Малышенко Антон Александрович, мастер производственного обучения ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» с. Амурзет.
Направление: Модели компетенций для развития качества образовательного процесса в организациях СПО.
Тема статьи: «Модульное обучение как модель формирования профессиональных компетенций обучающихся СПО».

Основной задачей для системы профессионального образования становится подготовка компетентных специалистов.
Профессиональная компетенция – это способность к выполнению основных видов профессиональной деятельности и профессиональных задач в условиях производства.
Содержание профессиональных компетенций формируется под влиянием внешних и внутренних факторов:
— социального заказа территориального рынка труда;
— требований государственного образовательного стандарта;
— требований работодателей к профессиональной квалификации в части способностей выпускника;
— организации информационно-образовательной среды образовательного учреждения;
— деятельности преподавателя и студента.
При реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании важно преодолеть разрыв между тем, что студент знает и тем, что он делает. Другими словами, преодолеть разрыв между теорией и практикой. В современных условиях это задача информационно-образовательной среды образовательного учреждения и преподавателя.
Ознакомившись с подходами, обеспечивающими развитие компетентности обучаемых, столкнувшись с модульным вариантом обучения, мною был разработан ряд вариантов формирования и проверки профессиональных компетенций обучающихся в рамках изучения ими междисциплинарного курса (далее МДК) 01.02 «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования».
Данный междисциплинарный курс, является частью профессионального модуля (далее ПМ) 01 «Выполнение механизированных работ в растениеводстве» по профессии СПО 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства». На рисунке 1 изображена схема профессионального модуля 01 «Выполнение механизированных работ в растениеводстве», в состав модуля входят 2 междисциплинарных курса, учебная практика и практика в условиях производства.

Рисунок 1. Схема профессионального модуля 01. Выполнение механизированных работ в растениеводстве.

Согласно рабочей программы профессионального модуля ПМ 01, обучающиеся должны овладеть следующим видом профессиональной деятельности: «выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур» и соответствующими профессиональными компетенциями (далее ПК):
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт (далее ПО):
ПО 1. Управление тракторами, самоходными сельхозмашинами всех марок;
ПО 2. Техническое обслуживание тракторов и самоходных сельхозмашин всех марок;
ПО 3. Выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур.
А также, по мере реализации программы профессионального модуля обучающийся должен овладеть рядом умений и знаний.
Тематический план междисциплинарного курса 01.02. «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования», включённый в программу профессионального модуля ПМ 01. предполагает максимальную нагрузку на обучающегося 543 часа, из которой 356 часов обязательной нагрузки, включающей 200 часов лабораторно-практических и практических работ; кроме того 178 часов даётся обучающемуся для самостоятельной внеаудиторной работы.
Изучение МДК 01.02. происходит на втором и третьем курсе, при сроке получения профессии 3 года 10 месяцев.
Тематическое планирование МДК состоит из двух основных разделов:
I «Устройство и принцип действия тракторов и самоходных машин» — 270 часов,
II «Механизированные работы с применением сельскохозяйственных машин» — 273 часа. Каждый раздел курса разбит на темы. Изучение каждой темы, производится по логической схеме, представленной на рисунке 1.

Рисунок 1. Логическая схема изучения МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования

Деятельность по заданному алгоритму, опирается на понимание и воспроизведение учебных действий по формированию профессиональных компетенций. В период лекций и уроков происходит начальное понимание представляемого преподавателем материала, в этот период обучающиеся знакомятся с профессиональными техническими терминами, кинематическими схемами техники и оборудования, устройством отдельных узлов; ими усваивается информация, подобранная и озвученная преподавателем. При этом происходит формирование умений и знаний, а также формирование компетенций в рамках I-го уровня усвоения учебного материала обучающимися.
Самостоятельное усвоение и закрепление представленного на лекции материала, осуществляется в период лабораторных и практических работ, по конкретной теме. В учебную деятельность обучающихся включаются задания, предполагаемые текущее и периодическое инструктирование преподавателем, в том числе индивидуальное, с целью выявления общих ошибок и нарушений. То есть, задания, выполняемые обучающимися, контролируются и координируются преподавателем на различных этапах его выполнения, что характерно II-му уровню усвоения получаемых обучающимися знаний и умений.
При выполнении самостоятельной внеаудиторной работы, студенты получают индивидуальное задание, для выполнения которого необходимо осуществить самостоятельный поиск большого объема информации по заданной теме. Студенты должны уметь выполнить анализ и систематизацию информации, провести исследование и ответить на ключевые вопросы, выполнить советующие выводы, оформить схемы и таблицы, что является критерием III-тьего (творческого) уровня формирования компетенций.
Достижение результата на всех уровнях формирования компетенций должно обеспечиваться за счет понимания и принятия субъектами образовательного процесса целей деятельности, требований к промежуточным и конечным результатам.
В соответствии с рисунком 1 логическая схема изучения МДК 01.02. Эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования представлена следующей последовательностью:
I уровень формирования компетенций – уроки, лекции,
II уровень формирования компетенций – практические и лабораторно-практические работы,
III уровень формирования компетенций – самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося, промежуточная аттестация и итоговая аттестация.
Деятельность преподавателя на каждом этапе проверки знаний и умений обучающихся выстраивается по следующему алгоритму:
— анализ и оценка результата;
— проверка правильности выполнения задания;
— проверка выполнения самостоятельных работ. Тестирование по теме и разделу МДК;
— повторение теоретического материала по предыдущей теме;
— сообщение новых знаний;
— выполнение задания по инструкции под руководством преподавателя;
— здание на самостоятельную работу;
— постановка задачи без инструкции к выполнению.
Положительное отличие модульного обучения состоит в следующем:
— студенты работают над задачами, приближенными к реальным производственным ситуациям;
— учатся не только у преподавателя, но и друг у друга, т.е. развиваются коммуникативные способности;
— работают с различными базами информации для выбора и принятия различных решений в контексте реальных профессиональных ситуаций;
— учатся мыслить критически;
— усваивают большее количество информации за единицу времени.
На своих занятиях, я прежде всего, пытаюсь определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Из них можно выделить три:
— нормативная функция, включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного обучающегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны — административное отслеживание успеваемости отдельных студентов, групп, уровня их подготовки и качества работы преподавателя;
— информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию обучающихся, а также педагогическую рефлексию преподавателей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретной группе, как и по поводу благополучия отдельных студентов;
— «карательно-поощрительная» функция, связанная с мотивацией деятельности обучающихся.
Классификация способов контроля и оценивания знаний обучающихся предполагает следующие их варианты:
— традиционные;
— современные (усовершенствованные).
Рассмотрим наиболее эффективные из них:
В рамках контроля я применяю тестовые варианты заданий по темам программы МДК и задания «Сборника лабораторно-практических работ по МДК 01.02. Эксплуатация техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» составленные на основе учебно-методических источников, и состава материально-технической базы, которыми располагает лицей.
В данном методическом пособии выполнена подборка лабораторных и практических работ, тематика которых соответствует теоретической основе учебной лекции, а задания, предусмотренные в сборнике предполагают от части совмещение учебно-познавательной деятельности с практической, проведение таких занятий осуществляется в учебных мастерских.
При проведении лабораторно-практической работы моя роль, как преподавателя, заключается в следующем: вначале я показываю изучаемую машину, разъясняю тему, затем студенты работают самостоятельно и в конце занятий защищают отчет по выполненной работе. О степени своей подготовленности студент может судить по знанию ответов на вопросы для самопроверки, которые также приведены в каждой теме. (Приложение № 1. Вариант лабораторно-практической работы из «Сборника лабораторно-практических работ по МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по профессии СПО 35.01.11. Мастер сельскохозяйственного производства». Тема №1: Плуги).
Доводить до сведения студентов критерии оценки их деятельности – своего рода «мотивация» их к предстоящей учебной деятельности. Ответы у доски, письменные работы, тестирование, практические, лабораторные и контрольные работы, домашнее задание – все формы деятельности студентов подвергаются оценке. Система оценки с использованием критериев, позволят добиться справедливости в системе «поощрения и наказания». (Приложение №2. Итоговая контрольная работа по МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования для обучающихся второго курса.) Причём к проверке работ студентов можно привлечь самих обучающихся, используя взаимопроверку. Для того, чтобы проверка осуществлялась объективно, а подсчёт баллов за выполненное задание был правильным, мною создаются шаблоны эталонов ответов к ним и бальная система оценки с переводом баллов в оценку. В таком случае проверяющий работу студент выполняет проверку правильно и быстро, а отношение проверяемых студентов к проверяющему более доверительное.
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля
2. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]/ www. dic.academic.ru. – 2010. – 9 августа
3. Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. – С-Пб, ГОУ ИПК СПО, 2010. – 63с.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
5. Бурчакова И.Ю. Обеспечение современного качества профессионального образования студентов колледжа на основе компетентностного подхода.//
6. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / П.И. Образцов// Высшее образование в России. – 2001. – № 6.  – С. 46–50.
7. Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке педагога [Текст] / В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко // Педагогика. – 1999. – № 6. – с 55–62.
8. Талызина, Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе [Текст] / Н.Ф. Талызина // Современная высшая школа. – 1977. – № 1.  – С. 21–35.
9. Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности [Текст]/Т.А. Новикова//Народное образование. — 2000.-№ 2.- С. 43-53.
10. Павлова, М.Б. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: учеб. пособие для учителя [Текст] / М.Б. Павлова, Д. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова.- М.: Вентана-Граф, 2003.-144 с.

Приложение № 1

Вариант лабораторно-практической работы из «Сборника лабораторно-практических работ по МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин по профессии СПО 35.01.11. Мастер сельскохозяйственного производства»

Тема №1: Плуги.

Цель работы: изучить устройство навесного ПЛН-3-35, полунавесного ПКГ-5-40В, прицепного ПКБ-75 и оборотного Л12К-3-1-40 плугов, их рабочих органов, технологический процесс вспашки и подготовку к работе пахотного агрегата. Ознакомиться с новейшими плугами, выпускаемыми в Республике Беларусь.

Формируемые ПК: ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

Оборудование рабочего места:
1. Плуги ПЛН-3-35; ПКГ-5-40В; ПКБ-75; Л12К-3-1-40.
2. Плакаты.
3. Отдельные рабочие органы плугов и их макеты.
4. Проспекты новой техники.

Порядок выполнения темы:

1. Ознакомиться с классификацией плугов и агротехническими требованиями к вспашке.
2. Изучить общее устройство плуга на примере ПЛН-3-35.
3. Изучить устройство, назначение и область применения рабочих органов плугов: лемеха, отвала, предплужника, углоснима, ножа, почвоуглубителя, полевой доски.
4. Изучить требования, предъявляемые к сборке плужного корпуса.
5. Изучить правила установки предплужника и дискового ножа на плуге при заданной глубине пахоты.
6. Изучить отличительные особенности устройства плугов ПЛН- 3-3,5, ПКГ-5-40В, ПКБ-75 и Л12К-3-1-40.
7. Изучить правила навески плугов на трактор.
8. Изучить установку плугов на заданную глубину вспашки. Научиться устранять продольный и поперечный перекос плуга.
9. Изучить способы движения пахотных агрегатов при работе правооборотных и оборотных плугов.

Отчет по выполненной работе
1. Дать краткую характеристику плугов ПЛН-3-35, ПКГ-5-40В, ПКБ-75, Л12К-3-1-40, указав их назначение и марки тракторов для агрегирования.
2. Перечислить рабочие органы плуга, указать типы отвалов лемехов.
3. Описать принцип работы плуга ПКГ-5-40В.
4. Описать, как регулируют навесной и полунавесной плуги на заданную глубину пахоты.
5. Зарисовать схемы движения пахотных агрегатов при работе с плугами ПЛН-3-35 и Л12К-3-1-40.

Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные требования к вспашке?
2. Какие марки плугов Вы знаете?
3. Как они расшифровываются?
4. Перечислите рабочие органы плугов. Какие типы отвалов и лемехов применяются на плугах? И в каких условиях следует применять тот или иной тип?
5. Для чего применяют предплужники и углоснимы? Как установить предплужник?
6. Какова роль дискового ножа?
7. Для чего применяют почвоуглубители?
8. Какие преимущества использования оборотных плугов?
9. Как готовится пахотный агрегат к работе? Как проверяется техническое состояние плуга?
10. Как регулируют навесной и полунавесной плуги на заданную глубину пахоты?

Приложение № 2

(Фрагменты) Итоговая контрольная работа
МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин для обучающихся второго курса.

Проверяемый результат: З 2, З 3; У 3, У 6; ПК 1.3.

Тема 1.5. Система охлаждения.

1. Перечислите признаки классификации систем охлаждения двигателей.
1 .
2 .
2 балла
2. Укажите, составные части систем охлаждения на рис. № 1 а) под цифрами 2, 4, 8, 9, укажите её общее назначение. Данные оформите в таблицу № 1.

Рисунок № 1.

Таблица № 1.

п/п составной части

Название составной части

Назначение

2

4

8

9

5 баллов
3. Укажите, название составных частей водяного насоса на рис. № 2 а) под цифрами: 1, 7, 10 , укажите его общее назначение. Данные оформите в таблицу № 2.

Общее количество баллов: 65.

Шкала определения оценки

Количество баллов

% выполнения

Оценка

65 – 59

100 — 90

5 отлично

58 – 46

89 – 80

4 хорошо

45 — 32

79 — 70

3 удовлетворительно

менее 32

менее 70

2 неудовлетворительно

 

Эталон ответов к контрольной работе

Тема 1.5. Система охлаждения.

1. Перечислите признаки классификации систем охлаждения двигателей.
1 жидкостное охлаждение .
2 воздушное охлаждение_________________________________________________.
2 балла
2. Укажите, составные части систем охлаждения на рис. № 1 а) под цифрами 2, 4, 8, 9, укажите её общее назначение. Данные оформите в таблицу № 1.

Таблица № 1.

п/п составной части

Название составной части

Назначение

2

радиатор

для жидкостной системы охлаждения

4

термостат

8

рубашка блока

9

водяной насос