Площадка 3. «Перспективы развития дополнительного образования в ЕАО: поддержка одаренных детей через участие во всероссийских олимпиадах и конкурсах», модератор Филипкина Елена Александровна, заведующий отдела организационно-методической работы ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО».
Заинтересованность государства в развитии и сопровождении талантливых детей и подростков очевидна. Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.
Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей, используя потенциал их свободного времени. По общепринятому определению дополнительное образование детей это:
-единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности;
— процесс, призванный, обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;
— предоставление каждому ребенку свободу выбора области и специализации деятельности.
Что нам рекомендует Министерство просвещения в данном вопросе.
29 сентября 2023 году Министерством просвещения Российской Федерации были разработаны методические рекомендации в целях реализации мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
Цель рекомендаций — содействие созданию условий для реализации механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны.
В рекомендациях зафиксированы приоритеты развития дополнительного образования детей всех направленностей, необходимые для обновления содержания, методов и технологий, а также представлены эффективные практики реализации механизмов, способствующие сохранению, развитию и обновлению образовательной деятельности.
С целью транслирования опыта работы учреждения с одаренными, талантливыми детьми выступила директор МАОУДО «Центр детского творчества» Мария Шульман.
Мария Анатольевна подробно рассказала:
— какие условия созданы В ЦДТ для выявления и поддержки одаренных детей, как педагоги дополнительного образования мотивируют и развивают обучающихся;
— как выстроена работа с педагогическими работниками, какие используют формы работы с коллективом.
— о результативных показателях: количестве участников и победителей, принявших участие в конкурсах, выставках, фестивалях, соревнованиях различного уровня.
— о целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на примере Центра детского творчества.
Свое выступление Мария Анатольевна привела слова Александра Шварца «В каждом человеке спит его талант. Он ждет, когда ты его разбудишь, вынесешь на свет, и он засверкает своими гранями… И удивятся люди твоему таланту… А больше всего удивишься ты САМ…».
Об опыте работы и анонсировании мероприятий для одаренных талантливых детей выступил руководитель «Центра одаренных детей» Дмитрий Шустов.
Дмитрий Игоревич рассказал о создании такого Центра на базе бывшего лагеря «Алые паруса», а также о той работе, которая уже ведется на базе образовательных организаций области.
По результатам работы площадки были вынесены решения для общей резолюции августовского совещания педагогических работников Еврейской автономной области:
1. Использовать сетевое взаимодействие и социальное партнерство в реализации дополнительных общеразвивающих программ.
2. Активнее применять инновационные формы дополнительного образования детей в целях обеспечения вариативности, качества, доступности и расширения спектра дополнительных общеразвивающих программ.
3. Развивать систему сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей.
4. Продолжить развитие системы выявления и поддержки молодых талантов, инновационных моделей и практики работы с одарёнными детьми через участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах различного уровня.