Зубарева Елена Александровна,
заместитель заведующего

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.

В практике работы любой дошкольной образовательной организации часты случаи, когда принятый на работу педагог – недавний выпускник вуза или колледжа, сдавший на высший балл все выпускные экзамены и защитивший дипломную работу, в реальности испытывает большие трудности в начале своей профессиональной карьеры. Или специалист закончил специальное учреждение довольно давно и по специальности работал много лет назад, а потом ушел в совершенно другую сферу деятельности, но пришло время, когда педагог вернулся к своей первой профессии, но это оказалось довольно не просто.

Этот факт объясняется естественным процессом адаптации сотрудника к новым условиям перехода от учебной деятельности к трудовой или от одной профессии к другой, а также неким разрывом между теорией и практикой, т.е. по сути разницей в требованиях организаций, находящихся на разных ступенях образования, к компетентностям выпускника. Найти готового специалиста, который сможет приступить к работе без специально организованного сопровождения, почти невозможно. Молодые педагоги часто нуждаются в более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного образования, в освоении новых педагогических технологий. Это вовсе не означает низкое качество подготовки студентов в вузах и колледжах. Сами начинающие педагоги отмечают, что в процессе освоения профессии часть информации ими сознательно упускалась, поскольку они на тот момент считали ее ненужной ну или были не совсем уверенны в том, что действительно свяжут свою жизнь с педагогической стезей.

Уже в первые дни пребывания в дошкольном образовательном учреждении не в качестве гостя – практиканта, родителя, а работника они существенно меняют мировоззрение, расставляют иные приоритеты, формируют новые интересы.

Если вовремя не помочь и не подержать педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты.

Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя, опытных коллег – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

ПОЧЕМУ? Ответ прост. Когда-то давно специалист окончил специальное образовательное учреждение, может даже поработал год-два, а том ушел в другую отрасль. И сегодня, вернувшись работать в детский сад, он вновь делает первые шаги», теория забыта, а практики просто нет. И по нашему убеждения таким педагогам, вне зависимости от возраста необходима помощь опытного наставника.

Вторая категория наставляемых – это педагоги, имеющие профессиональные затруднения. И тогда помощь наставника нужна коллеге более адресно «узко». Например, воспитатель не работал на группе для детей старшего дошкольного возраста, а значит, не владеет качественно методикой обучения детей грамоте, и именно по данному направлению педагогу необходима помощь наставника.

В МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №24» решением данной проблемы является наставничество. При организации работы по наставничеству в нашем образовательном учреждении мы все же сделали акцент не на позиции МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ, а на позиции ПЕДАГОГ, ИМЕЮЩИЙ МАЛЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ В ДОО

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. И именно поэтому, целенаправленно управлять процессом развития личности молодых педагогов должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №24» используется системный подход по повышению профессиональной компетентности специалистов, что позволяет педагогу быстро адаптироваться к работе в дошкольном образовательном учреждении, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. Одним из моментов системного подхода стало возрождение наставничества.

Ведь именно наставничество является одной их эффективных форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога – наставника.

В ДОУ №24 надставляемые педагоги это: педагоги, не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении; педагоги, имеющие трудовой стаж не более 3 лет; педагоги имеющие большой перерыв в работе по направлению деятельности; педагоги, не имеющие квалификационной категории.

Использование системы наставничества в ДОУ позволяет молодым педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, придать уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального выбора, научиться плодотворно взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему самообразованию. В коллективе, где грамотно построена система наставничества, есть поощрение взаимопомощи, творческих начинаний, наставляемый педагог быстро и безболезненно адаптируется к новым условиям работы.

Как же строится работа в данном образовательном учреждении?

Наставничество предполагает индивидуальные и коллективные формы работы с педагогическими работниками.

С позиции администрации ДОУ наставничество является одним из методов адаптации к профессии и позволяет ДОУ практически «воспитывать» кадры со специфическими знаниями и навыками, актуальными в данный момент и с учетом детско-родительского контингента, специфики педагогического коллектива и прочих аспектов.

Начинающему педагогу наставничество дает возможность получить поддержку опытного сотрудника, укрепить уверенность в собственной состоятельности и профессиональной компетентности.

Педагогу – наставнику наставничество позволяет передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приемами непосредственно с молодым педагогом.

Таким образом, наставничество позволяет: повысить уровень профессиональной подготовки и квалификации начинающего педагога; создать положительный настрой в профессиональной деятельности; быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ; передать накопленный наставниками опыт; регулировать текучесть кадров; увеличить долю молодых педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня

В процессе обучения наставник предоставляет новичку необходимую для работы информацию, отслеживает процесс усвоения знаний, формирование нужных навыков, мотивацию к работе. Обучение проходит непосредственно на рабочем месте, иллюстрирует реально возникающие ситуации и весь трудовой процесс, что позволяет реализовать на практике полученные теоретические знания. Наставничество предусматривает наличие критериев к отбору самого педагога – наставника. Им может быть выбран только тот работник ДОУ, который отвечает ряду требований: является профессионалом в педагогической деятельности; обладает коммуникативными навыками и гибкостью в общении; имеет стабильные показатели в работе, высшее или среднее специальное образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет; первую или высшую квалификационную категорию; желает стать наставником.

Работа по наставничеству в ДОУ регламентируется:

— положением;

— приказом заведующего о назначении наставника;

— утвержденным планом работы с наставляемым.

В нашем ДОУ еще имеется журнал взаимодействия наставника и наставляемого, в нем отражаются даты оказания консультативной помощи и направления оказания такой помощи (это больше подтверждающий работу документ), он не является обязательным, но при необходимости педагогами ведется.

В своём профессиональном становлении, молодой специалист в нашем ДОУ проходит несколько ступеней:

I ступень (стажировка): самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, он начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении или перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики, если до детского сада был опыт работы в школе. Здесь встаёт задача предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

ІІ ступень – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе мы своим начинающим педагогам предлагаем определить методическую тему самообразования, над которой они будет работать более углубленно. А так же они активно привлекаются к демонстрации занятий на уровне детского сада (ООД, проведение детских праздников и развлечений и т. п.).

ІІ ступень – у начинающего специалиста складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.

ІV ступень – происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.

Из опыта работы по наставничеству в ОУ хочется отметить, что время прохождения всех этапов сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т.д. Поэтому администрация нашего детского сада к каждому педагогу подходит дифференцировано.

Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны –деятельность наставника, с другой – деятельность начинающего педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Данная форма работы с начинающими специалистами оказывает положительное влияние на всех участников отношений, а также самой образовательной организации. Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

Наставник также развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

Закрепление за педагогом наставника позволяет ему получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Самое главное – начинающий специалист у нас может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.

Наставники в ДОУ № 24 закрепляются сроком на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости). Наставник назначается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5 лет.

Хочется отметить (анализируя результаты работы за 3 последние года), что наставляемые педагоги успешно прошли адаптацию в ДОУ.

Максимальная творческая самореализация выражается в участии начинающих педагогов в профессиональных конкурсах, проектах на муниципальном и областном уровне.

А началом такой творческой реализации стали так называемые «продукты» годовой работы расставляемого и наставника:

— участие в конкурсе профессионального мастерства «Педагогический КВН», который педагоги проходили в паре (2021 г.);

— успешное участие в конкурсе практической образовательной деятельности с воспитанниками, которую демонстрировали начинающий педагоги, а подготовка велась в тендеме (наставник-наставляемый);

— участие начинающих педагогов в муниципальном форкуме для молодых педагогов (Барабанщикова Е.Т., Вахлинова А.А.);

— участие начинающих педагогов к разработке грантов «Измени жизнь к лучшему: Галец С.А., Вахлинова А.А., Барабанщикова А.А.);

— активное участие начинающих педагогов в профессиональных дистанционных конкурсах по разработке методических материалов по направлению деятельности;

— демонстрация своих профессиональных достижений, через открытый показ образовательных мероприятий в рамках ДОУ.

Буквально сейчас идет первый этап долгосрочного (годового проекта в ДОУ «Мастерская наставника». В этом месяце помимо текущей работы по наставничеству педагоги-наставники показывают для наставляемых пример по огганизации о проведению образовательной деятельности направленных на решение разных образовательных областей. А ноябрь – месяц обратной связи, наставляемые покажут свои умения в подготовке и проведении образовательных мероприятий.

В ДОУ молодые педагоги приобретают навыки работы с использованием Интернет-ресурсов, создают мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты. 13% начинающих педагогов закрепились на рабочих местах.

Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ (в коллективе 26% педагогов – стажистов) и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, этому методу отдается значительное предпочтение. Именно эта работа ускоряет процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги проходят аттестацию на первую квалификационную категорию по должности «воспитатель», участвуют в профессиональных конкурсах, на заседаниях городских педагогических сообществах.

В коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.