.Друнина |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Анафора — это повтор звуков, слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание:
Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка на языке.
(М.Цветаева)
Парцелляция — намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков с целью усиления экспрессии.
Ни дымных кухонь. Ни
бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И
шесть.
И снова. Гулливер. Стоит.
Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко.
Опершись.
(П. Антокольский)
Рефрен — ритмически повторяющееся слов, стих (строка) или группа стихов. Может находиться в начале, середине или конце строфы. Рефрен эмоционально усиливает основное настроение стихотворения.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди…
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора…
Работа в группах: чтение и анализ стихотворений (Приложение)
Дата: |
||
Война… |
||
Каким человеком была Юлия Друнина? |
Чему нас учит творчество Ю.Друниной? |
|
И откуда вдруг берутся силы И откуда 1961 г. |
Стихотворение__________________________ написано в ________году. Оно посвящено теме ____________________________________ Автор хотел сказать, что ______________________________________________________________________________ _______________________________________ _______________________________________ Для выражения своих чувств и мыслей автор использует такие средства художественной выразительности, как ___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ После прочтения у меня появились мысли _____________________________________ _____________________________________ ______________________________________ Стихотворение вызывает _________________________________________________________________________________ _______________________________________ _______________________________________ |
— Дайте оценку актуальности темы?
Высказывание Ю.Друниной (1 человек)
Почему я очень много пишу о войне? Во-первых, это вопрос долга перед теми, кто не вернулся с войны. Но, кроме всего прочего, на мой взгляд, наивно и близоруко думать, что стихи о войне — это стихи только о прошлом. Нет. Я считаю, что это о будущем. В каком смысле? Потому что, если мы считаем, что самое главное у нас — это не допустить будущей войны (как мы говорим, что самое главное — это борьба за мир), то правдивые стихи о войне…разве это в общем-то не борьба за мир, с одной стороны? А с другой стороны, если, не дай бог, нашей стране снова выпадет когда-нибудь это тяжёлое испытание, то я считаю, что задача поэта и в том, чтобы как-то подготовить молодые души к этому. Потому что война, освободительная война, конечно, это не только кровь, страдания и смерть. Это ещё и высшие взлёты человеческого духа. Это самоотверженность. Это, может быть, самое прекрасное в жизни фронтовое братство.
Рефлексия. 1. Мини-эссе «Чему нас учат жизнь и творчество Ю.Друниной?»
2. Озаглавить рабочий лист как газетную статью яркой цитатой из стихотворений Юлии Друниной.
Домашнее задание (по выбору):
1. Написать письмо Юлии Друниной;
2. Написать отзыв на понравившееся стихотворение Ю.Друниной;
3.Выучить стихотворение Юлии Друниной.
Поблагодарить, подарить подарки, пожелать мира! Попрощаться.
Приложение. Стихотворения Юлии Друниной
И откуда вдруг берутся силы
И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..
Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища…
Память,
Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.
1961 г.
Нет, это не заслуга, а удача
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом…
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
Нет, это не заслуга, а удача
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом…
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
Я родом не из детства, из войны
Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.
Я родом не из детства — из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя — шершавые ладони.
Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины…
1989 г.
Самоанализ урока по теме
«Военная поэзия Юлии Друниной»
Тема соответствует календарно-тематическому планированию.
Тип урока: открытие нового знания. Данный урок не связан с предыдущими темами.
Цель: пробуждение интереса к жизни и творчеству Юлии Друниной; формирование нравственно-мировоззренческих, в том числе гражданско-патриотических позиций обучающихся.
Приемы и методы, используемые на уроке: задание на установление соответствия при работе со средствами художественной выразительности, декламирование и анализ стихотворений , на этапе рефлексии будет использован такой прием, как мини-сочинение и работой с поиском цитаты как с названием темы урока.