Площадка 2. «Реализация проекта «Школа Минпросвещения России» в Еврейской автономной области», модераторы: проректор по УМР ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО», к.п.н., доцент Кияшко Ирина Сергеевна; руководитель ЦНППМ Мосеева Светлана Николаевна.
Для решения задачи повышения конкурентоспособности российского образования был разработан проект «Школа Министерства просвещения России» (далее — Проект).
Этот Проект строится на следующих основополагающих принципах:
• обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей для всех обучающихся;
• сохранение здоровья и обеспечение безопасности обучающихся;
• непрерывное совершенствование качества образования;
• развитие обучающихся (интеллект, талант, личность)
• социализация и выбор жизненного пути обучающихся (мировоззрение, традиции, профессия).
Для чего нужен данный Проект, что планируется создать и внедрить в каждую школу?
В рамках повышения качества знаний — это выполнение ключевых требований ФГОС и ФООП (единые рабочие программы, календарно-тематическое планирование, подходы к составлению расписания уроков, линейка учебников; создание объективной внутришкольной системы оценивания; налаженная внеурочная, проектная и исследовательская деятельность; функционирование системы наставничества, методической службы и т.д.
В области здоровьесбережения: единые рекомендации по здоровьесбережению в школе; создание среды без психоактивных веществ, психолого-педагогической службы; сдача норм ГТО; обеспеченность горячим питанием и пр.
В рамках развития творчества: внеурочная деятельность и дополнительное образование; система конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций; школьный хор и школьный театр; школьный пресс-центр и школьный музей.
В рамках системы воспитания: актуальная рабочая программа воспитания с календарным планом воспитательной работы; наличие советника по воспитанию, единых подходов к работе с родительским сообществом; развитие ученического самоуправления и формирование ответственного отношения к государственной символике; детские и молодежные общественные объединения; повышение квалификации педагогических работников в сфере воспитания и т.д.
В рамках системы профориентации: система профпроб в разных профессиях; тематические экскурсии и события профориентационной направленности; программа «Билет в будущее».
В рамках развития инфраструктуры: трансформируемое пространство, архитектурная доступность, ЦОС, кванториум (Точка роста), сцена, зона отдыха, комплексная безопасность, единые подходы к штатному расписанию и т.п.
Еврейская автономная область присоединилась к Проекту в 2023 году. Была разработана дорожная карта с учетом результатов самодиагностики школ.
Самодиагностика — это определение стартового уровня освоения модели новой школы, уровня достижения требований «Школы Минпросвещения России». Их три: базовый, средний и высокий.
Базовый уровень — это необходимый минимум пакетных решений для обеспечения качественного образовательного процесса в образовательной организации. Средний уровень — это расширенный комплекс условий, позволяющий обеспечить освоение обучающимися навыков и умений, повысить их мотивацию к обучению и вовлеченность в образовательный процесс. Высокий (эталонный) уровень включает все доступные инструменты для реализации всех успешных практик системы образования РФ.
По результатам первичной самодиагностики 2023 года выявились ключевые дефициты в следующих областях: в реализации единого календарно-тематического планирования и единых рекомендаций по контрольным работам и домашним заданиям; в применении сетевой формы реализации образовательных программ и программы мероприятий по развитию инклюзивного образования; в обеспеченности предоставления услуг специалистов, оказывающих обучающимся необходимую психолого-педагогическую, коррекционную, техническую помощь; в наличии узнаваемого стиля школы и государственной символикой в классных кабинетах; в реализация программы работы с предприятиями-партнерами, а также с родителями в части профориентации обучающихся; в участии обучающихся в конкурсах профессионального мастерства профессионально-практической направленности; в охвате обучающихся ВФСК «ГТО»; в организации сопровождения обучающихся в соответствии с методическими рекомендациями по функционированию психологических служб в общеобразовательных организациях; в наличии антибуллинговой программы и коворкинга и т.д.
В рамках реализации Проекта (и это одно из обязательных его условий) в ноябре 2023 года Институтом развития образования была проведена программа повышения квалификации управленческих команд школ ЕАО, где была осуществлена методическая и экспертная поддержка руководителей.
Важным инструментом, призванным помочь руководителю в организации образовательного и воспитательного процесса, является «Настольная книга директора школы» — методическая разработка, исполненная в двух версиях: печатной и электронной.
До 2024 года самодиагностика школ в рамках Проекта включала универсальные показатели и критерии, которые применялись ко всем образовательным организациям вне зависимости от их особенностей. В результате обсуждений с регионами и анализа всех предложений было принято решение о кластеризации показателей на основании реализуемых образовательными организациями программ. Было также учтено, является ли школа коррекционной и реализует ли основные адаптированные образовательные программы: таким образом, общее количество видов самодиагностики возросло до 21.
Учет всех этих особенностей позволяет каждой образовательной организации отметить только те показатели самодиагностики, которые к ней применимы.
По итогам самодиагностики, проведенной в июне нынешнего года, каждой образовательной организации предстояло провести анализ результатов; выявить направления, которые требуют особого внимания со стороны администрации, муниципалитета, региона; определить сильные позиции и слабые позиции.
Итогом работы должна явиться программа развития школы — детально проработанный документ, ориентированный на приоритеты развития российской системы образования и образовательный суверенитет, разработанный в Конструкторе программ развития школ.
На момент проведения ежегодного августовского совещания школами ЕАО было пройдено уже 3 этапа самодиагностики и начата работа по формированию программ развития образовательных организаций. При этом выяснилось, что в силу разных причин не все образовательные организации приступили к данной работе.
Наличие внутренних (недостаточная компетентность руководителей в части управления результатами самодиагностики, отсутствие команды исполнителей или управленческой культуры) и внешних (повышение квалификации в единой логике для управленческих команд школ, муниципалитетов, РОИВ; соотнесение вопросов аттестации руководителей с Проектом; интеграция с мотивирующим мониторингом; отсутствие «командности» – фактора успешности реализации Проекта, который начинается в РОИВе) факторов тормозит процесс актуализации программ развития школ ЕАО.
Именно поэтому в программу августовского совещания была включена секция для директоров школ и завучей «Реализация проекта «Школа Минпросвещения России» в ЕАО в 2024 году».
Участники работали по группам, каждая из которых проводила проблемно ориентированный анализ текущего состояния общеобразовательной организации (виртуальной или конкретной, которую представляет руководитель или его заместитель) по одному из магистральных направлений или ключевых условий, выявляла дефициты и формулировала предложения по управленческим действиям/решениям по устранению таких дефицитов.
Работа осуществлялась в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций.
В каждой из фокус-групп присутствовал представитель одной из школ «Наставнической лиги проекта» (их в ЕАО десять). Это школы-образцы, которые получили самые высокие баллы по результатам июньской самодиагностики.
Организаторами Проекта замечено, что одной из его «ловушек» является желание управленческой команды получить баллы, чтобы обеспечить высокий уровень прохождения самодиагностики. Такой подход лишь характеризует уровень управленческой культуры и честности, тем более, что самая именитая школа не всегда показывает высокий уровень в самодиагностике.
В целом формат взаимодействия представителей управленческих команд школ области показал свою актуальность и полезность.
По результатам работы площадки были вынесены решения для общей резолюции августовского совещания педагогических работников Еврейской автономной области:
1.На основе результатов самодиагностики и исходя из выявленных дефицитов, руководителям общеобразовательных организаций составить программы развития школ и представить их для согласования и доработки в Институт развития образования ЕАО до 30.10.2024 г.
2. ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО» организовать и провести консультаций для школьных команд по составлению программ развития ОО.