Матвеева Татьяна Владимировна,
руководитель методического объединения по воспитательной работе,
зав. библиотекой ОГПОБУ «Политехнический техникум»

В настоящее время в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимися, которые направлены на развитие ценностных мировоззренческих установок и формирование активных, ответственных и компетентных граждан. Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей является наставничество. Оно позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на развивающуюся личность, помогает молодым людям определиться в жизни и реализовать свой потенциал.

Наставничество – это способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении. Это планомерная работа по передаче навыков от наставника к обучающемуся. В СПО наставничество становится инструментом воспитания будущих рабочих и служащих.

В техникуме, где я работаю с 1983 года, работа по наставничеству проводится на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность…» и в соответствии с основными положениями Года педагога и наставника, объявленного Президентом России В.В. Путиным на 2023 год.

Внедрение наставничества в техникуме начиналось с организационного обеспечения подготовки и проведения Года педагога и наставника. Была сформирована рабочая группа по его подготовке и разработан план проведения, для педагогических работников проведено инструктивно-методическое совещание, определён состав наставников и наставляемых и основные формы работы с каждым из них.

За время работы с подростками убедились, что путь, ведущий к изменениям в их поведении, не всегда оказывался простым и лёгким, иногда он бывает длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие встречались закрытость, сопротивление, отторжение, злоба. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех.

О проблемах наставничества размышлял еще К.Д. Ушинский, который отмечал: «Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать». Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.

Важно, чтобы наставник обладал не только профессиональными знаниями, но ещё и личностными качествами, такими, как:

— эмоциональный интеллект;

— коммуникативная компетенция (в т.ч. владение различными стилями педагогического общения);

— готовность к сотрудничеству;

— педагогический такт;

— креативность, способность решать нестандартные задачи;

— специальная подготовка – у наставника имеется образование и есть личный опыт преодоления образовательного дефицита;

— личный пример наставника во всём (наставник как носитель образа «успешной взрослости», эффективного самообразования и саморазвития, профессионализма, обладающий определенными компетенциями и демонстрирующий определенные образцы деятельности).

Вместе с тем, призывая наставляемого к дисциплине, сам соблюдай следующие правила:

— Не осуждаю, а предлагаю;

— Не критикую, а изучаю;

— Не обвиняю, а поддерживаю;

— Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге;

— Не утверждаю, а советуюсь;

— И не отрываюсь от практики.

Как известно, существует несколько типов наставничества: групповое, командное, традиционное личное, наставничество ровесниками, Интернет-наставничество. Мы убедились, что при любом из них для эффективного наставничества необходимы определённые условия, это:

— взаимная заинтересованность наставника и обучающегося;

— постановка реальных задач и путей их достижения;

— обоснованные требования к процессу наставничества, к личности наставника;

— методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса;

— наличие методики оценки результатов.

В своей работе с подопечным педагоги-наставники нашего техникума применяют различные методы – это и психолого-педагогическая помощь и поддержка, и реабилитация, и курирование и консультативная помощь.

Основой же наставничества, самым главным, является учёт индивидуальных особенностей подопечного, постоянное внимание, помощь ему в становлении личностной субъектности, в развитии его жизненных ресурсов.

Важно, чтобы наставляемый подросток имел поручение, участвовал в мероприятиях группы и техникума, чтобы с ним общались, интересовались его делами, мыслями, чувствами.

Внеурочная деятельность куратора группы в техникуме ориентирована на создание условий для:

  • творческой самореализации подростка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
  • социального становления личности подростка в процессе общения и совместной деятельности в ученическом сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
  • профессионального самоопределения обучающегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Формы внеурочной деятельности – их спектр широк и практически в каждом из них велика роль куратора группы. В нашем техникуме проводится работа по следующим формам:

Патриотическое:

— Образовательные и краеведческие экскурсии.

— Классные часы на изучение правовых норм государства, законов.

— Праздники, викторины, познавательные игры.

— Музей техникума. Этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн, СВО.

Спортивно-оздоровительное:

− Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия города и образовательного учреждения: спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья.

− Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.

− Тематические беседы с фельдшером техникума.

− Поощрение обучающихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений обучающихся группы.

− Агитация и запись обучающихся учебной группы в спортивные секции.

Художественно-эстетическое:

  • Культпоходы в кинотеатры, музеи, выставки
  • Художественные выставки, фестивали искусства,
  • Активные формы: виртуальные музеи, экскурсии, виртуальные путешествия, квесты.

Хотелось бы остановиться на личном наставничестве и в качестве примера рассмотреть случай моего опыта в индивидуальной работе с обучающимся из категории детей-сирот, а также лиц, оставшихся без попечения родителей. В этой группе оказалась девочка Настя, из категории детей-сирот. Была заселена в общежитие техникума.

Изначально Анастасия была достаточно замкнутой, скрытной, пассивной, неохотно шла на контакт как с ребятами, так и с педагогами. По итогам первого полугодия успевала по всем предметам с преобладанием оценки «удовлетворительно», слепо подчинялась более сильным личностям, выполняла их поручения.

С девушкой попытались плотно поработать воспитатели и социальный педагог, однако положительных результатов это не принесло. Настя все так же продолжала быть ведомой, зависеть от лидера. При моей попытке поговорить с ней, она очень сухо и жестко сказала: «Что вы ко мне все прицепились, отстаньте от меня, это моя жизнь». Эта фраза задела меня за живое.

И только через несколько дней у нас состоялся откровенный разговор, во время которого девушка рассказала о своих родителях, о бабушке, показала альбом с их фотографиями, сказала, что не хочет повторить судьбу своих близких. Я согласилась с ней, предложила свою помощь, при условии выполнения с её стороны ряда обязательств, на что она, практически не раздумывая, согласилась. Мы совместно разработали так называемый план наших взаимодействий и приступили к его реализации. Настя охотно шла на контакт, делилась со мной своими проблемами. Как оказалось, девочке просто не хватало внимания и тепла.

К окончанию 1 курса Настя подтянула успеваемость, стала посещать спортивную секции (волейбол) и участвовать во всех делах группы. Параллельно с этим нам удалось наладить дружеские отношения с другими ребятами, преподавателями и мастером производственного обучения. Мой девиз, девиз наставника, который нравился и мне, и Насте: «Мы открываем вместе то, что знаю я».

Летом 2022 г. Анастасия успешно окончила обучение в техникуме и поступила на 1 курс в Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема.

В настоящее время мы продолжаем наше общение. Я очень надеюсь на то, что после окончания обучения Анастасия придет в наш техникум уже не в качестве студентки-практиканта, а как молодой специалист, что мечта её стать нужной и полезной для других осуществится. Ну, а я, в свою очередь, как говорится, буду рада за неё. И чем могу – помогу.

Конечный результат нашего наставничества – это обретение моей подопечной способности к самостоятельным действиям, к решению проблем, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации. А у меня появился опыт руководства, чувство удовлетворения от успехов Анастасии и других наставляемых.

Предприятие, куда приходят те, у кого мы были наставниками, получает опытных сотрудников с минимальными затратами на их обучение. Будущий специалист быстрее адаптируется к новым условиям, активно углубляется в профессию, приобретает независимость от наставника, может получить быстрый карьерный рост. По-моему, в этом и заключается роль наставника.

Закончить я хочу словами писателя и журналиста Джона Джеймса Пайэтта: «То, что идёт от сердца, до сердца и доходит!».

Л.Н. Толстой писал: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить?»