Петухов Олег Александрович, мастер производственного обучения ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» с. Амурзет.
Направление: Применение современных информационных и коммуникативных технологий.
Тема статьи: «Информационные технологии в учебной практике как средство развития профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства».
1. Теоретическое обоснование.
Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно – образовательных сред и открытого дистанционного обучения, на развитие новых объективных технологий создания баз учебных материалов, на ряду с развитием традиционных технологий разработки цифровых образовательных ресурсов.
Процесс информатизации среднего профессионального образования не может произойти мгновенно, согласно какой – либо реформе, он является постепенным и непрерывным.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Информационные технологии используются для достижения следующих педагогических целей:
1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей освоение, заложенных в ней знаний и передачу информации:
— развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям работы с компьютером;
— развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
— развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
— формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);
— развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);
— формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
— подготовка специалистов в области информационных технологий;
— подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
— повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;
— выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий – в зависимости от типа личности обучаемого);
— углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).
Таким образом, можно выделить несколько аспектов образовательных средств информационных технологий (ИТ):
1. Мотивационный аспект. Применение ИТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
— максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
— широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
— раскрытия творческого потенциала обучающихся;
— освоения студентами современных информационных технологий.
2. Содержательный аспект. Возможности ИТ могут быть использованы:
— при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
— для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
— для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.
3. Учебно-методический аспект. Информационные технологии могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Педагог может применять различные образовательные средства ИТ на всех этапах учебного занятия. Кроме того, педагог может использовать разнообразные цифровые образовательные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4. Организационный аспект. ИТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения.
5. Контрольно-оценочный аспект. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме offline (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).
2. Практическое применение.
Свою педагогическую деятельность, я не представляю без использования в учебном процессе информационных технологий, приведу некоторые из них.
1. Работа с готовыми электронными продуктами, к ним можно отнести различные CD- и DVD-диски на которых имеется запись видео технологических процессов и лекций по профилям профессии СПО 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства». Преимущество это материала в том, что при невозможности оборудовать рабочее место или продемонстрировать рабочий процесс в мастерской, есть возможность переместить обучающихся в реальное виртуальное производство.
Но недостаток таких продуктов в том, что урок учебной практики всё же, предполагает практическую, реальную отработку в дальнейшем того или иного технологического процесса просмотренного обучающимися, а следовательно актуален если выполнен на реальном рабочем месте в мастерской или ее территории. А вот для лекционного варианта занятия может подойти вполне.
2. Презентации — наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций я использую программу Power Point. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой педагог, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления проектов обучающихся.
В своей практике я использую следующие виды презентаций:
а) Обучающие презентации. Применение презентаций на уроках развивает у обучающихся мышление, срабатывает прием: услышал-увидел-повторил. Самостоятельная осознанная деятельность приводит к более лучшему пониманию и осознанию изучаемого материала. Создание обучающих презентаций, используемых при изучении нового материала: на таких занятиях излагается основной теоретический материал, демонстрация образцов документов, предлагаются алгоритмы оформления и создания документов, бланков, макетов. Происходит изучение нового материала с использованием компьютерной графики и анимации. Сложные примеры целесообразно изучать, прибегая к помощи современных компьютерных технологий.
«Плюсы» использования презентаций на уроке:
1. Значительно экономит время на уроке, так как сокращаются его затраты на работу с таблицами, рисунками, и трафаретными бланками, макетами документов.
2. Формирует правильное представление студентов об оформлении и редактировании документа.
3. Оформление, готовый документ, анимация развивают образное мышление.
В своей работе я использую обучающие презентации по всем темам учебных практик, составляю их сам, использую материал коллег и выполненных в виде домашней работы обучающимися.
б) Презентации-алгоритмы. Пожалуй, это самый интересный способ как изучения, закрепления, систематизации материала, так и один из вариантов самостоятельной практической работы обучающихся. Сама слайдовая структура презентаций позволяет пошагово изучать материал, когда изложение идет от простого к сложному, т.е. по дедуктивному методу. Переход от одного слайда к другому целесообразно осуществлять с помощью наводящих вопросов, которые в данном случае выполняют функцию первоначального контроля и систематизации знаний. Таким образом, изучение может вестись методом «проб и ошибок», что в первую очередь развивает самостоятельность обучающихся, способствует формированию логического мышления. Роль преподавателя в данном случае сведена к мотивации, отборе материала, направлении рассмотрения того или иного вопроса. В своей работе я использую презентации – алгоритмов при составлении итоговых тест процессов к занятиям учебной практики, где пошагово объясняю обучающимся задание тест процесса и критерии их оценок.
3. При актуализации знаний я использую возможность составления и решения кроссвордов. Для составления кроссвордов существуют компьютерные программы, например «Crossword Forde». Данная программа позволяет выводить составленный кроссворд на экран, при этом вместо экрана желательно использовать маркерную или интерактивную доску, что дает возможность заполнять кроссворд маркером на доске. Наряду с кроссвордом, для закрепления и определения уровня знаний, возможно применение автоматизированной программу составления тестов и непосредственно тестирования.
4. Использование видеофрагментов, фильмов — позволяет решить сразу несколько задач: в поисках нужной информации я пользуюсь видеофильмами, которые нахожу в сети Интернет, а также создаю их вместе с обучающимися.
5. Интернет-ресурсы дают возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями. При выполнении заданий аудиторной работы обучающиеся осуществляют поиск необходимой информации в сети Интернет, что способствует активизации самостоятельной деятельности обучаемых. Интернет-ресурсы я использую:
— для включения материалов сети в содержание урока, то есть интегрирование в программу обучения;
— для самостоятельного поиска информации обучающимся в рамках работы над проектом;
— для самостоятельного изучения и повторения тем МДК, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
— для обмена учебной информацией.
Планируя урок, я четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе, уточняю, где и когда буду их использовать в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации; согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения; учитываю специфику учебного материала, особенности группы.
Используя информационные технологии на разных этапах урока, я предполагаю следующую их эффективность:
1. Организационный этап. На этом этапе поясняю цель и содержание последующей работы, где показываю слайды с указанием темы и перечня вопросов для изучения – этап мотивации и организация внимания обучающихся.
2. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами педагога и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает педагог – осмысленное восприятие информации обучающимися; формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся.
2. На этапе выполнения самостоятельной практической работы обучающимися, для поэтапного выполнения заданий — демонстрация знаний, общих и профессиональных компетенций обучающимися.
3. На этапе систематизации и закреплении материала с целью лучшего запоминания и четкого структурирования делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь – демонстрация знаний, общих и профессиональных компетенций обучающимися.
Компьютер и информационные технологии не заменяет преподавателя и не отменяет традиционные методы обучения, а только расширяет их возможности, например:
— создание банка тестовых заданий и кроссвордов, как в электронном виде, так и на бумажном носителе;
— создание банка мультимедийных (анимированных) презентаций по каждой теме;
— создание банка практических работ для работы в группе под руководством преподавателя;
— создание банка учебных видеофильмов, как дополнительный материал к уроку, так и для самостоятельного изучения или закрепления.
Подводя итог, попробую ответить на вопрос — Что дают информационные технологии для качественного, продуктивного образовательного процесса?
— Позволяют быстро получить полную и новую информацию для учебного процесса;
— позволяют накапливать, сохранять, систематизировать дидактическую базу;
— решить проблему наглядности;
— формировать навыки обработки различного вида информации;
— эффективно строить этап диагностики и контроля знаний и умений студентов;
— оптимизировать труд педагога.
Список используемых источников:
1. Алтайцев А. М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения / А. М. Алтайцев, В. В. Наумов // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1–3 марта 2001 г.). Минск: Пропилеи, 2002. 288 с. С. 229–241.
2. Булдырина, Н. В. Современные информационные технологии: учебное пособие / Н. В. Булдырина. — Екатеринбург, 2008. — 201с.
3. Вербицкий А. А. Cамостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента / А. А. Вербицкий // Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: тез. докл. Всерос.науч.-метод. конф. Волгоград: ВолгГТУ, 1994. С. 6.
4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. 192 с.
5. Захарова Е. В. Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в вузе / Е. В. Захарова // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. № 3. С. 281–284.
6. Малышева, Т.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе / Т.В. Малышева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III между нар. науч. конфер. — Уфа: Лето, 2013. — С. 135–138.
7. Образовательные результаты / под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: Спец. лит.,1999. 135 с.
8. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.
9. Уваровская О. В. Самостоятельная работа студентов: учеб.-метод. пособие /О. В. Уваровская, И. Ю. Краева. Сыктывкар: СыктГУ, 2009. 30 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС СПО.