Коновалова Марина Владмировна,
заведующий МБДОУ «Детский сад № 16»

Как известно 2023 год, Указом Президента В.В. Путиным, объявлен годом педагога и наставника.

Наставничество – индивидуальная работа с молодыми и начинающими педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ или имеющими трудовой стаж по специальности не более 5 лет.

Педагог сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью.

Наставничество в ДОУ позволяет:

  • Развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность получить практический опыт;
  • Формировать мотивацию к самосовершенствованию и саморазвитию;
  • Повысить качество профессиональной подготовки и квалификации, оптимизировать процесс профессионального становления;
  • Снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.

Система наставничества предполагает сотрудничество двух педагогов – наставника и наставляемого.

Наставник – педагог, имеющий профессиональный опыт и готовый поделиться навыками, необходимыми для самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый – педагог, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает профессиональные задачи, приобретает новый опыт.

Кто может стать наставником? Наставником может стать педагог, имеющий:

  • опыт работы с детьми;
  • высокие профессиональные качества;
  • коммуникативные способности, желание поделиться своим опытом;
  • авторитет в коллективе.

Какова же роль наставничества в ДОУ? В МБДОУ «Детский сад № 16» 26,67 % – молодые педагоги и 73,33 % – педагоги с педагогическим стажем от 15 до 43 лет, с каждым годом процент молодых специалистов будет только расти, поэтому в нашем учреждении наставничество играет огромную роль в становлении профессионального коллектива.

Система наставничества в ДОУ выстроена на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Положение о системе наставничества МБДОУ «Детский сад № 16», утверждённое приказом заведующего № 126 от 01.09.2022№
  • Методическая разработка по наставничеству в ДОУ «Перспективы роста»№
  • Приказ заведующего учреждения об организации наставничества от 01.11.2022 № 125.

Профессиональная адаптация молодого специалиста во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда. Начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда молодых педагогов является то, что он с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несет ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Затрудненная, затянувшаяся адаптация оказывает не только негативное психоэмоциональное воздействие (появление чувства своей неполноценности, неуверенности, пессимизма, невротизации и психосоматических заболеваний), но приводит к снижению качества образования и взаимодействия с участниками образовательного процесса и, в конечном итоге, к ухудшению профессиональных показателей деятельности педагога. Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то с каждым днем ситуация будет становиться все более критичной.

Цели и задачи наставничества в МБДОУ «Детский сад № 16»:

Цель оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.

Задачи:

  • Привить начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в дошкольном образовательном учреждении.
  • Ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
  • Способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения в дошкольном образовательном учреждении.

Мероприятия по организации наставничества:

* Рассмотрение кандидатур предполагаемых наставников на педагогическом совете;

* Утверждение наставника над наставляемым приказом заведующего;

* Оказание наставнику организационной, методической помощи заместителем по ВМР;

* Составление наставником плана работы с наставляемым;

* Изучение, обобщение и распространение положительного опыта наставничества;

* Определение способов поощрения наставников.

Этапы в работе наставника:

1 этап – адаптационный. Наставник выявляет недочеты и затруднения в работе наставляемого, чтобы составить план наставничества.

2 этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует план работы с наставляемым, осуществляет корректировку профессиональных умений, помогает выстроить педагогу собственную программу самосовершенствования.

3 этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности наставляемого, определяет степень его готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Основные направления работы наставника:

* Психолого-педагогическая поддержка;

* Выявление затруднений в работе наставляемого;

* Участие в семинарах-практикумах, мастер-классах;

*Обучение планированию деятельности, самоанализу, работе с родителями, документацией;

*Помощь с выбором темы для самообразования;

*Работа в клубе «Школа молодого воспитателя»;

*Контроль за деятельностью наставляемого и руководство ею.

Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и воспитанниками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей занятий.

В результате начинающий педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии, растет его профессионализм.

Как и любая деятельность, наставничество подразумевает контроль:

  • Заведующий – осуществляет общее руководство.
  • Заместитель заведующего по ВМР – педагогический мониторинг.
  • Медсестра – отслеживание состояния здоровья воспитанников, физического развития, уровень проведения педагогами профилактических мероприятий.
  • Педагог-психолог – информационное сопровождение образовательного процесса, основанное на изучении когнитивной сферы и личностного развития детей.

Таким образом, благодаря реализуемой системе наставничества осуществляется взаимосвязь и передача ценного педагогического опыта, молодые и начинающие педагоги имеют возможность почувствовать уверенность в своих силах, получить практические навыки, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, обрести друга, помощника, который всегда подскажет, поддержит в трудную минуту, что положительно сказывается на качестве дошкольного образования. Наставничество оказывает положительное влияние не только на молодых педагогов, но и на самих наставников. Педагоги стараются следить за последними новостями методической литературы, участвуют в методических объединениях, семинарах, использует инновационные технологии в своей работе. Общение с молодыми коллегами помогает справляться с профессиональным выгоранием, наметить перспективы собственного профессионального роста.