Площадка 1. «Традиции и инновации в системе дошкольного образования», модератор Зубарева Елена Александровна, старший преподаватель кафедры начального, дошкольного и коррекционного образования ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО».

Лектор: Абрашина Анна Александровна, заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 24».

Тема: «Цифровая среда детского сада – цифровой сегмент основной образовательной программы и канал связи с семьей».

Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ.

Они играют немаловажную роль в организации сотрудничества детского сада с семьей, особенно это стало актуально для нас в период сложной эпидемиологической обстановки при организации дистанционного обучения и при создании социальных образовательных сетей и сообществ.

Повысить качество образовательного процесса и добиться максимально эффективных результатов нельзя в одностороннем порядке. Это возможно только в тесном контакте с семьей.

Совершенствование цифровой образовательной среды при взаимодействии с родителями рассматривается как важное звено для эффективного функционирования дошкольной организации в режиме ее развития.

Для чего нужна цифровая среда в ДОУ:

— раскрыть механизмы выстраивания цифровой среды в образовательной организации;

—  создать условия для повышения качества дошкольного образования через использование современных информационных технологий в образовательном процессе;

— создать цифровую образовательную среду, удовлетворяющей актуальным потребностям семьи и активное взаимодействие с семьей в электронном пространстве.

рост мотивации педагогов к реализации в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий;

Сотрудничество ДОО и родителей необходимо рассматривать как общение «на равных», а взаимодействие — как способ организации совместной деятельности, осуществляющейся с помощью общения.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Задача детского сада — «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

ФГОС ориентируют нас на то, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, необходимо учитывать социальный статус и микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности деятельностью ДОУ, необходимо постоянно повышать культуру педагогической грамотности семьи.

ФГОС ДО определяет требования по взаимодействию образовательной организации с родителями:

— информировать родителей и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства страны, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;

— обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

— создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Определены требования и к педагогам:

— владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

— выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Выбирая те или иные формы работы с родителями в своем коллективе, мы прежде всего должны быть уверены в их эффективности. И как бы ни хороши были традиционные формы работы, несмотря на все положительно зарекомендовавшие себя характеристики, время показало, что мы все чаще и чаще сталкиваемся с определенными трудностями: родители постоянно ограниченны во времени, у них нет возможности для посещения родительских собраний, консультаций в детском саду, а значит – у ДОО отсутствует возможность для своевременного предоставления родителям необходимой информации.

Поэтому становятся актуальными новые, нетрадиционные формы работы с родителями.

Одним из приоритетных направлений модернизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий.

Цифровые платформы выступают цифровым сегментом основной образовательной программы дошкольного образования, что позволяет использовать возможности цифровой среды для решения задач, связанных с индивидуализацией и персонализацией дошкольного образования (ФГОС ДО), а также для поддержки семей в условиях реализации цифрового сегмента; повысить качества и оперативности управления образовательной организацией.

Задачи, которые решают цифровые платформы:

  • 1. Организовать наиболее эффективную модель управления образовательным учреждением в субъектах РФ.

  • 2. Организовать оперативный контроль образовательных подразделений по основным направлениям деятельности.

  • 3. Привнести в образовательные учреждения инновационные решения, делая их работу лучше и качественнее, тем самым заботясь о развитии, здоровье и воспитании детей.

  • 4. Оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы в основных направлениях деятельности.

  • 5. Создать незаменимого помощника для персонала и родителей в образовательном учреждении.

  • 6. Минимизировать ручную и рутинную работу основных сотрудников и исключить дублирование данных.

Цифровая среда — это специально разработанное программное обеспечение, созданное для организации наиболее эффективной модели управления дошкольным образовательным учреждением.

Цифровые системы могут значительно улучшить и  автоматизировать более 30 различных направлений деятельности дошкольного образования, а именно:

  1. Руководитель получает оперативную и достоверную информацию по основным направлениям образовательного учреждения непосредственно в «Личном кабинете», где вся информация собирается автоматически в 30 показателях, которые имеют плановые и фактические значения. Анализ каждого показателя строиться в виде графиков и отчетов

  2. Автоматическое формирование договоров с родителями, приказов (прием, перемещение, изменение ФИО, выбытие, сохранение места в ОУ и т. д.), заявлений родителей, в том числе на льготы и компенсации на ребенка.

  3. Автоматическое формирование табеля посещаемости детей основного образования так и дополнительных платных образовательных услуг

  4. Мобильное приложение для: отметки основного и дополнительного табеля посещаемости, ведения электронного документооборота, отметка показателей результативности сотрудника (для расчета стимулирующих выплат), а также контроль директора по основным показателям деятельности детского сада

  5. Мониторинг развития ребенка по различным направлениям согласно Федерального государственного образовательного стандарта. Анализ развития предоставляется в виде графиков и отчетов

  6. Методическая работа в ДОУ с формированием плана производственного контроля и анализ его выполнения.

  7. Автоматизация Медицинского кабинета. Ведение медицинских журналов по контролю здоровья ребенка

  8. Охрана здоровья сотрудников и детей. Ведение 30 журналов по предупреждению распространения вирусных заболеваний в том числе Covid-19

  9. Контроль диетического питания каждого ребенка. Система наделена искусственным интеллектом и помогает при составлении меню анализировать состав блюда. Если есть продукты, которые запрещены ребенку, Система показывает каким детям нельзя их употреблять по каким причинам и автоматически предлагает разрешенные блюда для детей по их диетам. Таким образом автоматически составляется диетическое меню для ребенка.

  10. Контроль питания по международному стандарту HACCP. Автоматическое формирование 30 различных журналов согласно требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

  11. Управление закупками: формирование плана, графика и заявок по закупкам по отделам, расчет минимальной цены контракта.

  12. Управление продажами дополнительных услуг CRM, взаимодействие с родителями и потенциальными клиентами (CRM-сервисы (customer relationship management) — современная альтернатива сложным базам данных, множеству бумаг или электронных таблиц. Возможности такого ПО гораздо шире, что позволяет решать сразу несколько бизнес-задач.

  13. Управление кадрами поступление, перемещение, график и приказы на отпуск, увольнение работника, назначение доплат, расчет персональных надбавок сотрудников по индивидуальным показателям результативности

  14. Учет библиотечного фонда.

  15. Охрана труда и техника безопасности

  16. Планирование и учет выдачи средств индивидуальной защиты персонала

  17. Контроль исполнения договоров, с автоматическим оповещением отклонений цены, остатка поставляемого количества продукта, сроков и суммы договора, анализ рекомендованных цен

  18. Управление складскими запасами

  19. Управление бюджетом, платежный календарь, формирования финансовых обязательств, плановых заявок на поступление и расход денежных средств, планов по доходу и расходу, а также план-факторный анализ бюджета образовательного учреждения

  20. Управление ремонтами основного оборудования в образовательных учреждениях

  21. Циклограммы и карты оперативного контроля образовательной, медицинской и педагогической деятельности

  22. Учет хоз. инвентаря в подразделениях образовательного учреждения

  23. Управление персоналом, автоматизация в начислении персональных надбавок согласно персональным показателям результативности каждого сотрудника

  24. Система контроля доступа в образовательное учреждение

  25. Экспорт в 1С: Бухгалтерия​ складских документов, табелей посещаемости как основного так и дополнительного образования детей, а также приказы на поступление, перемещение, отпуска, увольнение работников, табеля рабочего времени и кадровую информацию

  26. Интеграция с программой Меркурий, автоматическое получение, гашение и формирование вед. свидетельств

  27. Интеграция с программой Диадок, автоматическое создание приходных накладных и актов оказанных услуг в СКДОУ

  28. Интеграция с мессенджерами Viber и Telegram

  29. Личный кабинет родителя, где родитель посредством компьютера или телефона может посмотреть:

1) посещаемость своих детей как по основному, так и по дополнительному образованию;

2) в разделе дополнительного образования родитель может не только увидеть посещаемость ребенка, какие темы он проходил, но и подать заявку на заключение договора на включение в новую группу;

3) увидеть меню по дням, если ребенок находится на диетическом питании, будет показана чем кормили его ребенка с учетом диеты, а также Система посчитает белки, углеводы, жиры и калорийность;

4) в разделе Развитие ребенка, родитель может увидеть по каким критериям и по каким показателям оценивали его ребенка и какие поставили баллы. Также увидеть рекомендации воспитателя о дополнительных занятиях с ребенком дома

5) Чат с Виртуальным помощником интеграция с искусственным интеллектом, можно получить краткую информацию по воспитанию и развитию ребенка

6) Посмотреть баланс движения денежных средств, заказать квитанцию на оплату и акт сверки.

7) Просмотр календаря и тем занятий с ребенком

8) Портфолио ребенка с фотографиями

9) Новостной блок по группе

 

Сентябрь часто становится временем планирования новых начинаний для предстоящего учебного года. Именно так и случилось с нашей педагогической командой в 2022 году, которой предложили принять участие в пилотном проекте по освоению образовательной платформы Smart School Pro или  по –другому «Детский сад в кармане». 

      Цифровые образовательные технологии – неотъемлемая часть современного образования, они находят свое применение и в дошкольном образовании. Встречи с разработчиками платформы проходили в онлайн-формате.  Вначале обсудили договор,  «Дорожную карту» по реализации пилотного проекта. И с октября месяца наш коллектив делает новый для себя шаг в цифровизации дошкольного образования. В проекте задействованы  воспитатели, педагоги, представители администрации ДОУ и родители воспитанников. 

Smart School Pro — облачный сервис. Доступ к нему осуществляется с любого устройства.

Платформа построена по модульному принципу. Каждая образовательная организация имеет возможность выбирать только те разделы платформы, которые ей необходимы. Также в платформе предусмотрена возможность индивидуальных настроек доступа для пользователей.

В платформе реализован принцип единого ввода, любая информация, введенная однократно, отображается во всех разделах системы. Это экономит время сотрудников и оптимизирует рабочие процессы. 

Smart School Pro решает следующие задачи:

Собирает в одном окне информацию о каждом ребенке и группе и помогает формировать отчетность.

Диагностика Smart School Pro своевременно привлекает внимание к проблемам развития детей. По данных РАМН, более 30% детей имеют проблемы здоровья и развития, а 60% детей находятся в группе риска. Диагностика Smart School Pro помогает в работе команде специалистов, собирая все необходимые данные в одном окне.

С помощью платформы легко выстраивать индивидуальные траектории развития детей и направлений работы с группой.

Smart School Pro обеспечивает удобную, безопасную, адресную коммуникационная внутри ДОУ и с семьями воспитанников.

Введение Smart School Pro предполагает отказ от групп взаимодействия с родителями в мессенджерах и социальных сетях.

Интерфейс приложения соответствует специфике дошкольной образовательной организации. Навигация приложения понятна, наглядна и доступна для родителей. Отношения с семьями воспитанников оформляются документально (договора, согласие на обработку персональных данных).

Содержательная часть удобна для руководителя ДОО (имеет полную информацию о деятельности педагогов в группах и их взаимодействии с родителями).

Предложена единая диагностическая система (психолого-педагогическое и педагогическое тестирование детей дошкольного возраста), разработанная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что помогает выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка. Мониторинг ориентирован на вариативные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ДО в т. ч. собственной программы ДОО (ООП).

Результаты диагностики в корректной форме предоставляются родителям.

Система психофизической диагностики SSP в целом хорошо продумана, базируется на валидных и надежных методиках структурирована по возрастным диапазонам и линиям развития ребенка;

Позволяет составить многостороннее представление как об уровне развития отдельных сфер психофизического развития, так и о динамике их развития у каждого ребенка;

Система психофизической диагностики SSP обеспечена базой:

а) необходимым стимульным материалом,

б) протоколами наблюдений,

в) реестром углубленных диагностик,

г) описаниями нормотипичных возрастных профилей;

Целостное развитие ребенка по всем линиям иллюстрируется автоматически составленной круговой диаграммой, что является удобным способом представления результатов диагностики. Диагностические срезы предполагается проводить 3 раза в год: в начале, середине, конце года.

Проведение диагностики обеспечивается автоматизированной системой, позволяющей оперативно обработать результаты и сформировать заключение по результатам обследования.

 Далее был « Кликс».

Использование данного сервиса позволяет создать условия для более эффективного взаимодействия между ДОУ и семьей. Так как, в соответствии с законом об образовании в РФ и родители, и дети, и педагоги являются равноправными участниками образовательного процесса.

Хочется отметить, что на тот момент мы с удовольствием стали участниками проекта, так как понимали, важность и перспективы развития цифрового образовательного пространства в современных реалиях.

Внедрение системы Кликс проходило под руководством заведующего д/с, заместителя заведующего по ВМР и старшего воспитателя. В систему можно войти через поисковый запрос, у администратора, который полностью ведет управление Кликсом. имеет личный кабинет воспитатель и родитель

Несмотря на то, что педагоги нашего ДОУ хорошо владеют интернет – технологиями, но на начальном этапе работы с данной образовательной платформой возникали некоторые сложности и вопросы, поэтому нам приходилось работать, прежде всего, командой, связывались с технической поддержкой сервиса, а она находится в городе Санкт — Петербурге, которая всегда отвечала на наши запросы, давала рекомендации и подробные инструкции по применению.

Я убеждена, что образовательная платформа для детских садов нужна! Привыкли же мы к электронным дневникам в школе (наверняка большинство из вас имеет детей школьников) и не просто привыкли, а уже не представляем, как отслеживать успеваемость ребенка без него. Так и в дошкольном образовании, неспроста же мы первая ступень общего образования, использование цифровой системы позволяет осуществлять реальное взаимодействие всех участников образовательного процесса в системе дошкольного образования. Скажем честно, что в большинстве случаев у родителей нет времени, приводя или забирая ребенка, действительно воспринять и проанализировать информацию, которую пытаемся донести воспитатели, особенно если она не бытового характера, а педагогического. А так, благодаря использованию цифровой системы, у вас есть возможность в любое удобное для себя время, войти в личный кабинет, ознакомиться с наглядной информацией за любой период, внести свои предложения для формирования траектории развития ребенка. Такой подход позволяет выстраивать доверительные отношения с родителями и вести партнерский диалог.

Также использование сервиса позволяет формировать электронное портфолио ребенка, что позволяет осуществлять преемственность при переходе на следующую ступень образования, что тоже является одной из важнейших наших задач.

К сожалению, на данный момент образовательных платформ для детских садов не много. Но считаю, очень важно, несмотря на технические трудности, пробовать работать с цифровыми сервисами, помогать разработчикам их усовершенствовать, вносить свой вклад в развитие единой образовательной цифровой среды, так как видим дальнейшие перспективы развития и применения их в ДОУ.

С чего начать?

С понимания, что детский сад – это зона будущего, ее нужно выстраивать.

Что структурная трансформация неизбежна.

Принятие, вовлечение и погружение руководителя в проблему.

Важна роль личной позиции!!! Слово — запускает программу внутри себя.

Когда вы готовы. Что дальше?

Стать делателем. Понимать, что является номинальным якорем, и построить целостное видение процесса внедрения. Учесть риски. Подготовить инструменты для сглаживания.

Найти денежные средства для покупки цифрового сервиса.

Создать команду для перехода к изменениям.

Распределить роли (фиксатор, аналитик, организатор, коммуникатор).

Нарисовать команде горизонты планирования. Забить контрольные точки.

Добиться, чтобы услуга стала понятна на всех этапах, был поэтапный результат, комфортна в процессе, оставляла приятное впечатление.

Желаю вам победы над обстоятельствами и образовательного результата.

По результатам работы площадки было вынесено решение для общей резолюции августовского совещания педагогических работников Еврейской автономной области:

1. Разработать положение о клубе «Воспитатель Еврейской автономной области».