Фендрикова Оксана Владимировна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 16», г. Биробиджан

 

«Ищите себе такого наставника,который уже добился того, о чем мечтаете вы. Ищите наставника, который уже стал тем, кем бы вы желали видеть себя».

Ренди Гейдж (эксперт по саморазвитию)

Для эффективной организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации необходима профессиональная компетентность педагогов. Почти все молодые педагоги убеждены, что они вооружены знаниями, умениями, и только первый день работы в детском саду выявляет реальную картину их подготовки. Практика показала, что многие молодые специалисты имеют достаточно большой объём теоретических знаний, но совсем не имеют опыта практической работы. Молодые педагоги, приходящие в дошкольное учреждение, сталкиваются с разными проблемами:

— адаптация в новом коллективе;

— ведение разного рода документов;

— организация образовательной деятельности;

— написание планов, конспектов;

— трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности.

Особенностью труда начинающих воспитателей является то, что они в первый же день выполняют в полном объёме все должностные обязанности и несут ответственность наряду с опытными педагогами, имеющими многолетний стаж работы. Те педагоги, которые не получают в первый год своей работы поддержку коллег и администрации, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло необходимо оказывать всестороннюю поддержку и помощь.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени успешно используется система наставничества.

Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Начинающему педагогу наставничество даёт возможность получить поддержку более опытного коллеги, повысить свою профессиональную компетентность, а педагогу-наставнику – позволяет передать свой педагогический опыт.

Назначение наставника проходит при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста. Нельзя забывать и о психологической совместимости наставника и стажёра , тут важна помощь педагога-психолога. Моя задача как наставника – привить интерес к профессии воспитателя, ускорить процесс профессионального роста, помочь адаптироваться в нашем творческом и дружном коллективе.

Использую разнообразные формы работы, например:

— предлагаю совместно спланировать образовательную деятельность, оказываю помощь в составлении конспекта занятия;

— рекомендую методическую литературу, знакомлю с методической копилкой моего кабинета и детского сада;

— посещаю режимные моменты, занятия у молодого педагога и анализирую их,

— приглашаю понаблюдать за своей работой – провожу открытые показы проведения режимных моментов, организации прогулки, занятия и других видов деятельности с обсуждением увиденного;

— провожу консультации, беседы;

— знакомлю с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказываю помощь при подготовке консультативного материала для родителей;

— помогаю в работе по самообразованию, при подготовке к педсоветам.

— оказываю помощь при работе с разными сайтами.

Наряду с традиционными формами работы хорошую эффективность имеют инновационные: творческие группы, профессиональные и творческие конкурсы, «За столом» (изготовление пособий) ,«Вопрос-ответ» (работа на компьютере) ,«Мастер-класс» , деловая игра, методические объединения.

Предлагаю начинающему педагогу:

— Подобрать картотеку игр для развития психических процессов («4-йлишний», «Что изменилось?», «Найди пару» ,«Найди отличия», «Разрезные картинки» и др.), игры по сенсорному развитию, развитию мелкой моторики рук, выработки правильной воздушной струи.

— Использовать в своей работе не стандартный материал (деревянные шпатели, баночки, песок, стакан и воду и др.).

— Подобрать разнообразные формы работы с родителями (стенды, буклеты, собрания с показом игр и пособий, викторины и т.д.).

— Оформить различные картотеки («Прогулки», «Режимные моменты», «Пробуждение после дневного сна», «Подвижные игры», «Сюжетноролевые игры» и т. д.).

Наставничество – это постоянный диалог, поэтому педагоги-наставники по отношению к молодым педагогам должны быть уважительны, терпеливы, делиться своим опытом без назидания, не забывать отмечать положительные стороны в работе подшефного, поощрять педагогические находки. В свою очередь и молодые специалисты должны прилагать старания для правильного построения взаимоотношений с наставником.