Федореев Алексей Александрович, мастер производственного обучения ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» с. Амурзет.
Направление: Применение инновационных подходов в практике психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Название статьи: «Особенности обучения одарённых обучающихся в процессе профессионального образования»

Актуальностью темы данной работы является то, что среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей.
В Национальной образовательной Доктрине, в Законе об образовании, Федеральной программе «Одаренные дети» это направление педагогической деятельности признано одним из приоритетных. Необходима специальная психолого-педагогическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности.
Объектом исследования в работе является деятельность мастера учебной группы, направленная на формирование и развитие учебных и творческих способностей, обучающихся в период овладения ими профессией.
Предметом исследования в работе является учебно-воспитательный процесс в учебной группе образовательного учреждения среднего профессионального образования по выявлению и развитию учебных и творческих способностей одарённых обучающихся.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Различают следующие виды одаренности:
1) академическая одаренность — определяется успешностью обучения.
2) социальная одаренность — рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении, на выявление лидерских способностей.
3) творческая одаренность — определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчества.
В настоящее время роль преподавателя в образовательном процессе: необходимо осуществить переход от традиционных технологий, построенных на «вопросно-ответном» способе обучения к «диалоговому общению» между преподавателем и обучающимся, т.е. преподаватель выступает в роли координатора и наставника.
В результате диагностических экспериментов выделены уровни, через которые преподаватель проводит обучающегося в процессе выявления и поддержки его творческого потенциала:
— нормативный,
— вариативный,
— аналитический,
• творческий.
Нормативный уровень характеризуется тем, что обучающийся способен воспринимать и понимать элементарную научную информацию в определенной области. Учебно-профессиональная деятельность студента относящегося к данному уровню характеризуется, как репродуктивная; студент следует заданному алгоритму в знакомых ситуациях.
Вариативный уровень подразумевает владение системой норм и ценностей будущей профессии; понимание научных фактов, идей, тематического тезауруса; умение выявлять причинно-следственные связи; способность понимать элементарную научную информацию в определенной области, разграничивать основную и дополнительную информацию.
Аналитический уровень подразумевает владение знаниями будущей профессии, умением комбинировать научную информацию, идеи и факты, оперирование профессиональными терминами. Студент способен анализировать причины недостатков в учебной и профессиональной деятельности, раскладывать на составляющие и подбирать алгоритмы действий.
Творческий уровень характеризуется интеллектуальной готовностью студента к восприятию нового ценностного «живого знания», что подразумевает свободное владение всеми видами профессиональных умений, применение их в профессиональной деятельности; способность выявить и проанализировать проблемы действительности; креативность в разработке и решении профессиональных задач и ориентацию на дальнейшее собственное профессиональное развитие.
В качестве условий, стимулирующих формирование профессиональной грамотности, являются наставничество преподавателя-куратора, преподавателя-предметника, мастера производственного обучения учебной группы в процессе обучения студента в аспекте диалогического взаимодействия.
Для себя первоочередные задачи в вижу в следующем:
• умение и готовность взять ответственность за судьбу студента  на себя;
• создание в группе условий для воспитания, развития  и самореализации каждого;
•  осуществлять социальную защиту студентов группы;
•  компенсировать просчеты семейного воспитания через организацию системных воспитательных мероприятий в группе.
Основные направления моей работы:
• Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало;
• Создание благоприятных условий для реализации учебного и творческого потенциала одаренных студентов;
• Развитие учебных и творческих способностей студентов;
• Поощрение — стимулирование дальнейшей учебной и творческой деятельности.
Анализируя опыт работы с одаренными студентами, в качестве мастера-куратора отмечаю следующее: группа, о которой хочу рассказать, была набрана с небольшим проходным баллом 3,5. В ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» дети пришли из разных районов ЕАО, поэтому возникла необходимость определить первоочередные задачи воспитания:
• во-первых, сплотить студентов в единый прочный коллектив;
• во-вторых, определить место и роль каждого студента в воспитательной системе группы;
• в-третьих, стремится к высокой успеваемости.
Используя традиции лицея, в группе стали проводиться различные мероприятия. Моей задачей было наблюдать за поведением своих студентов в момент подготовки к ним. Кто-то обладает отличной дикцией, кто-то экспромтом сочиняет стихи, кто-то прекрасно танцует, хорошо поет, кто-то умело играет в сценках, хорошо рисует и т.д. Глядя на них со стороны, радуешься их еще детской непосредственности.
Мне не трудно было заметить различные способности моих студентов. В силу своего возраста, они раскованы — необходимо поддержать уровень и темп развития одаренности каждого студента. Возникла необходимость найти такие средства и формы воспитательной работы с группой, которые могли бы увлечь общностью интересов. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие личности, являлись различные виды деятельности. Самое главное чтобы все были задействованы — кто в спорте, кто в учебе, кто в танцах, музыке, и т.д.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными студентами на занятиях, следует признать нецелесообразным их выделение в особые группы. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных студентов и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех студентов. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных студентов для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
В процессе оценки способностей студентов, в группе курируемой мной совместно с классным руководителем были выделены основные категории одаренных студентов.
Студенты с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями, т. е. академическая одаренность (определяется успешностью обучения). К этой группе мы отнесли студентов отличников и хорошистов. В отношении успеваемости у этих обучающихся с первого по четвертый курс прослеживается положительная динамика.
Таблица №1. Отражающая успеваемость группы МС-441 (Количество обучающихся в группе 20 человек). Академическая одаренность.

Группа МС-441

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

2022-2023 учебный год

2023-2024 учебный год

Кол-во студентов занимающихся на «5»

0

0

0

0

Количество студентов занимающихся на «4» и «5».

6

8

9

10

Всего:

6

8

9

10

 

Про проводимым наблюдениям отмечалось следующее: на первом курсе (2020-2021 гг.) на оценку 3 (удовлетворительно) из группы в количестве 20 человек, занимались 14 обучающихся, причём основная доля удовлетворительных оценок соотносилась с общеобразовательным циклом дисциплин таких как физика, химия, иностранный язык, обществознание. Иное положение было с профильным циклом, большее количество обучающихся – 18 обучающихся имели хорошую успеваемость по таким дисциплинам как: материаловедение, основы слесарных работ, основы технического черчения и т.п. В результате по первым наблюдениям можно сделать вывод о том, что решение прийти для получения профессии «Мастер сельскохозяйственного производства», было осознанным и целенаправленным для большего числа обучающихся группы. Задачей педагогического коллектива стоит то, чтоб проявляющийся интерес к выбранной профессии у обучающихся «не иссяк». И тут, конечно же, целесообразно использовать дифференцированный подход и диалоговую методику, а также, ставить перед обучающимся профильные задачи для самостоятельной внеаудиторной работы с использованием информационно-коммуникативных технологий, в качестве решений предложить оформить доклад, презентацию или проект.
Студенты моей группы с первого курса проявляли самостоятельную познавательную активность, принимая участие в дискуссиях, конференциях и диалогах, что помогало им найти широкое применение формируемой на протяжении обучения в лицее профессиональной грамотности и компетентности. Приобретаемые в ходе учёбы знания и умения демонстрировались студентами в рамках семинарской и факультативной формы работы, на различных практикумах и при проведении практических занятий и занятий учебной практики, при изучении профильных дисциплин и профессиональных модулей. Традиционными и значимыми для студентов лицея являются «Конкурсные недели по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства», вот тут-то, для них целая неделя различных конкурсных мероприятий, на которых можно показать и талант, и профессиональную грамотность, и компетентность. Вниманию студентов предлагается следующих перечень испытаний – викторины по проверке теоретической грамотности и знаний студентов «Викторина по МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин», «Викторина по ПМ 03. Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах; практические конкурсы «Лучший по профессии «Пахарь», «Лучший по профессии «Слесарь», «Лучший по профессии «Водитель», «Лучший по профессии «Животновод». Помимо проявления знаний, умений и профессиональной компетентности у обучающихся имеется возможность проявить одарённость и талант в художественно-оформительской работе в рамках проводимого в выше указанных мероприятиях конкурса стен.газет, плакатов и буклетов профессиональной тематики.
Вторая группа одаренных студентов – это студенты с высокими лидерскими (руководящими) способностями, т.е. социальная одаренность (которая рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении, на выявление лидерских способностей).
Студенты, обладающие лидерскими способностями, включились в процесс работы сразу, не заставляя себя упрашивать. Сразу согласились на выполнение определенных функций в группе. Это староста группы, учебный сектор, культмассовый сектор, спортивный сектор, сектор информации и печати и т.д. В организационной деятельности группы на первом курсе задействованы были 9 студентов, а на четвёртом — 10 студентов.
Таблица №2. Отражающая количество студентов, входящих во вторую группу (Количество обучающихся в группе 20 человек).
Социальная одаренность.

п/п

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

2022-2023 учебный год

2023-2024 учебный год

1.

Староста

1

1

1

1

2.

Учебный сектор

2

2

2

2

3.

Культмассовый сектор

2

3

3

3

4.

Сектор информации и печати

2

2

2

2

5.

Спортивный сектор

2

2

2

2

Всего:

9

10

10

10

 

Третья группа, это творческая одаренность (она оказалась самой многочисленной) определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчество. К этой группе отнесены студенты, танцующие, поющие, рисующие, занимающиеся спортом и т.д. В качестве примера приведу следующие данные:
2021 год — командное 1 место в областной спартакиаде по военно-прикладным видам спорта среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений ЕАО.
2022 год — командное 2 место в областной спартакиаде по военно-прикладным видам спорта среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений ЕАО.
2023 год — командное 1 место в областной спартакиаде по военно-прикладным видам спорта обучающихся профессиональных образовательных учреждений ЕАО.

Таблица №3. Отражающая количество студентов, входящих в третью группу. Творческая одаренность.

п/п

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

2022-2023 учебный год

2023-2024 учебный год

1.

Студенты -танцоры

1

2

2

2

2.

Студенты-оформители

2

3

3

3

3.

Студенты -чтецы

4

5

4

5

4.

Студенты -дикторы

2

3

3

3

5.

Студенты -спортсмены

4

3

5

5

Всего:

13

16

17

18

 

Одной из форм работы с одаренными студентами является создание проектов, презентаций, научно-исследовательских работ. Студенты активно участвуют в научно-исследовательской работе, свои результаты они представляют на районном, областном уровнях.
В заключение следует отметить, что одаренные студенты имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
• имеют доминирующую активную, познавательную потребность;
•   испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Сознание каждого студента, пока он обучается у нас, находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
В настоящее время существуют оптимальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе и в нашем лицее.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что занятие творческой, исследовательской деятельностью — это хорошая стартовая площадка для тех обучающихся, которые планируют в будущем продолжить свое профессиональное образование в высших учебных заведениях. Задача, преподавателя, организатора аудиторной, творческой и исследовательской работы, — выявить одаренных обучающихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности, раскрыть свои способности и приобрести ту базу умений и навыков, которые станут задатком профессиональных качеств будущего специалиста.

Список использованной литературы
Основная литература и источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля
2. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]/ www. dic.academic.ru. – 2010. – 9 августа
3. Бабаева Ю. Д. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий / Ю. Д. Бабаева Одаренный ребенок.-2002.-С. 4-23
4. Борытко, Н. М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса [Текст] / Борытко Н. М. // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. – Волгоград, 2001. – Вып. 3. – С. 14–21.
5. Власюк И.В., Казакова А.Ф. Принципы и методика формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе среднего профессионального образования/ И.В. Власюк, А.Ф, Казакова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Непрерывное профессиональное образование. – 2014. – № 9 (94). – С.123–129.
6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997. 92 стр.
7. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991.
8. Дьяченко О.М. «Одаренный ребенок» под редакцией Москва 1997.
9. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов/ С.А. Леднева Начальная школа 2003.-№ 1.- С. 80-825.
10. Казакова А.Ф. Формирование профессиональной грамотности студентов экономических специальностей в системе СПО // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12847
11. Казакова А.Ф. Формирование экономической грамотности // Информ-образование 2016 № 1. http://www.uchmet.ru/iо/
12. Кулемзина А. Кризисы детской одаренности А. Кулемзина Шольный психолог.- 2002.
13. Психология детей и подростков. — СПб.: издательство Буковского, 1994.
14. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991.
15. Тельтевская, Н.В. Значение компетентностного подхода в повышении качества профессиональной подготовки студентов / Тельтевская Н.В.// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. Т.14. № 16(119). С. 74-78
16. Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья
17. Савельев А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства/ А.И.Савельев.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 220с.
18. Бабаева Ю. Д. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий / Ю. Д. Бабаева Одаренный ребенок.-2002.-С. 4-23
19. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов/ С.А. Леднева Начальная школа 2003.-№ 1.- С. 80-825. Кулемзина А. Кризисы детской одаренности А. Кулемзина Шольный психолог.- 2002.
20. Курганская Л.М., Кулюпина Г.А. Влияние книготерапии на формирование эмоциональной сферы ребенка // Наука, культура, искусство: процессы самоорганизации: сб. докладов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 21 декабря 2013 г. – Белгород, 2014. С. 120-125.
21. Лазарев, Т.В. Проектный метод: ошибки в использовании [Текст]/Т.В. Лазарев//Первое сентября. — 2011. — № 1. — С. 9-10.
22. Митрофанова, Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении [Текст]/Г.Г. Митрофанова//Молодой ученый. — 2011. -№5. Т.2. — С. 148-151.
23. Моор, М.В. Проектная методика обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов [Текст]/М.В. Моор //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №4.- стр. 92.
24. Судакова, С.В. Пути формирования общих компетенций при использовании интегрированных занятий [Текст]/С.В. Судакова //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №6.- стр. 122.
Дополнительные источники:

1. Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М. 1993,
2. Карне М. «Одаренные дети», перевод с английского. Общая редакция — М.:3нание, 1994.
3. «Одаренный ребенок» под редакцией Дьяченко О.М. М. 1997.
4. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991г
5. Мир Психологии — http://psychology.net.ru
6. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991г
7. Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1990г.
8. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос.,1960г.
9. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. Л., 1983г.
10. Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М. Прос.,1986 г.
12. Бывают выдающиеся дети… Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990 г. 13. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
14. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / П.И. Образцов// Высшее образование в России. – 2001. – № 6.  – с. 46–50.
15. Педагогика: Учебное пособие [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
16. Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке педагога [Текст] / В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко // Педагогика. – 1999. – № 6. – с 55–62.
17. Основы методики трудового и профессионального обучения [Текст]/В.А. Кальней, В.С. Капралова, В.А. Поляков; под ред. В.А. Полякова. — М.: Просвещение, 1987.-191 с.
18. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение — что это? [Текст]/ Н.Ю. Пахомова//Методист.- 2004.- №1. — стр. 42.