Петухова Екатерина Анатольевна, преподаватель профильных дисциплин ОГПОБУ «Многопрофильный лицей».

Направление: Эффективные и актуальные методы обучения в профессиональном образовании.

Тема статьи: «Планирование, организация и проведение урока профильной дисциплины в форме «семинар-практикум».

Сегодня в среднем профессиональном образовании, используются разнообразные формы организации обучения, предполагающие активность деятельности студентов, к ним относятся конференции, семинары, конкурсы, и т.п., которые помогают анализировать формируемый опыт: достижения, успехи, ошибки, результаты исследовательской работы.

Одной из форм организации работы обучающихся на уроке, направленной на развитие общих и профессиональных компетенций выступают семинары-практикумы. Данная форма организации учебной деятельности обучающихся, относится к инновационной и может предполагать использование интерактивных приемов.

Приведу сравнительную характеристику семинаров. В своем содержании просто семинары носят теоретический характер, в которых студенты-исследователи выступают с докладами/сообщениями, подготовленными заранее. И хотя суть доклада к семинару, базируется на практическом исследовательском опыте, на таком семинаре, участники только представляют результат своих литературных исследований и отвечают на вопросы студентов-слушателей, а также выслушивают критику или похвалу. Семинары-практикумы, в отличие от простых семинаров, применяются не только для формирования опыта, сколько для обучения возможным методам исследования, с целью решения конкретных задач урока студентами.

Семинар-практикум, дает возможность сориентироваться в современных источниках информации и получить практические знания по исследуемой проблеме, провести глубокий анализ своей деятельности, двигаться по пути дальнейшего профессионального самосовершенствования.

Также семинар-практикум, является эффективной формой приобщения студентов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышает их профессиональную компетентность. В центре внимания присутствующих на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы, но и практические умения и навыки, что особенно важно и ценно для роста профессионального мастерства слушателей в лице студентов.

Основными принципами семинара-практикума являются:

  1. Актуальность — связь с жизнью, ориентация на профессиональную значимость.

  2. Научность — соответствие современным научным достижениям.

  3. Целенаправленность — выделение главного.

Прежде, чем начать подготовку к проведению семинара-практикума, необходимо ответить, как минимум на три вопроса:

  1. Какие цели и задачи преследует семинар-практикум? Основной целью и соответствующими задачами семинара практикума является совершенствование профессионального мастерства в определённом виде деятельности, развитие творчества и фантазии, обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий, создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы, создание реально выполнимых рекомендаций или же апробирование реальных действий.

  2. Что должно входить в содержание семинара-практикума, чем конкретно он должен обогатить студентов?

Обычно, содержание семинара-практикума включает в себя не только сообщение или рассказ об интересном факте, опыте работы, но и демонстрацию достижений этого опыта. Содержание должно раскрывать выбранную тему, отражающую круг проблем, близких конкретному тематическому разделу.

  1. С помощью каких форм и методов, и в какой последовательности вести семинар-практикум? По методике проведения, семинар как учебное занятие, представляет собой интегративную, комбинированную форму. Он дает возможность использования фрагментов первоисточников, рефератов, тестов, понятийных диктантов (устных и письменных). Для стимулирования у обучающихся самостоятельного мышления, преподаватели используют различные активные методы и приемы обучения: задания «закончить предложение», проблемные ситуации, тесты, интерактивный опрос. [3]

Основными этапами подготовки семинара-практикума являются:

Этап I. Выбор темы семинара-практикума. Так как, я являюсь преподавателем профильных дисциплин по профессии «Продавец», то актуальным считаю проведение урока в форме семинар-практикум на заключительном этапе изучения тематического раздела по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу. Предлагаемые для обучающихся темы, должны раскрывать основные её вопросы и подготавливать обучающегося к выполнению второй части урока – практической.

Например: дисциплина «Организация и технология розничной торговли», для проведения урока в форме семинар-практикум, я выбрала тематический раздел «Приёмка товаров в магазинах розничной торговой сети», для выполнения сообщений к уроку я предложила студентам, следующий перечень тем:

  1. Этапы поставки товара в магазины розничной торговой сети.

  2. Перечень документов и характеристика процесса приемки товара по качеству.

  3. Процесс предоставления и содержание «Сертификата соответствия ГОСТу».

  4. Перечень документов и характеристика процесса приемки товаров по количеству.

  5. Процесс оформления и содержание документов «Счет-фактура» и «Товарно-транспортная накладная».

  6. Особенности приемки скоропортящихся товаров в магазине.

Этап II. Определение цели. Цель семинара-практикума, всегда ориентирована на практический результат, поэтому она может формулироваться в соответствии с принципом обобщения всех знаний и умений, усвоенных в ходе семинара, как на теоретическом, так на практическом и рефлексивном этапах его проведения. Если цель реальна, то она побуждает участника семинара к деятельности, вызывает у него активность. Как правило при планировании урока, педагог ставит триединую цель в моем уроке я выполнила её так:

Обучающая цель:

— закрепить информацию о порядке и правилах приемки товаров по качеству и количеству;

— закрепить информацию о правилах приемки продовольственных товаров;

— закрепить информацию о учётных документах поставки товара;

— выполнить оформление учетных документов по приёмке товаров;

— способствовать развитию у обучающихся умения осуществлять поиск и систематизировать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Воспитательная цель:

— создать условия для проявления у обучающихся ответственности, инициативности при подготовке к занятию и в ходе его проведения;

— содействовать развитию у обучающихся чувства взаимовыручки при совместной работе в парах; позитивного опыта общения;

Развивающая цель:

— создать условия для развития познавательной активности обучающихся, творческого мышления.

Этап III. Постановка задач. Задачи семинара-практикума могут быть следующие:

  1. Совершенствование профессиональных компетенций. В моем уроке они соответствуют следующим профессиональным (ПК) и общим компетенциям (ОК) в рамках овладения профессией «Продавец»:

ОК 1. Понимать сущность и общую значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК 2.1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики продовольственных товаров.

ПК 2.2. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

  1. Обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий и создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы. При подготовке сообщений к уроку, студенты должны быть ознакомлены с тем, что после выступления с информацией, им придется отвечать на вопросы. Поэтому для визуализации своего рассказа, они готовят презентацию с иллюстрациями и кратким пояснением. Что делает их сообщение насыщенным и понятным к восприятию слушателями. С моей стороны, должна быть проведена работа по оказанию помощи в создании презентации. Также, я заранее предлагаю выступающим возможные варианты вопросов от слушателей, для более тщательной проработки материала к сообщению. Для слушателей, я разрабатываю «Дорожную карту» своеобразный маршрут, закрепления темы семинара-практикума, в которой, указываю фамилию и имя выступающего студента, тему его выступления, возможные вопросы для дискуссии, а также баллы для оценки сообщения выступающего, определяемые по соответствующим критериям. (Приложение 1)

Этап IV. Изучение учебных, научных источников и литературы по теме, проведение статистических и иных исследований. Очень ответственный этап как для педагога, так и для студента, потому что, информация прежде всего должна быть максимально достоверной и современной. В арсенал студентов я предлагаю не только список учебной литературы, но и ссылки на интернет источники, предварительно проверив их на правдивость информации, а также выдаю «задание-экскурсию», для выяснения изучаемого вопроса в реальности, т.е. как это учитывается/происходит в настоящее время на предприятиях розничной торговли по месту проживания.

Этап V. Определение способов и приемов совместной работы участников семинара-практикума. Для проведения урока в форме семинар-практикум, педагог должен продумать, как будет он будет проходить, какова будет последовательность выступлений студентов, и каков регламент их сообщений, сколько времени понадобиться для слушателей, чтобы задать вопросы и оценить заслушанные сообщения в разделе 1 «Дорожной карты», поэтому целесообразно для проведения урока в такой форме, отводить на него 2 учебных часа, из которых 1 час, это как раз слушание сообщений и работа над их оценкой. Примерное количество сообщений в первый час урока 6-10 человек с сообщениями по 3 минуты.

Этап VI. Оборудование и оформление места проведения семинара–практикума. Очень важно, чтобы студент, выступающий с сообщением, почувствовал ответственность не только за его выполнение, но за то, как он выступил. Для успешного выступления, я считаю необходимо в рамках консультационных занятий, провести репетицию выступлений, в ходе которой по необходимости, выполнить коррекцию дикции выступающих, тональности и громкости звучания текста. Учебная аудитория должна быть оборудована для выступления кафедрой, мультимедийным комплексом для показа презентаций к защите сообщений. Целью первого этапа семинара-практикума, является теоретическое обоснование обсуждаемого материала. Для второй – практической части, необходимы рабочие места для студентов, с полной комплектацией раздаточного материала, в моем уроке, это «Дорожная карта» (Приложение 1), «Задания к выполнению практической работы» (Приложение 2); бланки «Сертификат соответствия ГОСТу», «Счет-фактура», «Товарно-транспортная накладная», «Доверенность». Для практической работы используются фронтальная и групповая форма – цель этого этапа распространение практического опыта, приобретение участниками новых умений.

Этап VII. Итоговый (подведение итогов, оценка работы, обратная связь).

Эффективность результатов определяется уровнем обратной связи, обменом информацией между взаимодействующими участниками образовательного процесса. Уровень обратной связи может быть оценен по результатам анкетирования, так называемому листку «обратной связи». Обратная связь может быть определена по степени: информационной насыщенности; доходчивости и наглядности представления; объему представленной информации (присутствию разнообразных форм и направлений деятельности); создания рабочей атмосферы; практической полезности; эмоциональной удовлетворенности.

Разрабатывая вариант обратной связи, я предложила для обучающихся «Дорожную карту», она на заключительном этапе семинара-практикума, играет роль, так называемого независимого оценщика, все предлагаемые для оценки задания имеют форму критериев. Оценку в данной карте предлагается выполнить как самому обучающемуся, так и предложить вариант взаимной оценки, межу обучающимися. Задача педагога, сводится к тому, чтобы выявить средние показатели оценки работ студентов, для выставления объективной оценки за работу на уроке каждого.

Для того, чтобы получить оценку урока от обучающихся, можно провести рефлексию задав следующий вопрос: как вы считаете, какая информация о которой вы узнали, поможет вам в будущем? При этом можно использовать лист опроса или задать вопрос фронтально.

В ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Итоговым значением проведенного урока в форме семинар-практикум, являются сформированные профессиональные и общие компетенции у обучающихся в вопросах их будущей профессиональной деятельности.

Список используемых источников:

1. Булдырина Н.В. Современные информационные технологии: учебное пособие/Н.В. Булдырина. — Екатеринбург, 2008. — 201с.

2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс] // социальная педагогика. URL: http://social_pedagogy.academic.ru (дата обращения 02.11.2015).

3. Демченко С. В. Семинар как форма организации учебного занятия /— Текст: непосредственный //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10977/.

4. Мезенцев Г. В. Методика проведения семинара-диспута в финансово-экономическом вузе [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5227 (дата обращения 02.11.2015).

5. Туркот Т. И. Педагогика высшей школы. К.: Знание, 2013. 230 с.

6. Зеленков М. Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки». М.: Юридический институт МИИТа, 2012. 110 с.

Приложение 1

Дорожная карта

к семинару-практикуму

по теме «Приемка товаров в магазинах розничной торговой сети».

Обучающейся:____________________________________________________

Цель семинара-практикума:

— закрепить информацию о порядке и правилах приемки товаров по качеству и количеству;

— закрепить информацию о правилах приемки продовольственных товаров;

— закрепить информацию о учётных документах поставки товара;

— выполнить оформление учетных документов по приёмке товаров.

Актуальные вопросы темы:

1. Кто осуществляет приемку товара в магазине?

2. Какими документами оформляется приемка товара в магазине?

3. Как оценить качество поставленного товара?

4. Какие причины предусмотрены регламентами для возврата и оформления претензии?

Этапы работы:

Раздел 1. Семинар

Доклады обучающихся

Возникшие вопросы/

замечания

Критерии оценки сообщения

Оценка

9-8 баллов 5 (отлично)

6-7 баллов 4 (хорошо)

4-5 баллов 3

(удовл.)

Содержание сообщения соответствует теме

Речь докладчика четкая, громкая, грамотная

Для сообщения использована презентация, соответствующая теме,

имеющая соответствующие иллюстрации, имеющая соответствующие пояснения

3 балла

3 балла

3 балла

Всего 9 баллов

1.

Этапы поставки товара в магазины розничной торговой сети.

2

Перечень документов и характеристика процесса приемки товара по качеству.

3

Процесс предоставления и содержание «Сертификата соответствия ГОСТу».

4

Перечень документов и характеристика процесса приемки товаров по количеству.

5

Процесс оформления и

содержание документов «Счет-фактура» и «Товарно-транспортная накладная».

6

Особенности приемки скоропортящихся товаров в магазине.

Раздел 2. Практикум

Практическая работа с использованием приложения 2

Критерии оценки:

Баллы

Общий балл

1.

Задание № 1. Оформить бланк «Счет-фактура» по условию

Правильность внесения данных

1

Аккуратность оформления

1

Точность подсчётов

1

2

Задание № 2. Оформить бланк «Доверенность» по условию

Правильность внесения данных

1

Аккуратность оформления

1

Точность подсчётов

1

3

Задание № 3. Изучить бланк «Сертификат соответствия ГОСТу» соотнести информацию согласно условию в задании

Правильность внесения данных

1

Аккуратность оформления

1

Шкала перевода баллов в оценку за практическую работу:

Количество баллов

% выполнения

Оценка

8 – 7

100 – 90

5 отлично

6 — 5

89 – 80

4 хорошо

4 — 3

79 — 70

3 удовлетворительно

Общая оценка:_____________________________________________

Приложение 2

Задания к выполнению практической работы

по теме «Приёмка товаров в магазинах розничной торговой сети».

Цель: закрепить теоретический материала по теме «Приемка товаров по количеству и качеству», выполнить самостоятельный поиск информации и практическое выполнение заданий по оформлению приемки товаров по качеству и количеству в магазинах розничной торговой сети.

Ход выполнения заданий:

Изучите бланки учетной документации по приемке товаров по качеству и количеству, выполните их оформление согласно условиям задания.

Задание № 1. Оформить бланк «Счет-фактура» по условию:

со склада магазина «Орион», для реализации в торговый зал магазина отпущен следующий перечень товара:

1. 50 кг. перловой крупы по цене 45 рубля 50 копеек за 1 килограмм;

2. 45 кг. манной крупы по цене 40 рублей 50 копеек за 1 килограмм;

3. 100 кг. пшенной крупы по цене 35 рублей за 1 килограмм;

4. 100 кг. копченой колбасы «Флотская» по цене 300 рублей за 1 килограмм;

5. 1 фляга сметаны (15 кг.) по цене 150 рублей за 1 килограмм.

Товар отпущен кладовщиком Короваевой Н.А., получен заведующим отделом «Продукты» Продавайкиной И.Т.

Задание № 2. Оформить бланк «Доверенность» за номером 20, по следующему условию: экспедитору магазина «Продукты», Муравьёву Владимиру Ивановичу поручено осуществить закупку товара с базы «Оптовик». «Доверенность», выдана 26.11.2018 года на основании договора о поставке товаров, и проплаченному счёту № 34, дата оплаты 10.11.2018 года. Данные паспорта экспедитора: серия 9900 № 12345, выданный ОГУВД г.Самара от 16.09.1970 г. По «Доверенности» приобретено:

п/п

Наименование товара

Количество

единиц

Цена

за единицу

1

Шампунь «Чистая линия»

50 шт.

40-00

2

Шампунь «Ромашка»

55 шт.

40-00

3

Крем-мыло «Ласковые ручки»

35 шт.

15-00

4

Мыло «Малыш»

59 шт.

12-00

Задание № 3. Изучить бланк «Сертификат соответствия ГОСТу» соотнесите данные документа в следующую таблицу:

Позиции исследования документа

Информация документа

Номер «Сертификата соответствия»

Дата выдачи «Сертификата соответствия»

Дата окончания действия «Сертификата соответствия»

Название Органа, выдавшего «Сертификата соответствия»

Наименование сертифицированной продукции

ГОСТа, ТУ или т.п.

Изготовитель продукции

Фамилия и инициалы руководителя органа сертификации

Фамилия и инициалы эксперта проводившего экспертизу продукта (товара)