Петренко Ирина Валерьевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова г. Биробиджан,
призер регионального этапа Всероссийского  конкурса «Учитель года -2025» в Еврейской автономной области.


Конспект урока 

«Военная поэзия Юлии Друниной»

Цель: пробуждение интереса к жизни и творчеству Юлии Друниной; формирование нравственно-мировоззренческих, в том числе гражданско-патриотических позиций обучающихся.

Задачи:

обучения

  • расширить и углубить знания школьников о жизни и творчестве Юлии Друниной;

развития

  • развить навыки публичного выступления;

  • развить художественные, творческие способности;

воспитания

  • воспитывать бережное отношение к литературному наследию России;

  • воспитывать активную жизненную позицию, литературный вкус, читательскую и информационную культуру школьников;

  • воспитывать через творческую активность обучающихся духовность, чувство прекрасного, любовь к жизни.

Целевая аудитория: обучающиеся 9-х классов

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать со стихотворения. Прослушайте его, назовите автора и тему занятия.

Я только раз видала рукопашный

Раз — наяву, и тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Тема нашего урока: “Военная поэзия Юлии Друниной”. Сегодня будем говорить о какой войне? (о Великой Отечественной войне). Запишите тему урока.

Цель: знакомство с жизнью и военной поэзией поэтессы Юлии Друниной, узнать, каким была человеком Юлия Друнина, определение тем ее творчества, чтение и анализ произведений.

Работа с понятием «Война». Давайте подберем ассоциативный ряд к этому слову. Предположите, какое отношение имела поэтесса Юлия Владимировна Друнина к Великой Отечественной войне? (ответы учащихся) Давайте проверим ваши предположения — посмотрим видеоролик

Просмотр видеоролика о Ю.Друниной. Беседа:

— Какое отношение имела поэтесса к ВОВ?

— Какие качества характера Ю.Друниной вы можете отметить? Запишите их.

Прежде чем приступить к анализу стихотворений Ю.Друниной, нам нужно вспомнить о средствах художественной выразительности, которые используют для создания образной, эмоциональной речи. Какие СХВ вам известны?

Работа с литературоведческими понятиями (средствами художественной выразительности):

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно — выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по чёрной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Ю.Друнина

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО — ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) эпитет

2) парцелляция

3) олицетворение

4) метафора

5) анафора

6) рефрен

Б.

Белорусский ветры пели

О рязанских глухих садах

Ю.Друнина

В.

Снова рядом, в сырой шинели,

Светлокосый солдат идет.

Ю.Друнина

Г.

Целовались.

Плакали и пели.

Шли в штыки…

Ю.Друнина

Д.

Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет…

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждёт…

Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она не в счёт…

Ю.Друнина

Е.

Мы не ждали посмертной славы

Мы хотели со славой жить…

Ю.Друнина

А

Б

В

Г

Д

Е

Анафора — это повтор звуков, слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание:

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке.

(М.Цветаева)

Парцелляция — намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков с целью усиления экспрессии.

Ни дымных кухонь. Ни

бездомных улиц.

Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И

шесть.

И снова. Гулливер. Стоит.

Сутулясь.

Плечом. На тучу. Тяжко.

Опершись.

(П. Антокольский)

Рефрен — ритмически повторяющееся слов, стих (строка) или группа стихов. Может находиться в начале, середине или конце строфы. Рефрен эмоционально усиливает основное настроение стихотворения.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди…

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора…

Работа в группах: чтение и анализ стихотворений (Приложение)

Дата:

Война…

Каким человеком была Юлия Друнина?

Чему нас учит творчество Ю.Друниной?

И откуда вдруг берутся силы

И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..
Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища…
Память,
Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее к  Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.

1961 г.

Стихотворение__________________________ написано в ________году.

Оно посвящено теме ____________________________________

Автор хотел сказать, что ______________________________________________________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Для выражения своих чувств и мыслей автор использует такие средства художественной выразительности, как ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После прочтения у меня появились мысли _____________________________________

_____________________________________

______________________________________

Стихотворение вызывает _________________________________________________________________________________

_______________________________________

_______________________________________

— Дайте оценку актуальности темы?

Высказывание Ю.Друниной (1 человек)

Почему я очень много пишу о войне? Во-первых, это вопрос долга перед теми, кто не вернулся с войны. Но, кроме всего прочего, на мой взгляд, наивно и близоруко думать, что стихи о войне — это стихи только о прошлом. Нет. Я считаю, что это о будущем. В каком смысле? Потому что, если мы считаем, что самое главное у нас — это не допустить будущей войны (как мы говорим, что самое главное — это борьба за мир), то правдивые стихи о войне…разве это в общем-то не борьба за мир, с одной стороны? А с другой стороны, если, не дай бог, нашей стране снова выпадет когда-нибудь это тяжёлое испытание, то я считаю, что задача поэта и в том, чтобы как-то подготовить молодые души к этому. Потому что война, освободительная война, конечно, это не только кровь, страдания и смерть. Это ещё и высшие взлёты человеческого духа. Это самоотверженность. Это, может быть, самое прекрасное в жизни фронтовое братство.

Рефлексия. 1. Мини-эссе «Чему нас учат жизнь и творчество Ю.Друниной?»

2. Озаглавить рабочий лист как газетную статью яркой цитатой из стихотворений Юлии Друниной.

Домашнее задание (по выбору):

1. Написать письмо Юлии Друниной;

2. Написать отзыв на понравившееся стихотворение Ю.Друниной;

3.Выучить стихотворение Юлии Друниной.

Поблагодарить, подарить подарки, пожелать мира! Попрощаться.

Приложение. Стихотворения Юлии Друниной

И откуда вдруг берутся силы

И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..
Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища…
Память,
Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.

1961 г.

Нет, это не заслуга, а удача

Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом…

Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

Нет, это не заслуга, а удача

Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом…

Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

Я родом не из детства, из войны

Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства — из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя — шершавые ладони.

Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины…

1989 г.

Самоанализ урока по теме

«Военная поэзия Юлии Друниной»

Тема соответствует календарно-тематическому планированию.

Тип урока: открытие нового знания. Данный урок не связан с предыдущими темами.

Цель: пробуждение интереса к жизни и творчеству Юлии Друниной; формирование нравственно-мировоззренческих, в том числе гражданско-патриотических позиций обучающихся.

Приемы и методы, используемые на уроке: задание на установление соответствия при работе со средствами художественной выразительности, декламирование и анализ стихотворений , на этапе рефлексии будет использован такой прием, как мини-сочинение и работой с поиском цитаты как с названием темы урока.