Анна Ивановна Сычева,
учитель истории
МБОУ «СОШ с. Амурзет»
Историческая память – сложный феномен общественного сознания, отличающийся от исторических знаний. Человек может многое знать о событиях прошлого, но эти знания для него абстрактны, не слишком его волнуют. Принято считать, что историческая память представляет собой систему представлений о прошлом, характеризующихся эмоциональностью, ценностной окрашенностью, символичностью. Огромную роль в формировании и сохранении исторической памяти играет школьное историческое образование. В жизни человека существует и так называемая позиция наследника: события, произошедшие с предками, он принимает как свои собственные, они важны для него. Семейная память всегда пересекается с исторической, поскольку не существует истории семьи вне истории общества. Есть события, затрагивающие практически каждую семью, есть ключевые события, важные для поколения или конкретной социальной общности.
Великому русскому учёному Михаилу Ломоносову принадлежат слова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Знать прошлое – это значит знать историю своего государства и своей малой родины. Известно, что историю делают люди. Люди, умеющие горячо любить свою землю, готовые облагораживать её своим каждодневным добросовестным трудом, готовые отдать за нее жизнь.
Чтобы познакомиться с такими людьми, достаточно оглядеться вокруг и проявить интерес к тем, кто живет (жил) рядом с тобой в одном селе, к тем, кто ходит (ходил) с тобой по одним улицам, к тем, кого мы называем простым и ёмким словом «земляки».
Толковый словарь русского языка любого автора дает одинаковые определения этого слова: земляк – это уроженец одной местности с кем-нибудь.
Мне хочется рассказать, как в Октябрьском районе сохраняется память именно о тех земляках, чьё мужество и героизм остались в истории.
Во-первых, богатые возможности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию заложены в урочной деятельности.
Так, данная тема открывает простор деятельности на уроках ОДНКНР в 5 классе при изучении раздела «Жизнь ратными подвигами полна». Учащиеся готовят к урокам мини-проекты о своих родных – героях и участниках Великой Отечественной войны или тружениках тыла. На урок ребята обычно приносят фотографии своих прадедов/прабабушек, о которых рассказывают своим одноклассникам с особым трепетом и гордостью. В разделе курса «Люди труда» ребята готовят сообщения о профессиях своих родителей и мини-проекты о славных трудовых династиях.
В рамках курса «История России» в 10 классе средней школы при изучении главы «Великая Отечественная война» учащиеся выступают перед одноклассниками с мини-проектами о ветеранах Великой Отечественной войны, используя материалы школьных альбомов о ветеранах-земляках, а также при непосредственном общении с родственниками данных людей. Старшеклассники гордятся своими родными, охотно предоставляют информацию и фотографии из семейных архивов для подобных уроков.
На уроки и внеурочные мероприятия в МБОУ «СОШ с. Амурзет» нередко приглашают руководителя общественной организации «Дети войны» Михаила Исааковича Гельфанда, который рассказывает ребятам про свое военное детство, читает стихи. Незабываемые уроки Мужества почти во всех классах нашей школы проводил ныне покойный председатель совета ветеранов села Амурзет Михаил Ушаков. И это были уроки гордости своей школой, селом, областью.
Во-вторых, особое значение в воспитании патриотизма играет внеурочная деятельность. Думаю, каждый из нас, прорабатывая план воспитательной работы, задумывается над тем, какую цель поставить перед собой и перед детским коллективом. На мой взгляд, наиболее сообразной будет следующая цель: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения школьников в социально значимую и нравственно-направленную деятельность.
Так, в целях сохранения исторической памяти народа в школе с. Амурзет открыт Зал воинской славы «Живая память», посвящённый нашим землякам – участникам Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов. В день открытия зала перед школьниками и гостями села выступали потомки ветеранов, чьи портреты увековечены на его стенах. В настоящее время в этой рекреации осуществляются занятия кружка ЮДП, Юнармии. Также зал используется для проведения торжественных мероприятий патриотической тематики (уроки Мужества, торжественные линейки, конкурсы чтецов). Учащиеся школы принимали участие во всероссийском конкурсе исследовательских проектов, в школьной проектной деятельности с информацией о Лопатине Г.Д. Учителями нашей школы был сделан видеофильм о выпускнике школы, сотруднике ФСБ Александре Сидельникове, погибшем при исполнении служебного долга, в последующем фильм передан в Районный краеведческий музей. На протяжении пяти лет в период летнего отдыха в школе работает профильный отряд «Патриоты», программа которого является частью патриотического воспитания школы.
В школе с. Екатерино-Никольское оформлено памятное место с макетом вечного огня и фотогалереей «Помним, гордимся, скорбим». Это место является центром внеурочных мероприятий патриотической тематики. Учащиеся 9 класса писали итоговый индивидуальный проект о детях войны, непосредственно встречаясь с данной категорией людей, взяв у них интервью и детские фото.
В школе с. Благословенное на протяжении ряда лет в период летней оздоровительной компании были организованы профильные отряды «Поиск» и «Забота». Воспитанники отряда «Поиск» занимались поисково-исследовательской деятельностью, встречались со старожилами села, собрали и обработали материалы, оформили папку и выставку в школе. Воспитанники отряда «Забота» оказывали посильную помощь старожилам села в уборке двора, прополке сорняков в огороде. Ребят подобная деятельность облагораживает и мотивирует на новые свершения. В школе также есть памятное место для проведения мероприятий патриотической направленности, оно посвящено Г.Д. Лопатину. Большой и объёмный материал собран и обработан ребятами и педагогами о Герое Советского Союза Г.Д. Лопатине, имя которого носит данная школа.
В школе с. Полевое в 1998 г. был основан музей, который существует и по сей день. В работу музея вовлечены школьники. Благодаря старожилам сёл Полевое, Луговое, Самара и ребятам был собран богатый материал и созданы альбомы «История прошлого и настоящего родных сёл», «Твои люди, село» и др. В рамках работы музея был оформлен альбом «Поклонимся великим тем годам….» с фотографиями, вырезками из газет и другими памятными материалами. Альбом был подготовлен в ходе участия учащихся и педагогов школы во Всероссийской акции «60 достойных дел», посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ребята приглашали на мероприятия участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, узников концлагерей, посещали ветеранов на дому, участвовали в часах общения, конкурсах рисунков и инсценировках песен.
Ежегодно в преддверии празднования Дня Победы учащиеся школ района отдают дань памяти тем, кто не вернулся с полей сражений: облагораживают и убирают территорию обелисков, ухаживают за могилами ветеранов. Ребята участвуют в митинге, посвященном 9 мая. С большой гордостью дети участвуют в шествии «Бессмертный полк», а самые достойные вместе с пограничниками несут «Вахту памяти» у памятников героям-землякам. 22 июня и 9 мая традиционно участвуем в акции «Свеча памяти».
В течение многих лет на базе нашей школы, на базе ЦДТ организуют и проводят районные спортивные состязания памяти сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга. Например, соревнования по гиревому спорту и пауэрлифтингу с участием школьников района посвящены памяти сотрудника полиции Эдуарда Пономарёва, погибшего при проведении контртеррористической операции в Чеченской республике; памяти сотрудника ФСБ Дмитрия Гассана, погибшего при исполнении служебного долга в Чеченской республике.
Летом этого года на стадионе ЦДТ прошел открытый турнир Октябрьского района по мини-футболу памяти Дениса Тонких, погибшего при исполнении воинского долга в ходе специальной военной операции по защите мира на Донбассе. В турнире приняли участие школьные команды.
В рамках патриотического проекта «Парта Героя» 3 парты Героя теперь есть в школах Октябрьского района. Они увековечивает память Дениса Тонких, Григория Линченко, выпускников Амурзетской школы, Алексея Бармина, выпускника Екатерино-Никольской школы.
В заключение хочется сказать о том, что духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является безусловным приоритетом обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей. Невозможно построить современное государство, игнорируя духовно-нравственный потенциал народа, не обращая внимания на внутренний мир человека, состояние и качество его внутренней жизни. Так или иначе, развитие общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции каждого человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание патриотизма и гражданственности всегда неразрывно связано с развитием духовности, нравственности и одинаково важно для становления личности, связанной с родными корнями, с образцами культуры своих предков, героическим прошлым Родины.
В эпилоге х/ф «Звезда» есть такие слова: «…Каждую весну, каждый май души погибших с полей Польши, Чехии, Германии – отовсюду – устремляются в родные края, чтобы увидеть свою цветущую Родину, за которую отдали свои жизни!». Хочется надеяться, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, наши ученики, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать всё для сохранения и укрепления нашей Родины, Русской земли.
Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого», – подчеркнул Президент России Владимир Путин. Форум «Сила – в правде!» 09.05.2022
«Историческая память важна для любого народа, если он хочет сохраниться и иметь будущее. Историческая память важна не для тех, кого уже нет… Важна для нас и для наших детей», – сказал он на встрече с представителями партии «Единая Россия».