Площадка 1. «Традиции и инновации в системе дошкольного образования», модератор Зубарева Елена Александровна, старший преподаватель кафедры начального, дошкольного и коррекционного образования ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО».
Лектор: Абрашина Анна Александровна, заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 24».
Тема: «Цифровая среда детского сада – цифровой сегмент основной образовательной программы и канал связи с семьей».
Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ.
Они играют немаловажную роль в организации сотрудничества детского сада с семьей, особенно это стало актуально для нас в период сложной эпидемиологической обстановки при организации дистанционного обучения и при создании социальных образовательных сетей и сообществ.
Повысить качество образовательного процесса и добиться максимально эффективных результатов нельзя в одностороннем порядке. Это возможно только в тесном контакте с семьей.
Совершенствование цифровой образовательной среды при взаимодействии с родителями рассматривается как важное звено для эффективного функционирования дошкольной организации в режиме ее развития.
Для чего нужна цифровая среда в ДОУ:
— раскрыть механизмы выстраивания цифровой среды в образовательной организации;
— создать условия для повышения качества дошкольного образования через использование современных информационных технологий в образовательном процессе;
— создать цифровую образовательную среду, удовлетворяющей актуальным потребностям семьи и активное взаимодействие с семьей в электронном пространстве.
— рост мотивации педагогов к реализации в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий;
Сотрудничество ДОО и родителей необходимо рассматривать как общение «на равных», а взаимодействие — как способ организации совместной деятельности, осуществляющейся с помощью общения.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Задача детского сада — «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
ФГОС ориентируют нас на то, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, необходимо учитывать социальный статус и микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности деятельностью ДОУ, необходимо постоянно повышать культуру педагогической грамотности семьи.
ФГОС ДО определяет требования по взаимодействию образовательной организации с родителями:
— информировать родителей и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства страны, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
— обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
— создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Определены требования и к педагогам:
— владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
— выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Выбирая те или иные формы работы с родителями в своем коллективе, мы прежде всего должны быть уверены в их эффективности. И как бы ни хороши были традиционные формы работы, несмотря на все положительно зарекомендовавшие себя характеристики, время показало, что мы все чаще и чаще сталкиваемся с определенными трудностями: родители постоянно ограниченны во времени, у них нет возможности для посещения родительских собраний, консультаций в детском саду, а значит – у ДОО отсутствует возможность для своевременного предоставления родителям необходимой информации.
Поэтому становятся актуальными новые, нетрадиционные формы работы с родителями.
Одним из приоритетных направлений модернизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий.
Цифровые платформы выступают цифровым сегментом основной образовательной программы дошкольного образования, что позволяет использовать возможности цифровой среды для решения задач, связанных с индивидуализацией и персонализацией дошкольного образования (ФГОС ДО), а также для поддержки семей в условиях реализации цифрового сегмента; повысить качества и оперативности управления образовательной организацией.
Задачи, которые решают цифровые платформы:
-
1. Организовать наиболее эффективную модель управления образовательным учреждением в субъектах РФ.
-
2. Организовать оперативный контроль образовательных подразделений по основным направлениям деятельности.
-
3. Привнести в образовательные учреждения инновационные решения, делая их работу лучше и качественнее, тем самым заботясь о развитии, здоровье и воспитании детей.
-
4. Оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы в основных направлениях деятельности.
-
5. Создать незаменимого помощника для персонала и родителей в образовательном учреждении.
-
6. Минимизировать ручную и рутинную работу основных сотрудников и исключить дублирование данных.
Цифровая среда — это специально разработанное программное обеспечение, созданное для организации наиболее эффективной модели управления дошкольным образовательным учреждением.
Цифровые системы могут значительно улучшить и автоматизировать более 30 различных направлений деятельности дошкольного образования, а именно:
-
Руководитель получает оперативную и достоверную информацию по основным направлениям образовательного учреждения непосредственно в «Личном кабинете», где вся информация собирается автоматически в 30 показателях, которые имеют плановые и фактические значения. Анализ каждого показателя строиться в виде графиков и отчетов
-
Автоматическое формирование договоров с родителями, приказов (прием, перемещение, изменение ФИО, выбытие, сохранение места в ОУ и т. д.), заявлений родителей, в том числе на льготы и компенсации на ребенка.
-
Автоматическое формирование табеля посещаемости детей основного образования так и дополнительных платных образовательных услуг
-
Мобильное приложение для: отметки основного и дополнительного табеля посещаемости, ведения электронного документооборота, отметка показателей результативности сотрудника (для расчета стимулирующих выплат), а также контроль директора по основным показателям деятельности детского сада
-
Мониторинг развития ребенка по различным направлениям согласно Федерального государственного образовательного стандарта. Анализ развития предоставляется в виде графиков и отчетов
-
Методическая работа в ДОУ с формированием плана производственного контроля и анализ его выполнения.
-
Автоматизация Медицинского кабинета. Ведение медицинских журналов по контролю здоровья ребенка
-
Охрана здоровья сотрудников и детей. Ведение 30 журналов по предупреждению распространения вирусных заболеваний в том числе Covid-19
-
Контроль диетического питания каждого ребенка. Система наделена искусственным интеллектом и помогает при составлении меню анализировать состав блюда. Если есть продукты, которые запрещены ребенку, Система показывает каким детям нельзя их употреблять по каким причинам и автоматически предлагает разрешенные блюда для детей по их диетам. Таким образом автоматически составляется диетическое меню для ребенка.
-
Контроль питания по международному стандарту HACCP. Автоматическое формирование 30 различных журналов согласно требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
-
Управление закупками: формирование плана, графика и заявок по закупкам по отделам, расчет минимальной цены контракта.
-
Управление продажами дополнительных услуг CRM, взаимодействие с родителями и потенциальными клиентами (CRM-сервисы (customer relationship management) — современная альтернатива сложным базам данных, множеству бумаг или электронных таблиц. Возможности такого ПО гораздо шире, что позволяет решать сразу несколько бизнес-задач.
-
Управление кадрами поступление, перемещение, график и приказы на отпуск, увольнение работника, назначение доплат, расчет персональных надбавок сотрудников по индивидуальным показателям результативности
-
Учет библиотечного фонда.
-
Охрана труда и техника безопасности
-
Планирование и учет выдачи средств индивидуальной защиты персонала
-
Контроль исполнения договоров, с автоматическим оповещением отклонений цены, остатка поставляемого количества продукта, сроков и суммы договора, анализ рекомендованных цен
-
Управление складскими запасами
-
Управление бюджетом, платежный календарь, формирования финансовых обязательств, плановых заявок на поступление и расход денежных средств, планов по доходу и расходу, а также план-факторный анализ бюджета образовательного учреждения
-
Управление ремонтами основного оборудования в образовательных учреждениях
-
Циклограммы и карты оперативного контроля образовательной, медицинской и педагогической деятельности
-
Учет хоз. инвентаря в подразделениях образовательного учреждения
-
Управление персоналом, автоматизация в начислении персональных надбавок согласно персональным показателям результативности каждого сотрудника
-
Система контроля доступа в образовательное учреждение
-
Экспорт в 1С: Бухгалтерия складских документов, табелей посещаемости как основного так и дополнительного образования детей, а также приказы на поступление, перемещение, отпуска, увольнение работников, табеля рабочего времени и кадровую информацию
-
Интеграция с программой Меркурий, автоматическое получение, гашение и формирование вед. свидетельств
-
Интеграция с программой Диадок, автоматическое создание приходных накладных и актов оказанных услуг в СКДОУ
-
Интеграция с мессенджерами Viber и Telegram
-
Личный кабинет родителя, где родитель посредством компьютера или телефона может посмотреть:
1) посещаемость своих детей как по основному, так и по дополнительному образованию;
2) в разделе дополнительного образования родитель может не только увидеть посещаемость ребенка, какие темы он проходил, но и подать заявку на заключение договора на включение в новую группу;
3) увидеть меню по дням, если ребенок находится на диетическом питании, будет показана чем кормили его ребенка с учетом диеты, а также Система посчитает белки, углеводы, жиры и калорийность;
4) в разделе Развитие ребенка, родитель может увидеть по каким критериям и по каким показателям оценивали его ребенка и какие поставили баллы. Также увидеть рекомендации воспитателя о дополнительных занятиях с ребенком дома
5) Чат с Виртуальным помощником интеграция с искусственным интеллектом, можно получить краткую информацию по воспитанию и развитию ребенка
6) Посмотреть баланс движения денежных средств, заказать квитанцию на оплату и акт сверки.
7) Просмотр календаря и тем занятий с ребенком
8) Портфолио ребенка с фотографиями
9) Новостной блок по группе
Сентябрь часто становится временем планирования новых начинаний для предстоящего учебного года. Именно так и случилось с нашей педагогической командой в 2022 году, которой предложили принять участие в пилотном проекте по освоению образовательной платформы Smart School Pro или по –другому «Детский сад в кармане».
Цифровые образовательные технологии – неотъемлемая часть современного образования, они находят свое применение и в дошкольном образовании. Встречи с разработчиками платформы проходили в онлайн-формате. Вначале обсудили договор, «Дорожную карту» по реализации пилотного проекта. И с октября месяца наш коллектив делает новый для себя шаг в цифровизации дошкольного образования. В проекте задействованы воспитатели, педагоги, представители администрации ДОУ и родители воспитанников.
Smart School Pro — облачный сервис. Доступ к нему осуществляется с любого устройства.
Платформа построена по модульному принципу. Каждая образовательная организация имеет возможность выбирать только те разделы платформы, которые ей необходимы. Также в платформе предусмотрена возможность индивидуальных настроек доступа для пользователей.
В платформе реализован принцип единого ввода, любая информация, введенная однократно, отображается во всех разделах системы. Это экономит время сотрудников и оптимизирует рабочие процессы.
Smart School Pro решает следующие задачи:
Собирает в одном окне информацию о каждом ребенке и группе и помогает формировать отчетность.
Диагностика Smart School Pro своевременно привлекает внимание к проблемам развития детей. По данных РАМН, более 30% детей имеют проблемы здоровья и развития, а 60% детей находятся в группе риска. Диагностика Smart School Pro помогает в работе команде специалистов, собирая все необходимые данные в одном окне.
С помощью платформы легко выстраивать индивидуальные траектории развития детей и направлений работы с группой.
Smart School Pro обеспечивает удобную, безопасную, адресную коммуникационная внутри ДОУ и с семьями воспитанников.
Введение Smart School Pro предполагает отказ от групп взаимодействия с родителями в мессенджерах и социальных сетях.
Интерфейс приложения соответствует специфике дошкольной образовательной организации. Навигация приложения понятна, наглядна и доступна для родителей. Отношения с семьями воспитанников оформляются документально (договора, согласие на обработку персональных данных).
Содержательная часть удобна для руководителя ДОО (имеет полную информацию о деятельности педагогов в группах и их взаимодействии с родителями).
Предложена единая диагностическая система (психолого-педагогическое и педагогическое тестирование детей дошкольного возраста), разработанная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что помогает выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка. Мониторинг ориентирован на вариативные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ДО в т. ч. собственной программы ДОО (ООП).
Результаты диагностики в корректной форме предоставляются родителям.
Система психофизической диагностики SSP в целом хорошо продумана, базируется на валидных и надежных методиках структурирована по возрастным диапазонам и линиям развития ребенка;
Позволяет составить многостороннее представление как об уровне развития отдельных сфер психофизического развития, так и о динамике их развития у каждого ребенка;
Система психофизической диагностики SSP обеспечена базой:
а) необходимым стимульным материалом,
б) протоколами наблюдений,
в) реестром углубленных диагностик,
г) описаниями нормотипичных возрастных профилей;
Целостное развитие ребенка по всем линиям иллюстрируется автоматически составленной круговой диаграммой, что является удобным способом представления результатов диагностики. Диагностические срезы предполагается проводить 3 раза в год: в начале, середине, конце года.
Проведение диагностики обеспечивается автоматизированной системой, позволяющей оперативно обработать результаты и сформировать заключение по результатам обследования.
Далее был « Кликс».
Использование данного сервиса позволяет создать условия для более эффективного взаимодействия между ДОУ и семьей. Так как, в соответствии с законом об образовании в РФ и родители, и дети, и педагоги являются равноправными участниками образовательного процесса.
Хочется отметить, что на тот момент мы с удовольствием стали участниками проекта, так как понимали, важность и перспективы развития цифрового образовательного пространства в современных реалиях.
Внедрение системы Кликс проходило под руководством заведующего д/с, заместителя заведующего по ВМР и старшего воспитателя. В систему можно войти через поисковый запрос, у администратора, который полностью ведет управление Кликсом. имеет личный кабинет воспитатель и родитель
Несмотря на то, что педагоги нашего ДОУ хорошо владеют интернет – технологиями, но на начальном этапе работы с данной образовательной платформой возникали некоторые сложности и вопросы, поэтому нам приходилось работать, прежде всего, командой, связывались с технической поддержкой сервиса, а она находится в городе Санкт — Петербурге, которая всегда отвечала на наши запросы, давала рекомендации и подробные инструкции по применению.
Я убеждена, что образовательная платформа для детских садов нужна! Привыкли же мы к электронным дневникам в школе (наверняка большинство из вас имеет детей школьников) и не просто привыкли, а уже не представляем, как отслеживать успеваемость ребенка без него. Так и в дошкольном образовании, неспроста же мы первая ступень общего образования, использование цифровой системы позволяет осуществлять реальное взаимодействие всех участников образовательного процесса в системе дошкольного образования. Скажем честно, что в большинстве случаев у родителей нет времени, приводя или забирая ребенка, действительно воспринять и проанализировать информацию, которую пытаемся донести воспитатели, особенно если она не бытового характера, а педагогического. А так, благодаря использованию цифровой системы, у вас есть возможность в любое удобное для себя время, войти в личный кабинет, ознакомиться с наглядной информацией за любой период, внести свои предложения для формирования траектории развития ребенка. Такой подход позволяет выстраивать доверительные отношения с родителями и вести партнерский диалог.
Также использование сервиса позволяет формировать электронное портфолио ребенка, что позволяет осуществлять преемственность при переходе на следующую ступень образования, что тоже является одной из важнейших наших задач.
К сожалению, на данный момент образовательных платформ для детских садов не много. Но считаю, очень важно, несмотря на технические трудности, пробовать работать с цифровыми сервисами, помогать разработчикам их усовершенствовать, вносить свой вклад в развитие единой образовательной цифровой среды, так как видим дальнейшие перспективы развития и применения их в ДОУ.
С чего начать?
С понимания, что детский сад – это зона будущего, ее нужно выстраивать.
Что структурная трансформация неизбежна.
Принятие, вовлечение и погружение руководителя в проблему.
Важна роль личной позиции!!! Слово — запускает программу внутри себя.
Когда вы готовы. Что дальше?
Стать делателем. Понимать, что является номинальным якорем, и построить целостное видение процесса внедрения. Учесть риски. Подготовить инструменты для сглаживания.
Найти денежные средства для покупки цифрового сервиса.
Создать команду для перехода к изменениям.
Распределить роли (фиксатор, аналитик, организатор, коммуникатор).
Нарисовать команде горизонты планирования. Забить контрольные точки.
Добиться, чтобы услуга стала понятна на всех этапах, был поэтапный результат, комфортна в процессе, оставляла приятное впечатление.
Желаю вам победы над обстоятельствами и образовательного результата.
По результатам работы площадки было вынесено решение для общей резолюции августовского совещания педагогических работников Еврейской автономной области:
1. Разработать положение о клубе «Воспитатель Еврейской автономной области».