Файн Татьяна Анатольевна,
доцент ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО»,
кандидат педагогических наук,
главный эксперт ФГБУ «Росдетцентр»

С именем и научно-педагогическим наследием К.Д. Ушинского связана вся моя научно-педагогическая деятельность, успешность и преданность которой у меня – из семейной педагогической традиции и династии. Работы Ушинского, его педагогический альтруизм и оптимизм сопровождают мою практическую деятельность по сей день.

Каждый этап в моей педагогической практике по новому позволяет прочитать и оценить научно-педагогическое наследие великого педагога России. Я сформулировала для себя и стараюсь ретранслировать в педагогическом сообществе, обучающимся и студентам твердое убеждение о том, что К.Д. Ушинский – педагог и наставник, «светоч вечной педагогической мудрости». Именно «светочем вечной педагогической мудрости» был и остается для меня К.Д. Ушинский.

Награда медалью К.Д. Ушинского для меня – это государственное признание результативности моей научно-педагогической деятельности, профессионализма и ещё большая ответственность за свою страну, за нашу великую Россию. И в этом я тоже пытаюсь следовать заветам великого основоположника русской научной педагогики, актуальным в условиях формирования новой философии воспитания.

Важнейший постулат для своей жизни Константин Дмитриевич Ушинский сформулировал и записал в своем дневнике, когда ему было 25 лет: «Сделать как можно более пользы моему отечеству, вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Свою первую педагогическую статью К.Д. Ушинский пишет, изучив огромное историко-педагогическое наследие зарубежья, которое он обнаружил в Гатчинском сиротском институте. 2 шкафа – полное собрание педагогических книг, наследство славного Гугеля, который эти книги и собрал.

«Это было первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении, – писал Ушинский. – Этими двумя шкафами я обязан в жизни очень, очень многим…» (авторам этих книг).

В результате прочтения Ушинским книг из собрания Гугеля у него уже было все, необходимое для педагога-профессионала, важные и основные качества: нравственная сила, воспитанная им еще в детстве; идейное основание жизни, выработанное им в юности; и теоретические знания, добытые им через сознательное штудирование педагогических книг!

Осмысление педагогической классики отразилось у К.Д. Ушинского в его лучшей статье «О пользе педагогической литературы». В этой статье он открывает новую веру, веру в педагогику и утверждает правомерно, своевременно: «Педагогика – это наука, искусство, она требует глубоких специальных знаний, особого таланта. Педагогика – прекрасная наука, собрание замечательных тонких мыслей, – нельзя полагаться только на свой собственный опыт, надо учиться учить».

Особую роль Ушинский придавал воспитанию, при этом справедливо полагал, что «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни»! Ведь только трудом и может быть счастлив человек!

Наследие Ушинского огромно: от детских рассказов и журнальных статей, до концепций развития тогдашнего косного российского образования, учебников, хрестоматий, научных монографий. Самая главная и важная заслуга К.Д. Ушинского в том, что он создал российскую педагогику как науку, доказав своё истинное служение Отечеству. Патриотизм Ушинского очевиден: как можно больше сделать для своего Отечества. Ушинский учит, как это сделать, как служить Отечеству, он наставник и сегодня наставляющий нас на службу и защиту Отечества через обучение и воспитание. Поэтому К.Д. Ушинский – наставник и вечный светоч педагогической мудрости, в том числе и в сфере патриотического воспитания.