Окунева Алёна Юрьевна, советник директора по воспитанию ОГПОБУ «Многопрофильный лицей».
Направление: Применение современных информационных и коммуникационных технологий.
Тема статьи: «Формирование ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятие ценностей семейной жизни у студентов СПО».
Актуальность данной темы состоит в том, что молодые люди зачастую не имеют собственного опыта формирования и укрепления семейных отношений, что делает их весьма уязвимыми для влияния «вне семейных» ценностей. Современная российская семья переживает кризис: большое количество детей рождаются вне брака, семьи распадаются, молодые мамы отказываются от новорожденных, передавая их на попечительство государству или просто бросая их в мусорный контейнер.
Цель воспитательной работы ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» в данном вопросе, направлена на формирование семейных ценностей в молодежной среде, вооружение их знаниями в области семейной психологии, педагогике, и семейной экономике, которые необходимы для создания гармоничной семьи.
Семейные ценности представляются в настоящее время как достаточно открытая или же, наоборот, закрытая характерная для единицы семьи категория представлений, непосредственно влияющая на определение семейных целей, в частности, способов организации семейного взаимодействия. Базовая особенность семейных ценностей представляется в том, что они ориентированы на благо семейной жизни и существования человека в целом.
Ожидаемым результатом от систематической воспитательной работы по формированию семейных ценностей у молодёжи является:
— приобретение жизненного опыта;
— привитие чувства ответственности, сострадания;
— овладение ролями мужчины и женщины;
— готовность выполнения семейных ролей.
Для выявления ценностей семейной жизни у студентов ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» ежегодно планируется ряд мероприятий в рамках воспитательной работы, в которых принимает участие в среднем до 120 студентов. Педагогические работники лицея, в частности, воспитатели общежития и классные руководители во внеурочной работе и мероприятиях досуга студентов, используют различные методики для выявления отношений обучающихся к семье и ценностям семейной жизни у студентов лицея, в том числе:
1) Опросник А.К. Алешина «Распределение ролей в семье»;
2) Методика Н.В. Волковой «Ролевые ожидания партнеров».
Данные методики направлены на выявление распределения семейных ролей в семье. Рассмотрим внутрисемейные роли, которые рассматриваются в рамках методики:
1. Воспитание детей (ВД).
2. Эмоциональный климат в семье (ЭКС).
3. Ответственный за материальное обеспечение семьи (МО).
4. Организация развлечений (ОР).
5. Распределение ролей «хозяин» — «хозяйка» (Х).
6. Сексуальный партнер (СП).
7. Организация семейной субкультуры (ОСС).
В процессе проведения опроса студентов с использованием данных методик, студентам предлагалось ответить на ряд вопросов, которые касались тех или иных аспектов организации семейной жизни. При этом для каждого вопроса были предложены также и варианты ответов.
Первым в качестве примера, был опрос девушек, который так и назывался «Осознание девушками распределения ролей в семье», выявленные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
«Осознание девушками распределения ролей в семье»
Из таблицы следует то, что девушки самостоятельно возлагают на женщину большую часть функций. В частности, 65 % опрошенных респондентов полагают, что воспитывать детей и вести хозяйство – это женская обязанность, 88 % опрошенных респондентов полагают, что на женские плечи должны речь эмоциональный семейный климат, 69% говорят об обязанности организации досуговой деятельности. В это же время на ответственность семейной субкультуры соглашаются 72 % опрошенных. Финансовое обеспечение семьи в 85 % случаев возлагается на мужчин, также они должны доминировать в личных отношениях между мужчиной и женщиной по мнению в 69 % случаев.
Таблица 2.
«Осознание юношами распределения ролей в семье»
Молодые люди, в свою очередь, полагают, что эмоциональный климат в семье зависит непосредственно от жены (84 % респондентов). Роль главы семи готовы были бы на себя взять лишь 40 % опрошенных, соответственно отдают главенство жене 60 % опрошенных. В том числе необходимо иметь ввиду, что семейную функцию «организатора досуговой деятельности и организатора семейной субкультуры» они предпочитают отдавать жене (60 %-73 % опрошенных). (Таблица 2)
При этом, что достаточно любопытно, место «кормильца» в семье опрошенные респонденты возлагают непосредственно на жену в 79 % случаев. Ведущий партнер в личных отношениях, в свою очередь – это именно женщина (74 % респондентов).
При использовании в качестве опроса студентов лицея методики «Ролевые ожидания партнеров». (Таблица 3)
Таблица 3
«Ролевые ожидания партнеров»
И.С. |
интимно-сексуальная |
Л.И. |
личная идентификация с супругом |
Х/б |
хозяйственно-бытовая |
Р.В. |
родительская воспитательная |
С.А. |
социальная активность |
Э.П. |
эмоционально-психотерапевтическая |
В.П. |
внешняя привлекательность |
О |
ожидания |
П. |
притязание |
«Семейные ценности девушек 17—18 лет»
У 31 % студенток приоритет отводится хозяйственно-бытовой функции. На втором месте родительская воспитательная функция — 23 % девушек.
Интимно-сексуальную ценность определяют 18 % девушек, формируя тем самым третье место. Социальную активную ценность выбрали 9,5 % девушек; личностная идентификация с супругом у 5 %, эмоционально-психотерапевтическая — 6 %, внешняя привлекательность — 7 % девушек.
У студентов на первом месте находится интимно-сексуальная ценность (41,5 % опрошенных). На втором месте находится непосредственно родительская воспитательная — 36 % опрошенных. На третьем месте располагается эмоционально-психотерапевтическая функция с результатом в 8,5 % ответов.
Мало респондентов отметили личностную идентификацию с супругой и хозяйственно-бытовую функцию (5 % респондентов), еще меньшую роль играет для молодых людей социальная активность с внешней привлекательностью (1 % и, соответственно, 3 % опрошенных).
Приоритетными задачами рассматриваемой модели семейных ценностей являются:
— пропаганда семейных ценностей среди детей, подростков и молодежи;
— подготовка молодежи к созданию семьи;
— формирование ответственного родительства, родительской культуры и образования;
— укрепление и развитие семейных традиций; возрождение национальных семейных традиций;
— повышение квалификации работников социальной сферы в вопросах семейного воспитания;
— пропаганда здорового образа жизни среди детей, молодежи и родителей;
— организация информационной кампании, направленной на укрепление престижа и роли семьи в обществе;
— формирование активной жизненной позиции семей с особыми людьми, старшим поколением, содействие в гармонизации внутрисемейных отношений, повышение уровня информированности и компетентности семей в вопросах жизнеобеспечения людей с особыми потребностями.
Л.Н. Толстой утверждал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Но дома бывают разные, разница заключается в самой атмосфере семьи, семейных привычках, традициях – культуре семьи.
В рамках формирования модели семейных ценностей и с целью их пропаганды среди студентов, в лицее разработаны и реализуются программы воспитания одним из модулей в них является духовно-нравственное воспитание. Реализация данного модуля, включает мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей, позитивного образа семьи, укрепление семейных традиций и духовного единства поколений.
В рамках внеурочных мероприятий и на тематических классных часах, обсуждаются темы, посвященные современным проблемам института семьи, вопросы коммуникации в семье, гражданский брак, неполные семьи, сохранение семейных традиций и так далее.
Для популяризации семьи и семейных традиций проводятся занятия по генеалогии под тематиками «С начала, с истоков, с первооснов…», «Я и моя семья», «Самый лучший в мире папа» и т.п. В рамках учебной дисциплины «Право», изучается тематический раздел «Семейное право» в котором рассматриваются такие вопросы как — понятие семьи, семейные правоотношения, предмет и источники семейного права, знакомство с семейным кодексом Российской Федерации.
На постоянной основе в лицее для студентов всех направлений проводятся открытые лекции и часы общения на темы: «Воспитание в семье — траектория будущего ребенка», «Психологическая готовность студентов к осознанному родительству», «Репродуктивное здоровье молодежи как фактор создания благополучной семьи» и прочие темы.
Традиционными стали в лицее акции по оказанию помощи ветеранам войны и труда, малоимущим семьям, в рамках которых студенты в составе волонтеров лицея оказывают помощь в уборке дворовых территорий и жилых помещений, делают подарки несовершеннолетним детям из малообеспеченных и неблагополучных семей, знакомясь в месте с тем с их семейными историями, выявляя для себя лучшие приоритеты в семейных отношениях.
Организован в том числе комплекс мероприятий, направленных на пропаганду репродуктивной грамотности: «Береги здоровье смолоду», «Девочка, девушка, женщина». В рамках реализации технологии «Мы нужны друг другу» проходят мероприятия по профилактики разводов, проводится ряд просветительских мероприятий: встречи с представителями районной больницы, полиции, представителями благополучных семей и т.п., беседы «Выйти замуж в 18», практические занятия «Семейные ценности», интерактивные мероприятия с элементами тренинга и другое.
Вывод: Непопулярность отцовства и материнства, искаженность родовой сущности человека создают негативный социально-психологический фон в семье. Тенденция снижения рождаемости создаёт проблемы в сохранении родословной каждой семьи и российской нации в целом. Готовность молодых людей жить самостоятельно, создавать благополучные семьи, во многом зависят от родителей. Определённое влияние на готовность к созданию семьи на формирование представлений о будущей семейной жизни оказывает информация, получаемая из фильмов, книг, периодической печати, телепередач, наблюдения за жизнью других людей, общение со сверстниками и старшими.
Воспитание семьянина – это воспитание отношений, прежде всего положительного отношения к матери, к людям, к труду, критического отношения к себе, ответственного отношения к долгу, бережного отношения к традициям общества и семьи, к вещам, природе и т.п. Отношения, сложившиеся в родительской семье, навыки поведения, сформированные отцом и матерью, переносятся детьми в будущую семейную жизнь.
Модель развития в студентах лицея семейных ценностей приносит свои плоды, поскольку происходит приобщение к идеологическому восприятию всего того, что формирует семейные ценности в их традиционном виде.
Список используемых источников:
1. Аборина М.В., Бошенятова И.С. Отношение современной молодежи к институту брака и семьи (на примере студенческой молодежи) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 5(57). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 44-52.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
3. Ахмадиева Р.Ш. Педагогический потенциал народных традиций в системе оптимизации семейного воспитания / / Вестник Казан. гос. ун-та культуры и искусств. — 2009. — №1. — С. 130-135.
4. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник ТГПУ, 2011, Вып. 6, С. 128.
5. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1993.
6. Вербина Г. Г. Психология семьи: Курс лекций. Чебоксары, 2006. 238 с.
7. Жильцова Ю. В., Сорокина И. Р. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи [Текст] // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43.
8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования: Учебное пособие. М.: «Гардарики», 2005. — 320 с.