Исрафилова Ксения Сергеевна
Воспитатель МБДОУ Детский сад №2 п. Приамурский, Смидовичского района,
победитель регионального конкурса Всероссийского конкурса «Воспитатель года — 2025» в Еврейской автономной области.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Такие разные сказки»
Цель: формирование представлений о ценности труда, взаимосвязи сказочных сюжетов с реальными профессиями.
Задачи:
-
Познакомить детей с ролью труда на примере сказочных героев.
-
Продолжать совершенствовать диалогическую речь.
-
Развивать умение анализировать иллюстрации.
- Воспитывать уважение к труду, желание работать в команде.
Предварительная работа:
-
Чтение сказки «Царевна-Лягушка».
-
Беседа о профессиях (пекарь, ткач, швея, спасатель).
Материалы и оборудование:
-
Книга «Царевна-Лягушка» с иллюстрациями.
-
Наборы карточек:
-
Иллюстрации:
-
Василиса печет хлеб.
-
Василиса ткет ковер.
-
Василиса шьет рубашку.
-
Иван-царевич спасает Василису.
-
-
Игра «орудия труда».
-
- Интерактивная игра «Профессии».
-
Схема для анализа на мольберте.
-
Закладки с QR-кодами аудиосказок.
Ход занятия:
1. Вводная ч.
-Ой, ребята! Как тяжело! Помогайте! Идём в библиотеку. (Несу книги).
-Здравствуйте, дорогие ребята. Подавайте, подавайте мне книжки!
-Ой, подожди, она теплая! Почему? Тепло идет от любви наших родителей, братьев и сестер, от нашей семьи. (семейные ц.). Какие сказки живут в этой книге?
Дети: в этой книге сборник сказок: Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
-Послушайте, от этой книги слышен топот копыт, звон мечей! Смотрите, богатыри вышли на защиту нашей Родины! (патриотич. ц.) Здесь сказки о наших защитниках, какие сказки вы знаете?
Дети: сказки о мертвой царевне и семи богатырях, Никита Кожемяка, Илья Муромец и соловей разбойник.
-Ой, а тут шепчет сказка о том, как добро побеждает зло. Подскажите, какие сказки тут живут?
Дети: Царевна-Лягушка, дикие лебеди, Крошечка-Хаврошечка.
-А тут я слышу стук молотка, визг пилы. Стружкою пахнет и свежей доской.
Есть сказки, в которых герои много трудятся. Через труд преодолевают многие препятствия.
—Ребята, сегодня мы с вами вспомним сказку, где труд превращает лягушку в царевну! Кто догадался, о какой сказке речь?
-Царевна-Лягушка.
—Как труд помог победить зло? Давайте узнаем, выполнив задания.
2. Основная ч.
Работа с иллюстрациями.
-Прежде чем приступить к заданиям, разделимся на команды. 1, 2, 3, 4 – вы первая команда- проходите за первый стол (и т.д.)
(Раздаю иллюстрации из книги).
1 задание. Посмотрите на иллюстрации. Ваша задача: составить рассказ по схеме (схема на мольберте). Для этого важно работать в команде, обязательно обсуждайте друг с другом.
Для начала найдите героя. Подумайте, какой труд он совершает. И как этот труд помог в сказке.
-
иллюстрации:
-
Василиса Премудрая печет хлеб.
-
Василиса Премудрая ткёт ковёр.
-
Василиса Премудрая шьёт рубашку.
-
1-ая команда составляет рассказ по наводящим вопросам, другим предлагаю попробовать самостоятельно.
Главный герой |
Чем занимается? |
Как его труд помогает в сказке? |
Царевна-Лягушка |
Печёт хлеб, ткёт ковёр, шьет рубашку |
Царю очень понравился именно её каравай/рубашка/ковёр. Иван смог выполнить поручения отца. Мастерство Царевны помогает заслужить уважение. |
-Какими герои становятся, совершая труд?
Дети: сильными, упорными, успешными.
-Даже маленькие дела, как помощь маме или уборка игрушек, — это наше волшебство!
2 задание.
-Скажите, существуют ли предметы-помощники для труда? Какие?
Дети: пылесос, утюг… и т.п.
-Давайте узнаем, какие предметы помогают нашим героям трудиться.
*Раскладываю наборы орудий труда*
Для этого пусть каждый возьмет предмет, посмотрит, подходит ли это орудие для труда, изображенного на вашей иллюстрации. Если подходит-прикрепите на иллюстрацию, если нет-положите на стол. Будьте внимательны.
Игра «Орудия труда».
- Иллюстрация «Василиса Премудрая печет хлеб».
Орудие труда: решето, скалка, садник. Неподходящий предмет – иголка.
- Иллюстрация «Василиса Премудрая ткет ковер».
Орудие труда: ткацкий станок, нитки, игла. Неподходящий предмет – скалка.
- Иллюстрация «Василиса Премудрая шьёт рубашку».
Орудие труда: напёрсток, ножницы, вышивальные пяльцы. Неподходящий предмет – садник.
-Давайте все вместе проверим ваши ответы, выходите в круг, садитесь на пол. Все ли орудия труда вам знакомы? Ребята, а этот предмет вы точно узнали? (разобрать напёрсток, садник, ткацкий станок).
-Посмотрим первую иллюстрацию.
*Имя ребенка* назови, какие предметы вы выбрали. (по всем иллюстрациям). Молодцы, справились!
-А только герои сказок используют эти орудия труда? А кто еще?
Дети: перечисляют профессии, свои действия или взрослых…
-Эти предметы живут и в нашей жизни. Они пришли к нам из сказки, и мы ими пользуемся.
-Для выполнения следующего задания нам надо пройти через препятствия! Вставайте удобно, чтобы никого не задеть.
Физкультминутка
Болото — скользко, но вперед!
Прыг-скок, лягушка нас ведёт!
(Прыжки на одной ноге, как через кочки)
Иван за стрелой спешит вперёд,
И мы трудиться — не устаём!
(Шаги на месте с высоким подниманием колен)
Ищем иглу — она в яйце!
Встряхнём, посмотрим мы в конце!
(Имитируют встряхивание «яйца», прикладывая руки к уху)
Труд упорный победит —
Кощей Бессмертный тут же сник!
(Сильный хлопок и «бросок» иглы на пол)
Кто трудился, не скучал —
Тот, как Царевна, засиял!
(Дети приседают, накрываются руками, как «лягушка», затем подпрыгивают)
3 задание.
-Преодолели препятствия! Садитесь полукругом. Приступаем к следующему заданию.
*Иллюстрация 1*
-Какое действие героя похоже на работу взрослых: ваших мам, пап? Как в современном мире называют такие профессии?
-
-
Профессии: пекарь, кондитер, повар.
-
*Иллюстрация 2*
А здесь какие профессии можем вспомнить?
-
-
Профессии: ткач, дизайнер, красильщик.
-
*Иллюстрация 3*
-
-
Профессии: швея, модельер, стилист.
-
-Посмотрите, у нас появилась новая иллюстрация…
*Иллюстрация 4-Иван Царевич спасает Василису Премудрую*
-
-
Профессии: спасатель, работники МЧС, волонтёры-спасатели.
-
-Сказки хоть и придуманы давно, но и сейчас они знакомят нас с профессиями, которые живут в наше время.
3. Заключение
-Мы вспомнили замечательную сказку. Могла ли лягушка стать царевной без своих умений?
Дети: нет
-Чему нас научила сказка «Царевна-Лягушка»?
Дети: подходить к делу с душой, не лениться, помогать, трудиться.
-Как вы думаете, повар, швея, ткач и спасатель тоже волшебники? Почему?
Дети: их труд требует мастерства, упорства.
-Царевна-Лягушка показала, что любая профессия может стать волшебной, если вкладывать в неё душу!
Я желаю вам, чтобы вы выросли трудолюбивыми людьми, нашли своё дело, чтобы ваши умения всегда вас выручали.
И на память, дарю вам закладки-помощницы книг, они станут для вас мостиком в мир сказок. (На закладках QR-код с аудиосказками).