Ваулина Евгения Владимировна, преподаватель профильных дисциплин ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» с. Амурзет.
Направление: Современные аспекты воспитательной работы в СПО.
Тема статьи: «Проведение практических занятий в рамках реализации междисциплинарного курса программы подготовки по профессии «Повар, кондитер»
С внедрением новых ФГОС СПО по профессии ТОП-50, в том числе по профессии «Повар, кондитер» и соответствующих требований к реализации ученого процесса, а также перечнем профессиональных и общих компетенций формируемых в процессе обучения у обучающихся. Перед каждым преподавателем профильных дисциплин, стоит задача – проводить уроки наиболее профессионально-ориентированными, включающими элементы деятельностного подхода, с целью помочь обучающимся раскрыть свои возможности, развивать их творческую и познавательную деятельность. Выпускник образовательного учреждения среднего профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечивать максимально эффективный результат своего труда.
Образовательная программа по профессии «Повар, кондитер», выстроена на модульной основе и включает 5 модулей. Междисциплинарные курсы в рамках овладения профессией являются теоретической основой модуля, которая должна быто закреплена изначально на уроках в форме лабораторных и практических занятий, и только после полного овладения теоретической основой, обучающийся допускается для прохождения учебной практики по тематическому разделу модуля.
Результатами образовательного процесса по ФГОС СПО являются сформированные компетентности в соответствии с видом профессиональной деятельности и опытом практической деятельности. Которые по окончании процесса обучения, обучающиеся — выпускники, показывают на демонстрационном экзамене, т.е. практическое занятие является приоритетной основой в их подготовке.
Практическое занятие – форма учебного занятия, в ходе которой преподаватель организует рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины, междисциплинарного курса и формирует на основе заложенных программой соответствующие умения, знания, профессиональные и общие компетенции. Их практическое закрепление и формирование, путем индивидуального или группового выполнения студентами пробных, учебных профессиональных задач. Назначение практических занятий, предполагает и формирование личности будущих профессионалов, поэтому также ориентировано на личностные результаты.
Практические занятия способствуют:
— обобщению, систематизации, углублению, закреплению полученных теоретических знаний по конкретным темам учебных дисциплин и профессиональных модулей;
— формированию умений применять полученные профессиональные знания в учебных условиях;
— приобретению студентами умений и навыков использования современных теоретических положений и научно-технических приемов, методов в решении конкретных практических задач;
— интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся;
— развитию интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
— выработке при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств как самостоятельность, коммуникативность, мобильность, ответственность, точность, развитие творческого профессионального мышления, профессиональной и познавательной мотивации;
— организации оперативной обратной связи педагога и студентов.
Для того, чтобы спроектировать практическое занятие, которое даст возможность лучше всего организовать учебно-познавательную, профессионально-эвристическую, исследовательскую, другие виды деятельности студентов, преподаватель должен:
1. Определить дидактическую цель практического занятия и задачи.
2. Определить вид практического занятия.
3. Спланировать внутренне строение (элементы) учебного занятия, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.
4. Разработать структуру урока.
5. Определить деятельность педагога и студента на каждом из этапов практического занятия.
6. Подобрать на каждом этапе учебного занятия методы и приемы работы, способы организации деятельности студентов, активизирующие познавательную деятельность.
7. Продумать форму проведения практического занятия.
8. Определить способ оценки результатов практического занятия, рефлексию и результат собственной деятельности
9. Продумать обеспечение учебного занятия оборудованием, инвентарем, согласно рассматриваемой темы.
При постановке цели практического занятия, важно то, что она не должна повторять тему учебного занятия. Формулирование цели следует начинать с глагола (действия), за которым должен следовать объект этого глагола. Предложения должны быть краткими, чтобы обеспечить большую ясность и понимание её обучающимися.
Дидактическая цель практического занятия может предусматривать решение разного рода задач, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.
В зависимости от задач существуют следующие виды практических занятий:
— применения знаний и умений;
— формирования умений и практического опыта;
— углубления сформированных компетенций.
У каждого вида практического занятия своя методическая основа. Данные виды различаются дидактической целью, местом учебного занятия в общей системе, логическим содержанием работы и характеру познавательной деятельности. Общим признаком для всех практических занятий является соединение знаний студентов с их практической деятельностью. Во всех практических занятиях выделяются три части: вступительная, основная, заключительная. С точки зрения современного учебного занятия, это такие этапы как мотивационно-целевой; операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный. (Таблица 1)
Таблица 1.
Структурные элементы этапов практического занятия
Этапы практического занятия |
Структурные элементы практического занятия |
мотивационно— целевой |
Самоопределение к деятельности |
Организация начала учебного занятия |
|
Определение темы |
|
Определение цели и задач |
|
Актуализация опорных знаний |
|
Инструктаж |
|
операционно-деятельностный |
Решение задач, ситуаций |
Выполнение упражнений |
|
Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях |
|
рефлексивно-оценочный |
Осуществления контроля за процессом выполнения и результатом, самоконтроль |
Осуществление коррекции |
|
Оценивание студентов |
|
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности (рефлексия) |
При конструировании учебного занятия в форме практического, педагог выбирает те или иные структурные элементы. Выбор будет зависеть от вида учебного занятия, его дидактической цели, содержания материала, методов и приемов обучения, способов организации учебной деятельности.
Неотъемлемой частью учебного процесса в СПО становятся информационно-коммуникационные технологии, которые уместно сочетаются с формой проведения учебного занятия – практической. Данные технологии дают возможность переосмысления, ставя акцент на смещении пассивной передачи знаний к активной, самостоятельной деятельности студентов, вдохновляя их на постоянное стремление — учиться новому.
Я, как педагог, стремящийся к применению новых технологии в рамках учебных занятий, на своих уроках использую большой арсенал как самостоятельно выполненных презентаций, видеофильмов, так и имеющихся на интернет ресурсах. Их использование способствует улучшению качества обучения, визуализирует рассматриваемые в уроке производственные процессы. Конкретизирует и детализирует этапы производства.
С внедрением новых ФГОС СПО по профессии «Повар, кондитер», руководством нашего лицея, выполнено оборудование рабочих мест всех учебных кабинетов и цехов, надлежащим оборудованием в соответствии с требованиями стандартов. «Палочкой выручалочкой» для меня, стало приобретение в мой кабинет интерактивной доски, которая дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала и прямой выход на ресурсы интернета.
Очень удобным для меня, при проведении уроков, является интерактивный ресурс «Национальной сборной Worldskills России» по компетенции «Поварское дело»» ссылка https://nationalteam.worldskills.ru/skills/povarskoe-delo/. Данный ресурс удобен не только тем, что конкретно рассматривает этапы приготовления тех или иных блюд, но представляет возможность выполнения проверки знаний обучающихся на разных этапах проведения уроков. (Рисунок 1)
Рисунок 1.
Используя данный интернет ресурс, предоставляется возможность как индивидуально выполнить контролирующие задания обучающимися у доски, так и фронтально в рабочей тетради. Такой вариант поэтапной проверки знаний обучающихся возможно применить как на вводной части практического занятия, так и на заключительной.
При определении приемов активизации познавательной деятельности обучающихся, я в своей практике использую следующие: деловая игра, семинар-практикум, урок-исследование и т.п. Приоритет в уроке конечно отдаю обучающимся, они совместно со мной готовят урок, то есть ту большую его часть, где они должны продемонстрировать свои творческие, поисковые, а также профессиональные и общие компетенции. Готовлю их к участию в уроке роли «шеф-повара», «эксперта», «дегустатора» и т.п., деловые роли — формируют в обучающемся не только «задатки» руководителя, но ответственность.
Практическую часть самого занятия, стараюсь проводить в учебном цеху «Поварское дело», первоначальный навык работы с инвентарем, оборудованием, продуктами, обучающиеся приобретают на практических занятиях междисциплинарного курса, поэтому очень важно, чтобы этот процесс проходил в максимально приближенных к производству условиях. То есть, обучающийся должен быть подготовлен к предстоящей на следующем этапе обучения — учебной практике.
Начинаем практическую часть урока с повторения элементарного, например с перечня инвентаря и оборудования, используемого в предстоящей работе, для этого применимо использовать тот инвентарь, которым располагает учебный цех, но можно прибегнуть и к интернет ресурсу, например (Рисунок 2)
Рисунок 2.
Для уточнения перечня продуктов из состава рецептуры для приготовления того или иного блюда, также можно прибегнуть к интернет ресурсу (Рисунок 3)
Рисунок 3.
Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично — поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично — поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературы и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично — поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
К формам организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях относят: фронтальную, групповую и индивидуальную.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 — 5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Мотивация у обучающихся к активному участию в уроке, достигается мной по средством использования критериев и бальной системы оценивания.
Критерии — это своеобразные показатели достижения цели практического занятия, они должны соответствовать умениям и практическому опыту, разрабатываются конкретно для каждой практической работы. (Таблица 2) Данная система оценки позволяет объективно оценить работу каждого в уроке, а также указать на недочеты и ошибки.
Таблица 2.
Определение оценки за работу на уроке
Ф.И. обучающейся |
Внешний вид |
Тест по проверке теоретических знаний |
Работа на вводном инструктаже (дополнительные баллы) |
Работа на вводном инструктаже (демонстрация) |
Пазл |
Самостоятельна оценка салата «Цезарь» в баллах |
ИТОГО баллов |
||||
Внешний вид |
Цвет |
Вкус |
Запах |
Консистенция |
|||||||
1 |
13 |
от 1 до 8 |
1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
||
Максимальное кол-во баллов |
28 баллов |
25 баллов |
53 |
||||||||
Полученные баллы за занятие |
Шкала определения оценки за работу на уроке
-
Баллы
% выполнения
Оценка
53 — 47
100-90 %
5 (отлично)
46 — 42
89-80 %
4 (хорошо)
41 — 37
79-70 %
3 (удовлетворительно)
Используемые источники:
Литература:
1. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001 – 272 с.
2. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: в 2 т. / Н. А. Морева. – М.: Академия, 2008 – Т.1: Дидактика. – 432 с.
Нормативные:
1. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер» 2013 г.
2. Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 «О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».
Интернет ресурс: https://nationalteam.worldskills.ru/skills/povarskoe-delo/