Исрафилова Ксения Сергеевна

Воспитатель МБДОУ Детский сад №2 п. Приамурский, Смидовичского района,
победитель регионального конкурса Всероссийского конкурса «Воспитатель года — 2025» в Еврейской автономной области.

 

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Такие разные сказки»

Цель: формирование представлений о ценности труда, взаимосвязи сказочных сюжетов с реальными профессиями.

Задачи:

  1. Познакомить детей с ролью труда на примере сказочных героев.

  2. Продолжать совершенствовать диалогическую речь.

  3. Развивать умение анализировать иллюстрации.

  4. Воспитывать уважение к труду, желание работать в команде.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки «Царевна-Лягушка».

  • Беседа о профессиях (пекарь, ткач, швея, спасатель).

Материалы и оборудование:

  • Книга «Царевна-Лягушка» с иллюстрациями.

  • Наборы карточек:

    • Иллюстрации:

      1. Василиса печет хлеб.

      2. Василиса ткет ковер.

      3. Василиса шьет рубашку.

      4. Иван-царевич спасает Василису.

    • Игра «орудия труда».

  • Интерактивная игра «Профессии».
  • Схема для анализа на мольберте.

  • Закладки с QR-кодами аудиосказок.

Ход занятия:

1. Вводная ч.

-Ой, ребята! Как тяжело! Помогайте! Идём в библиотеку. (Несу книги).

-Здравствуйте, дорогие ребята. Подавайте, подавайте мне книжки!

-Ой, подожди, она теплая! Почему? Тепло идет от любви наших родителей, братьев и сестер, от нашей семьи. (семейные ц.). Какие сказки живут в этой книге?

Дети: в этой книге сборник сказок: Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

-Послушайте, от этой книги слышен топот копыт, звон мечей! Смотрите, богатыри вышли на защиту нашей Родины! (патриотич. ц.) Здесь сказки о наших защитниках, какие сказки вы знаете?

Дети: сказки о мертвой царевне и семи богатырях, Никита Кожемяка, Илья Муромец и соловей разбойник.

-Ой, а тут шепчет сказка о том, как добро побеждает зло. Подскажите, какие сказки тут живут?

Дети: Царевна-Лягушка, дикие лебеди, Крошечка-Хаврошечка.

-А тут я слышу стук молотка, визг пилы. Стружкою пахнет и свежей доской.

Есть сказки, в которых герои много трудятся. Через труд преодолевают многие препятствия.

Ребята, сегодня мы с вами вспомним сказку, где труд превращает лягушку в царевну! Кто догадался, о какой сказке речь?

-Царевна-Лягушка.

Как труд помог победить зло? Давайте узнаем, выполнив задания.

2. Основная ч.

Работа с иллюстрациями.

-Прежде чем приступить к заданиям, разделимся на команды. 1, 2, 3, 4 – вы первая команда- проходите за первый стол (и т.д.)

(Раздаю иллюстрации из книги).

1 задание. Посмотрите на иллюстрации. Ваша задача: составить рассказ по схеме (схема на мольберте). Для этого важно работать в команде, обязательно обсуждайте друг с другом.

Для начала найдите героя. Подумайте, какой труд он совершает. И как этот труд помог в сказке.

  • иллюстрации:

    1. Василиса Премудрая печет хлеб.

    2. Василиса Премудрая ткёт ковёр.

    3. Василиса Премудрая шьёт рубашку.

1-ая команда составляет рассказ по наводящим вопросам, другим предлагаю попробовать самостоятельно.

Главный герой

Чем занимается?

Как его труд помогает в сказке?

Царевна-Лягушка

Печёт хлеб, ткёт ковёр, шьет рубашку

Царю очень понравился именно её каравай/рубашка/ковёр. Иван смог выполнить поручения отца. Мастерство Царевны помогает заслужить уважение.

-Какими герои становятся, совершая труд?

Дети: сильными, упорными, успешными.

-Даже маленькие дела, как помощь маме или уборка игрушек, — это наше волшебство!

2 задание.

-Скажите, существуют ли предметы-помощники для труда? Какие?

Дети: пылесос, утюг… и т.п.

-Давайте узнаем, какие предметы помогают нашим героям трудиться.

*Раскладываю наборы орудий труда*

Для этого пусть каждый возьмет предмет, посмотрит, подходит ли это орудие для труда, изображенного на вашей иллюстрации. Если подходит-прикрепите на иллюстрацию, если нет-положите на стол. Будьте внимательны.

Игра «Орудия труда».

  1. Иллюстрация «Василиса Премудрая печет хлеб».

Орудие труда: решето, скалка, садник. Неподходящий предмет – иголка.

  1. Иллюстрация «Василиса Премудрая ткет ковер».

Орудие труда: ткацкий станок, нитки, игла. Неподходящий предмет – скалка.

  1. Иллюстрация «Василиса Премудрая шьёт рубашку».

Орудие труда: напёрсток, ножницы, вышивальные пяльцы. Неподходящий предмет – садник.

-Давайте все вместе проверим ваши ответы, выходите в круг, садитесь на пол. Все ли орудия труда вам знакомы? Ребята, а этот предмет вы точно узнали? (разобрать напёрсток, садник, ткацкий станок).

-Посмотрим первую иллюстрацию.

*Имя ребенка* назови, какие предметы вы выбрали. (по всем иллюстрациям). Молодцы, справились!

-А только герои сказок используют эти орудия труда? А кто еще?

Дети: перечисляют профессии, свои действия или взрослых…

-Эти предметы живут и в нашей жизни. Они пришли к нам из сказки, и мы ими пользуемся.

-Для выполнения следующего задания нам надо пройти через препятствия! Вставайте удобно, чтобы никого не задеть.

Физкультминутка

Болото — скользко, но вперед!
Прыг-скок, лягушка нас ведёт!
(Прыжки на одной ноге, как через кочки)
Иван за стрелой спешит вперёд,
И мы трудиться — не устаём!
(Шаги на месте с высоким подниманием колен)

Ищем иглу — она в яйце!
Встряхнём, посмотрим мы в конце!
(Имитируют встряхивание «яйца», прикладывая руки к уху)
Труд упорный победит —
Кощей Бессмертный тут же сник!
(Сильный хлопок и «бросок» иглы на пол)

Кто трудился, не скучал —
Тот, как Царевна, засиял!
(Дети приседают, накрываются руками, как «лягушка», затем подпрыгивают)

3 задание.

-Преодолели препятствия! Садитесь полукругом. Приступаем к следующему заданию.

*Иллюстрация 1*

-Какое действие героя похоже на работу взрослых: ваших мам, пап? Как в современном мире называют такие профессии?

    • Профессии: пекарь, кондитер, повар.

*Иллюстрация 2*

А здесь какие профессии можем вспомнить?

    • Профессии: ткач, дизайнер, красильщик.

*Иллюстрация 3*

    • Профессии: швея, модельер, стилист.

-Посмотрите, у нас появилась новая иллюстрация…

*Иллюстрация 4-Иван Царевич спасает Василису Премудрую*

    • Профессии: спасатель, работники МЧС, волонтёры-спасатели.

-Сказки хоть и придуманы давно, но и сейчас они знакомят нас с профессиями, которые живут в наше время.

3. Заключение

-Мы вспомнили замечательную сказку. Могла ли лягушка стать царевной без своих умений?

Дети: нет

-Чему нас научила сказка «Царевна-Лягушка»?

Дети: подходить к делу с душой, не лениться, помогать, трудиться.

-Как вы думаете, повар, швея, ткач и спасатель тоже волшебники? Почему?

Дети: их труд требует мастерства, упорства.

-Царевна-Лягушка показала, что любая профессия может стать волшебной, если вкладывать в неё душу!

Я желаю вам, чтобы вы выросли трудолюбивыми людьми, нашли своё дело, чтобы ваши умения всегда вас выручали.

И на память, дарю вам закладки-помощницы книг, они станут для вас мостиком в мир сказок. (На закладках QR-код с аудиосказками).